Вс. Дек 4th, 2022

пн, 28/11/2016 — 17:54

Гумар Караш (1875-1921) — поэт, фольклорист, общественный и религиозный деятель, сторонник партии «Алаш». Родился в Жанибекском районе Западно -Казахстанской области. Обучался сначала в местном медресе, затем получил высшее духовное образование в медресе города Уфы по некоторым сведениям продолжал учебу в Стамбуле.

Гумар Караш является первым казахским казием (членом) Духовного собрания мусульман Восточной части Российской империи. Получив мусульманское образование, Г.Караш некоторое время стремится к духовной карьере. Однако вскоре Г. Караш начинает пропагандировать просветительские идеи, выступает за реформу старого казахского мектеба и, наконец, решительно порывает с духовенством. В дальнейшем он с полной отдачей сил занимается литературным трудом, собиранием и изданием памятников казахской поэзии. С его именем связано появление газеты «Қазақстан» и ряд острых полемических статей в газетах «Фикер» и «Қазақ», «Дұрыстық жолы», журнал «Шура». В 1902 году учительствовал в родном ауле. В годы работы в газете «Қазақстан», под руководством Ш.Бокеева собрал и опубликовал образцы казахского фольклора в сборниках «Шайыр» и «Көксілдер». При жизни поэта вышли пять поэтичных сборников: «Бала тұлпар», «Қарлығаш», «Тумыш», «Аға тұлпар», «Тұрымтай» и три исследовательские книги: «Ойға келген пікірлерім», «Өрнек», «Бәдел қажы». Это были сильные стихи в жанре Толғау, внесшие новые формы в казахское стихосложение. Караш по праву считается одним из реформаторов, блестяще экспериментировавшим сочетание казахской традиционной поэзии с арабским стихом и внесшим свою лепту в ускорение этой формы в казахской стихосложении. Караш- наиболее колоритная фигура в истории Приуралья — поэт, сочетавший в своем творчестве мужественный гражданский пафос с тонким лиризмом, философ, проложивший золотой мост между рациональным менталитетом Запада и устойчивым моральными категориями восточной теологии. Сторонник партии «Алаш и его правительства Гумар Караш выступал против насильственных путей свержения существующего общественного строя и в поддержку выпустил сборник стихов «Алаштың азаматтарына», «Неден қорқамын», «Күн туды», но вскоре включился в борьбу за советизацию аула. Участник съезда казахов Бокеевской орды в Орде (май 1917 года) и 2-го Всеказахского съезда в Оренбурге (5-13 декабря 1917 года). Делегат I съезда учителей Бокеевской губиспоком (24 сентября 1918 года) и 1-, 2-, 3-, 4-го съездов (в 1918-1920 гг.) Бокеевских губернских советов. Редактор первого в Казахстане педагогического журнала «Мұғалімге». Просветительские взгляды изложил в труде «Педагогика». В 1920 году руководил отделом Бокеевского губисполкома. Гумар Караш в начале ХХ веке опубликовал свои статии «Бұл қай заман?», «Тірішілік таласы», «Тәнсіз жан жоқ», «Жастарға», «Әрине күнелту керек», «Ұлт және туған ел», «Әсер», «Қазақтар хақында», «Заң мәселесі», «Жүгенсіздік адамға жол ма еді?» и другие материалы в газетах и журналах «Қазақ дұрыстығы», «Қазақстан», «Айқап», «Дұрыстық жолы», «Шора», «Абай». Гумар Караш под псевдонимом Габдолла Муштак опубликовал ряд статей в газете «Қазақ» и журнале «Айқап», а также «Ғұмар Қараш баласы», «Ғұмар Қарашұлы», «Ахунд Ғұмар Қарашұлы», «Ғұмар әл-Қараши», «Бөкей елінің баласы», «Ғұмар Қараш», «Ғ.Қ», «Ғ.Мұштақ», «Ғабдолла Мұштақ», «Оразақай», «Қазақаев», «Ғұмар Қарашев». Произведения Гумар Караша опубликованы на казахском языке в школьных учебниках, в сборнике «Антология казахской поэзии» и «Казахские поэты» на русском языке. Стихи и поэмы поэта, его философские размышления, рассказы и статьи вышли в сборниках «Замана» (Алматы, 1994). Творческая и политическая деятельность поэта была прервана в 1921 году, он был зверски убит бандитами.   Источник: Казахстан, национальная энциклопедия, 2 том.

от admin