чт, 21/04/2016 — 19:30
Президентская программа «Болашак» дала возможность узнать свои силы. Придала уверенности в себе, как молодому специалисту. Также я получила возможность более углубленно изучить иностранный язык. Это прекрасная возможность обменяться опытом в сфере образования, обучаясь в передовых учебных заведениях мира, говорит целеустремленная Айгерим Нуртазина. Айгерим с детства ставила перед собой задачи, которые обязательно должна была выполнить для достижения своих целей. Особенно это касалось учебы. Так, Айгерим окончила с отличием школу им. Сатпаева в родном селе Каменка. А уже с 10 класса она училась в педогическом лицее. Специализированную школу-интернат для одаренных детей она также окончила на одни пятерки. Девушка признается, что с детства любила читать исторические книги, она мечтала быть учителем. В детстве с братишками и сестренками играла в школу, где ей всегда отводилась роль учительницы. Чтобы осуществить мечту, окончив школу в 2004 году, она поступила в ЗКГУ им. Утемисова на факультет истории. После училась на магистратуре. – Но мне хотелось быть более подготовленным специалистом, – признается Айгерим. Так, она решила поступить по программе «Болашак». – О программе «Болашак» была наслышана еще со школы. Это было моей мечтой, а они ведь сбываются, – рассказывает счастливая Айгерим. – Во время студенчества у меня было много знакомых и родственников, обучившихся по этой программе. Уже тогда думала, что обязательно попробую свои силы. Получить стипендию по «Болашаку» не так уж легко, – убеждена девушка. Молодые люди проходили жесткий отбор: экзамены по английскому, казахскому языкам. Затем психологический и IQ тест, собеседование перед комиссией. Самый первый экзамен был по английскому (IELTS). Так как я специально не учила английский, страх одолевал меня. Но те знания, которые я получила в школе, и интерес к языку, усердие – все вместе дали свои плоды. Выбор страны пришел сам собой. Из управления образования поступило предложение пройти стажировку в Финляндии. Услышав об том, я сразу же начала интересоваться этой страной, системой образования и т.д. Хотелось бы отметить, что Финляндия по качеству образования занимает лидирующие позиции (по международной оценке уровня знаний учащихся в возрасте 16 лет PISA). Стажировку проходила в городе Хямеенлинна (в 100 км от Хельсинки), при университете прикладных наук HAMK. Конечно же, родители волновались и переживали, что я уеду за границу, но при этом они были счастливы, что мечта их дочери исполнилась. Айгерим Нуртазина рассказывает, что у финнов каждая школа существует отдельно друг от друга, а именно, начальная, средняя и старшая школы. В Финляндии каждый ребенок имеет право на предварительное начальное образование, которое вообще начинается за один год до начала обязательного образования, то есть в тот учебный год, когда ребенку исполняется 6 лет. Предварительное начальное образование может быть получено в школе или детском саду, семейном детском саду или в другом подходящем месте. Это решает муниципалитет. Обязательное образование ребенок начинает в тот год, когда ему исполняется семь лет и продолжается до 16 – 17 лет. Государство гарантирует бесплатное основное образование. Сюда входят обучение, учебники, тетради, основные канцелярские принадлежности и питание в школе. Учебный год начинается в августе. В 3 классе начинается изучение английского языка, в 4 классе ребенок выбирает факультативный иностранный язык (французский, немецкий или русский). В 7 классе начинается изучение обязательного шведского. Таким образом, только в начальной школе они изучают несколько языков. После получения основного образования перед учащимися встает выбор. Учащийся может получать профессиональное образование, после которого идет работать по специальности. Обучение происходит в профессионально-технических школах: в частности, профессиональном училище, также можно выбрать обучение на производстве по договору. Также он может продолжить обучение в лицее, где идет серьезная подготовка к поступлению в высшую школу (университет). Учащиеся, которые идут в лицей, должны показать достаточно высокую степень подготовленности (средний балл полученных оценок в основной школе и будет этим определением). В Финляндии выпускники лицея и являются абитуриентами. Они подают документы в высшую школу будучи еще лицеистами. Айгерим отметила, что сейчас в Финляндии существует две параллельные системы высшего образования – университеты и политехнические институты. Последние дают практические знания и навыки для работы в разных областях. Самые популярные специальности политехников – технологии и транспорт, бизнес и управление, здравоохранение и социальная сфера, культура, туризм, сфера обслуживания, образование, природные ресурсы. Обучение длится 3,5 – 4 года и включает в себя обязательную практику. – Могу назвать отличительные черты от казахстанской системы образования в Финляндии. У них система оценивания учеников 10-балльная от 4 до 10. До 4-го класса детей не оценивают, главное, чему уделяют внимание, устная обратная связь (освоил и т.д.). Оценивают учеников только в конце четверти или курса. Оценка выставляется на основе контрольных работ, эссе, сочинений и т.п. Сейчас Айгерим работает учителем истории, она специалист высшей категории в Западно-Казахстанской областной казахско-турецкой специализированной школе-лицее-интернате для одаренных детей. Девушка не намерена останавливаться на достигнутом. Она все время в поисках.
– Я хочу быть примером для своих родных и учеников. Поэтому стремлюсь повышать свой профессиональный уровень, – говорит Айгерим. – Как человек, который смог воспользоваться Президентской программой, хочу сказать, что «Болашак» нужен для подрастающего поколения. Данная программа дает возможность современной молодежи обучаться в лучших университетах страны и за рубежом. Главное, чтобы были стремление, умение, ум и знания.