Вс. Ноя 27th, 2022

Опубликовано daniyar вкл Thursday, 17 March 2016

Институт выборов как основная форма реализации принципа народовластия, является важнейшей частью политико-правовой реформы в Республике Казахстан.  Одной из способностей института выборов является выполнение своей основной функции по обеспечению конституционного права граждан Республики Казахстан, участвовать в управлении делами государства как непосредственно (в частности, при проведении выборов и референдумов), так и через своих представителей (выборных лиц). Отношения, возникающие при подготовке и проведении выборов Президента, депутатов Сената и Мажилиса Парламента, маслихатов и членов иных органов местного самоуправления Республики Казахстан, а также установление гарантий, обеспечивающих свободу волеизъявления граждан Республики регулируются  Конституционным законом Республики Казахстан от 28 сентября 1995 года № 2464 «О выборах в Республике Казахстан». Выборы основываются на свободном осуществлении гражданином Республики Казахстан своего права избирать и быть избранным. Выборы являются одним из основополагающих конституционно-правовых институтов. Он включает в себя совокупность правовых норм, регламентирующих весь избирательный процесс от признания за гражданином права голосовать до объявления официальных итогов выборов и права их оспаривания в судебном порядке. Институт избирательного права историчен, конкретен и тесно связан с характером основных прав и свобод граждан. Современная выборная демократия строится в соответствии с международно-правовыми стандартами, обеспечивающими реализацию важнейшей ценности политической жизни общества – права гражданина «принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей; голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей» (ст. 25Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г.) Каждый этап избирательного процесса, начиная от стадии назначения выборов до подведения их итогов, облечен в любом правовом демократическом государстве в определенную процессуально-правовую форму, соблюдение которой обеспечивает честные и свободные выборы. Под избирательной системой Республики Казахстан понимается порядок выборов Президента Республики Казахстан, депутатов Сената и Мажилиса Парламента, маслихатов и членов иных органов местного самоуправления Республики Казахстан, предусмотренный Конституцией Республики Казахстан и Указом Президента, имеющим силу конституционного закона, «О выборах в Республике Казахстан», избираемых как непосредственно так и косвенно гражданами Республики Казахстан.  Указанный порядок выборов Президента, депутатов Парламента маслихатов и членов иных органов местного самоуправления определяется конституционно-правовыми нормами, которые в своей совокупности образуют избирательное право Республики Казахстан. Общепризнано, что универсальные и фундаментальные принципы свободных демократических выборов заключаются в формуле: всеобщее равное и прямое избирательное право при тайном голосовании. Создание механизмов, не допускающих таких результатов выборов, которые могут угрожать существованию демократии, является основой для избирательной системы государства.  Выборы депутатов Сената Парламента Республики проводятся на основе косвенного избирательного права при тайном голосовании.  Принцип всеобщего избирательного права означает, что  все граждане Республики Казахстан достигшие восемнадцатилетнего возраста, вне зависимости от происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или любых иных обстоятельств имеют право участвовать в голосовании на выборах. Пассивное избирательное право — право граждан Республики Казахстан быть избранным Президентом Республики Казахстан, депутатом Парламента Республики Казахстан, маслихата или членом иного органа местного самоуправления.  В выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.  Не может быть кандидатом в Президенты Республики Казахстан, в депутаты Парламента Республики Казахстан, в том числе по партийным спискам, маслихатов, а также кандидатом в члены иного органа местного самоуправления: лицо, имеющее судимость, которая не погашена или не снята; лицо, вина которого в совершении коррупционного преступления и коррупционного правонарушения в установленном законом порядке признана судом. Равное избирательное право означает, что избиратели участвуют в выборах Президента, депутатов Мажилиса Парламента, избираемых по партийным спискам и маслихатов Республики на равных основаниях и каждый из них обладает соответственно одним голосом на один избирательный бюллетень.  Избиратели участвуют в выборах членов иных органов местного самоуправления Республики на равных основаниях и каждый из них обладает равным числом голосов.  Кандидатам гарантируются равные права и условия участия в выборах. При прямом избирательном праве Президент, депутаты Мажилиса Парламента и маслихатов, члены иных органов местного самоуправления Республики избираются гражданами непосредственно. При косвенном избирательном праве в выборах депутатов Сената Парламента участвуют выборщики — граждане Республики, являющиеся депутатами маслихатов.  Выборщики участвуют в выборах депутатов Сената на равных основаниях и каждый из них обладает одним голосом при выборах депутата Сената.   