чт, 12/01/2017 — 20:03
За последние два года в Уральске выявлен 41 факт организации незаконного игорного бизнеса, осуждены 18 лиц. Принимаемые уполномоченными органами меры направлены на абсолютное искоренение на территории области фактов функционирования игровых автоматов и незаконной деятельности букмекерских контор. Деятельность в сфере игорного бизнеса в Казахстане регламентируется Законом РК от 12 января 2007 года «Об игорном бизнесе» и осуществляется на основании лицензий, выдаваемых заявителю, на каждое игорное заведение сроком на 10 лет. Игорный бизнес – это предпринимательская деятельность, связанная с организацией и проведением азартных игр и (или) пари. В РК осуществляются следующие виды деятельности в сфере игорного бизнеса: казино, зал игровых автоматов, букмекерская контора, тотализатор. Запрещается деятельность электронного и интернет-казино, установка и использование игорного оборудования в предпринимательских целях, за исключением мест, предусмотренных законодательством, заключение пари, прием ставок и др. При этом, согласно ст. 11 Закона, казино и залы игровых автоматов подлежат размещению в Алматинской области (Капшагай) и в Акмолинской области (Щучинский район), в других местах размещение казино и залов игровых автоматов запрещается. На территории нашей области всего зарегистрировано 18 игорных заведений, представленных букмекерскими кассами. Ряд букмекерских касс сняты с учета, с целью уклонения от уплаты налогов. По ним сотрудниками УГД г. Уральска проводятся мероприятия по привлечению к административной ответственности. Вместе с тем, в последние годы расцвела деятельность так называемых «лотерейных терминалов», установленных практически по всей стране в каждом городе, в том числе и в Уральске. Люди небезосновательно заявляют, что эти терминалы уж очень похожи на игровые автоматы. Данное обстоятельство сложилось ввиду отсутствия четкого разграничения между лотерейной деятельностью и деятельностью в сфере игорного бизнеса. Организаторы, так называемой «лотерейной» деятельности, ссылаются на наличие лицензии на данный вид деятельности и соответствия «лотерейных терминалов» квалификационным требованиям, необходимым для осуществления по организации и проведению лотерей. При этом, организатор лотереи, находящейся зачастую в другом городе (Астана, Алматы) заключает агентское соглашение с лицом, который, в свою очередь, выдает доверенность на представление интересов третьим лицам за определенное вознаграждение. Приобрести «лотерейные терминалы» не составляет особого труда, достаточно открыть в интернете соответствующие объявления. Таким образом, создается разветвленная сеть лиц, осуществляющих деятельность в данной сфере, от имени нескольких юридических лиц, имеющих соответствующую лицензию. Службой экономических расследований совместно с органами прокуратуры проводятся мероприятия, направленные на выявление и пресечение подобных фактов. Так, за 2015-2016 годы выявлен 41 факт организации незаконного игорного бизнеса, из которых: 18 фактов организации незаконной деятельности букмекерских контор, 22 факта организации незаконной деятельности «лотерейных терминалов», 1 факт организации казино. Всего из незаконного оборота изъято 77 игровых аппаратов, 29 телевизоров, 15 процессоров, более 4,5 млн. тенге денежных средств. Осуждены 18 лиц. По итогам совместных со службой экономических расследований, проведенных на территории города рейдов, в 5 торговых точках изъято 10 игровых автоматов, «замаскированных» под лотерейные терминалы (в 2013 году по статье 269-1 УК РК (в редакции от 16.07.1997 года «Организация незаконного игорного бизнеса») возбуждено 21 уголовное дело, в 2014 году – 18, в 2015 году по статье 307 УК РК («Организация незаконного игорного бизнеса») – 21). Всего за истекший период 2016 года возбуждено 19 дел анализируемой категории. Кроме того активизирована работа и в сфере виртуального незаконного игорного бизнеса. Так, в июне-июле прошлого года по нашим искам судом признаны незаконными и запрещена деятельность на территории страны 16 онлайн-казино (в 2014 году судом удовлетворены 9 наших исковых заявлений о признании незаконной и запрете распространения продукции иностранных средств массовой информации (интернет-казино), в 2015 году – 24). В этой связи, с учетом предложений заинтересованных государственных и правоохранительных органов, мнения населения, 9 апреля 2016 года принят Закон РК «О лотерее и лотерейной деятельности», определяющий порядок и условия ее организации и проведения, устанавливающий организационные основы государственного регулирования в сфере лотереи и лотерейной деятельности. Закон официально опубликован 21 апреля 2016 года и введен в действие через 10 дней после публикации, то есть 2 мая 2016 года. Согласно ст. 5 Закона запрещается проведение лотереи лицом, не являющимся оператором лотереи, а также иных лотерей, не предусмотренных законом. Данная норма вводится в действие по истечении шести месяцев со дня введения в действие закона, то есть со 2 ноября 2016 года. С этой даты деятельность всех «лотерейных терминалов» (желто-зеленые аппараты), несмотря на наличие каких-либо разрешительных документов (лицензии, агентского соглашения, доверенности и т.д.) запрещается. Прокуратура планирует проведение оперативно-профилактических мероприятий, направленных на пресечение деятельности «лотерейных терминалов» на всей территории области. При этом будет рассматриваться вопрос о наличии в действиях арендодателей признаков правонарушения в части предоставления помещения под организацию незаконного игорного бизнеса, так как диспозиция ст. 307 УК РК предусматривает данную ответственность. С учетом изложенного и в целях исключения фактов вовлечения в орбиту уголовного преследования, предлагаем расторгнуть договора аренды с владельцами «лотерейных терминалов». Таким образом, государством приняты меры по регулированию рынка лотереи и вывода ее из «теневого» оборота в правовое поле. Прокуратурой города в сентябре прошлого года в целях реализации принципа проектного менеджмента разработан и внесен на рассмотрение проект «Город без азартных игр», рассчитанный на два года. Его реализация позволит снизить наиболее проблемные аспекты, имеющиеся на поднадзорной территории (уровень криминогенной ситуации в рассматриваемой орбите, потенциальную угрозу для институтов гражданского общества, таких как, семья, учебные заведения, риск утраты моральных и нравственных устоев определенной категорией граждан и т.д.). Целью данного проекта является абсолютное искоренение фактов функционирования игровых автоматов и незаконно функционирующих букмекерских контор на территории города. В рамках проекта разработан и утвержден план практических мероприятий по его исполнению. Указанные программные документы презентованы на площадке Палаты предпринимателей ЗКО (в заседании круглого стола приняли участие все заинтересованные государственные органы, а также целевая группа в лице субъектов бизнеса, прямо либо косвенно занимающихся таким бизнесом). Наряду с презентацией проекта, совместно с органами государственных доходов до общественности доведены новые требования отдельных норм Закона РК «О лотерее и лотерейной деятельности» и порядок вступления их в действие. Кроме того, широкой аудитории разъяснена ответственность за нарушение требований отраслевого законодательства, в том числе в рамках реализации проекта. Учитывая, что аналогичные проблемные вопросы могут иметь место и в районах области, а также в целях неукоснительного соблюдения требований законодательства об игорном бизнесе и лотерейной деятельности, полагаем возможным рассмотреть целесообразность внедрения аналогичного проекта на всей поднадзорной прокуратуре области территории либо в отдельно взятых районах в качестве пилотных. С момента запуска проекта уже достигнуты определенные результаты: по итогам разъяснительной кампании совместно с РПП бизнесом самостоятельно изъято из оборота 40 игровых автоматов, принудительно – 38. Аскар МЕРЕКЕ,
старший прокурор отдела Уральской городской прокуратуры