Вт. Ноя 29th, 2022

Опубликовано daniyar вкл Thursday, 17 March 2016

Наурыз – один из величайших праздников древности. Этот праздник тесно связывался с культом плодородия. В прошлом казахи называли Наурыз великим Днем Улуса – Ұлыстың Ұлы күні. Великая мудрость заложена в том, что началом года на Востоке считается весна. Время обновления, настроя на большие дела. И неслучайно Наурыз приходится на март. Слово “наурыз” пришло в казахский язык из  персидского. Там оно звучало как “нау” – новый, “ырыз” – день и выражало понятие – первый день Нового года. Наступал он 22 марта, в момент весеннего равноденствия и наряду с 1 января отмечался казахами до 1926 года, когда в республике было официально объявлено о переходе на отсчет времени по григорианскому календарю, а возродился праздник в 1988 году. Считалось, что в день весеннего равноденствия все небесные тела возвращаются на свои исходные позиции, начинается обновление всего живого в окружающем мире. Но главными признаками обновления были первый весенний гром, набухание почек на ветвях деревьев, буйное прорастание зелени. Отношение народа к Наурызу характеризуется и тем, что мальчиков, родившихся в день весеннего равноденствия, нарекали Наурызбаем, Наурызбеком, девочек – Наурыз, Наурызгуль.  Если в этот день выпадал снег, то это считалось добрым предзнаменованием. Даже девичью красоту в казахском эпосе сравнивают с белым снегом Наурыза, поскольку в марте обычно идет мягкий пушистый снег с особенной белизной на фоне обновляющего мира. К встрече Нового года, Наурызу, казахи готовятся, по меньшей мере, за неделю: очищают арыки, родники, улицы, сажают деревья. Существует в народе поверье, что только в чистый дом входит счастье. Люди, очищая пространство вокруг, очищают свою душу.  Готовились к празднику задолго до его наступления. Уже за неделю женщины наводили порядок в доме, мужчины чистили вокруг дома, во дворе. За долгую зиму много скопилось ненужных вещей. Хозяйки оставляли в доме только самое необходимое, остальное выбрасывали, а чаще всего раздавали тем, кто в этом нуждается. Таким образом, начиналось очищение. В эти дни старались избавиться от всего лишнего, это давало надежду на лучшие перемены, благополучие и хорошие приобретения в хозяйстве. С вечера 21 марта люди собираются где-нибудь в одном месте, чтобы послушать песни, поделиться новостями, ведь люди не виделись долгие зимние месяцы. Женщины готовят традиционный «наурыз көже». Любовь к общению у казахов велика, ведутся неторопливые беседы, вспоминают старики древние эпосы. Акыны речитативом под звуки домбры поют знаменитые терме – песенные мудрые назидания и терпеливо ждут рассвета. Первые лучи солнца 22 марта священны, и поэтому люди семьями стараются в этот миг быть на самом высоком месте населенного пункта и встретить солнце с чистыми помыслами, самыми сокровенными желаниями. И стар, и млад, протягивают к солнцу раскрытые ладони, затем благоговейно проводят по лицу. Отсюда этот жест у казахов, когда говорят «Бисмилля!». Женщины несут в чашах молоко, чтобы оросить первые лучи солнца, землю, детей и раскрытыми ладонями принять бата – благословение от Вселенского светила Солнца. Со словами «Құт дарысын!» женщины окропляют землю молоком – символом благополучия, мира и добра. Важно в этот миг протянуть раскрытые ладони и распахнуть сердце навстречу первым лучам восходящего солнца. Мы дети Солнца – Богини Умай и Неба – Тенгри и надо это помнить! В этот день, 22 марта, необходимо простить  врагам самые страшные обиды. Чем сложнее это сделать, тем ценнее награда. Враги становятся, если не друзьями, то уже не враждующими сторонами. Люди стараются сказать друг другу и всем окружающим как можно больше слов благодарности и приветствия. Особо ценно услышать в ответ как можно больше слов благодарности от людей преклонного возраста, аксакалов. В центре площади стоит роскошная юрта. Из нее семеро нарядных женщин выносят и расставляют вокруг юрты посуду. Чем больше, разнообразнее и богаче посуда, тем лучше. После этого джигиты в красивых костюмах выносят главный казан с Наурыз көже. В старину женщины соревновались в том, чье Наурыз көже будет вкуснее. Наурыз көже – традиционный весенний суп из семи компонентов. Варили его в больших котлах и следили, чтобы котел был полный. В Наурыз көже полагалось класть помимо воды и соли не менее семи разных продуктов: обязательно очищенную пшеницу, рис, пшено или другие крупы, мясо, молоко, масло и прочее. Көже в остуженном виде заправляли квашеным молоком или в разведенном виде сухим сыром. Семь составных элементов наурыз көже соответствует числу дней в неделе. С числом семь казахи связывали благополучие в течение всего года. В старину празднично наряженные родичи семьями, группами ходили из аула в аул и обязательным угощением в этот день был наурыз көже. Это тоже своеобразный конкурс, потому, что есть поверье, если ты отведаешь наурыз көже в семи домах, то год будет у тебя удачливым. Поэтому каждая состоятельная семья старалась вынести свой казан с наурыз көже. Пожилые женщины в белоснежных кимешеках разбрасывают «шашу». «Шашу» можно сравнить с мифологическим рогом изобилия, из которого сыплются в толпу сладости и угощения. Песни, шутки, смех. Праздник начинается. Игры, песенные и конные состязания, общение друг с другом. Люди обмениваются новостями, знакомятся, прощают свои обиды. Мира и благоденствия ждут все казахстанцы от наступающего Наурыза.  Наурыз – Ұлыстың ұлы күні – Великий день народа приходит, чтобы напомнить нам всем о весне, подарить надежду. Весна навстречу нам идет, Весна на праздник всех зовет, Народы самых разных стран Шлют поздравленья в Казахстан! Играй, баян, звени, домбра: Желаю счастья и добра, Здоровья и терпения, Отличного настроения, Чтобы мечты у всех сбылись – Здравствуй праздник Наурыз!   Шолпан МАХМЕТОВА,   преподаватель 

истории ЗКИТК  

от admin