Голосование на выборах Президента, депутатов Парламента и маслихатов, членов иных органов местного самоуправления Республики является тайным, исключающим возможность какого бы то ни было контроля за волеизъявлением избирателей. Участие граждан Республики в выборах является добровольным. Никто не вправе принуждать к участию или неучастию гражданина в выборах, а также ограничивать его волеизъявление. Подготовку и проведение выборов в Республике Казахстан организуют государственные избирательные органы. Эти органы образуют единую систему. В единую систему государственных органов входят: 1) Центральная избирательная комиссия Республики;  2) территориальные избирательные комиссии;  3) окружные избирательные комиссии;  4) участковые избирательные комиссии.  Срок полномочий избирательных комиссий составляет пять лет.  Территориальные, окружные и участковые избирательные комиссии избираются соответствующими маслихатами на основании предложений политических партий.  Каждая политическая партия вправе представлять одну кандидатуру в состав соответствующей избирательной комиссии. Политическая партия вправе представлять в состав избирательной комиссии кандидатуры, не являющиеся членами данной политической партии.  В случае отсутствия предложений политических партий в установленный маслихатом срок, который должен быть не менее одного месяца до срока образования избирательных комиссий, маслихаты избирают избирательную комиссию по предложению иных общественных объединений и вышестоящих избирательных комиссий.  Лица, предлагаемые в состав избирательной комиссии, прилагают заявления о согласии на участие в ее работе. Председатель, заместитель председателя, секретарь избирательной комиссии избираются на первом заседании избирательной комиссии.  Образование нового состава избирательных комиссий начинается не позднее чем за два месяца и заканчивается не позднее чем за три дня до окончания срока полномочий избирательных комиссий.  Органы, образующие избирательные комиссии, вправе в течение срока полномочий избирательных комиссий вносить изменения в их состав.  Центральная избирательная комиссия возглавляет единую систему избирательных комиссий Республики и является постоянно действующим органом.  Центральная избирательная комиссия состоит из Председателя и шести членов комиссии. Заместитель Председателя и секретарь Центральной избирательной комиссии избираются на первом заседании комиссии. Создание условий для предвыборной агитации является гарантией демократической организации и проведения выборов. Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и заканчивается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню выборов. Право на проведение предвыборной агитации имеют граждане Республики Казахстан, обладающие активным избирательным правом, общественные объединения. Государство гарантирует им возможность беспрепятственной агитации за или против того или иного кандидата.  Предвыборная агитация осуществляется:  1) через средства массовой информации;  2) путем проведения публичных предвыборных мероприятий (предвыборных собраний и встреч с избирателями (выборщиками), публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, шествий, демонстраций и иных предвыборных мероприятий), а также личных встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями (выборщиками);  3) путем выпуска и (или) распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов.  Государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица при исполнении служебных обязанностей не имеют права проводить предвыборную агитацию. Такой запрет вызван необходимостью исключить возможность влияния на волеизъявление избирателей, на выбор тех кандидатов, программы которых ими поддерживаются. Запрещается также проводить предвыборную агитацию военнослужащим Вооруженных сил, других войск и воинских формирований, работникам органов национальной безопасности, правоохранительных органов и судьям, членам избирательных комиссий, религиозным объединениям.  Для того чтобы исключить необъективность в предвыборной агитации, журналисты, должностные лица редакций средств массовой информации, зарегистрированные кандидатами либо их доверенными лицами, не вправе участвовать в освещении выборов через средства массовой информации.  Кандидат в Президенты, в депутаты Парламента и маслихата, в члены иного органа местного самоуправления, политическая партия, выдвинувшая партийный список, выступают с предвыборной программой своей будущей деятельности. Предвыборная программа не должна провозглашать идеи насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики, подрыва безопасности государства, разжигания социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни, культ жестокости и насилия, а также создание не предусмотренных законодательством военизированных формирований. 

Развитие правового сознания законопослушного большинства граждан нашего общества, совершенствование избирательного законодательства, укрепление законности избирательного процесса, по нашему мнению, становятся  необходимым условием активного участия граждан в избирательном процессе, законности формирования власти, обеспечения безопасности личности, общества и государства.

от admin