Опубликовано daniyar вкл Saturday, 12 March 2016
Одним из главных событий настоящего года является 150-летие со дня рождения Алихана Букейханова – ученого, политика, основателя партии “Алаш” и государства Алаш-Орда. Не случайно 18 ноября 2015 года в Париже 38-я сессия Генеральной конференции ЮНЕСКО включила 150-летний юбилей А. Н. Букейханова (1866 – 1937 гг.) в перечень памятных дат 2016-2017 гг. в истории человечества. Алихан Букейханов родился 6 марта 1866 года в седьмом ауле Токыраунской волости Каркаралинского уезда Семипалатинской области. Согласно книге Шакарима «Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий», четвертым предком Алихана являлся хан Букей — один из двух ханов Среднего жуза (как и хан Вали, дед Чокана Валиханова). Он получил самое достойное для того времени образование. В 1890 году закончил Омское механико-техническое училище, где овладел профессией техника. Аттестат об окончании училища подтверждает высокий уровень подготовки выпускника: по русскому языку, русской истории, геометрии, алгебре, тригонометрии, физике, механике, по технологии дерева и металлов, счетоводству и строительному искусству А. Н. Букейханову были выставлены отличные отметки, а по черчению, рисованию и практическим работам в мастерских – хорошие отметки. После окончания училища Букейханов уезжает в Санкт-Петербург и становится студентом Лесного института. Годы пребывания А. Н. Букейханова в столице Российской империи – центре общественно-политической жизни региона оказали огромное влияние на формирование его общественно-политических взглядов. Успешно окончив Лесной институт, А. Н. Букейханов в 1894 году вернулся в Омск. Сначала работал преподавателем в лесной школе, затем находился на службе в переселенческом управлении. Этот период пребывания в городе, который с перерывами продолжался около 14 лет, был временем его активного участия в просветительской и общественной жизни. Букейханов являлся деятельным членом Западно-Сибирского отдела Русского Географического общества и одним из организаторов Омского отдела Московского общества сельского хозяйства, его статьи регулярно появлялись на страницах местной периодической печати. А. Н. Букейханов участвовал в руководимой Ф. М. Щербиной экспедиции по исследованию степных областей, основная цель которой заключалась в изучении вопроса о переселении сюда крестьян из Европейской России. Эта работа определила негативное отношение к проводимой царским правительством переселенческой политике. В одной из своих работ он писал: “Считая землю своей собственностью, казахи при вступлении в русское подданство не думали, что государство позволит себе посягнуть на частную собственность; между тем русское правительство создало законы, по которым без всякой мотивировки просто и по праву сильного все казахские степи признаются государственной собственностью, последствием чего создалось переселенческое движение в казахские степи, и самые лучшие участки земли перешли к переселенцам, а худшие остались за казахами”. С этого времени земельный вопрос становится одним из самых важных в политической программе Алихана Букейханова. В период первой русской революции он выступил уже в качестве одного из лидеров национально-освободительного движения казахского народа. Он знакомится с теорией марксизма, некоторое время сотрудничает с социал-демократами, но к 1905 г. приходит к выводу, что революционное вмешательство в естественно-эволюционный путь развития казахского общества было пагубным для степного края. Именно это обстоятельство привело уже достаточно известного представителя казахской национальной интеллигенции в ряды кадетской партии, которая, по его мнению, в наибольшей степени отражала в своих установках насущную необходимость демократических реформ, осуществленных законодательным путем. В эти же годы он знакомится с Александром Керенским, будущим председателем Временного правительства, при участии которого вступает в масонскую ложу. А. Н. Букейханов был в числе инициаторов проведения съездов представителей пяти степных областей, состоявшихся в декабре 1905 г. в Уральске и в феврале 1906 г. в Семипалатинске. Участники съездов одобрили близкую к кадетской партии программу, включив в нее требования, направленные на защиту национальных интересов казахов: признание всех земель Казахстана собственностью коренного населения, прекращения переселения в казахскую степь крестьян из Европейской России, создания национальных образовательных учреждений и т.п. А.Н. Букейханов был тогда избран председателем казахской фракции и членом ЦК конституционно-демократической партии России. Важным этапом в биографии А. Н. Букейханова как общественного деятеля стало участие в избирательной кампании в I Государственную думу. Он совершал поездки в казахскую степь, проводил встречи с населением Степного края, излагая свои взгляды на предстоящие выборы и те задачи, которые были неотложны для казахского народа. Кроме того, в его публикациях на страницах местной периодической печати звучали призывы к демократизации политического строя царской России. Так, А. Н. Букейханов называл чиновников царской администрации “могильщиками приказного строя”, превратившими казахские степи в “сатрапию”, и заявлял, что их “дни сочтены”. В январе 1906 г. во время поездки в Семипалатинск он был задержан полицией и заключен в тюрьму в Павлодаре, а спустя некоторое время переведен в Омскую тюрьму. Из заключения его освободили лишь 30 апреля 1906 г., когда стало известно о его избрании выборщиком от Токраунской волости Каркаралинского уезда Семипалатинской области. На состоявшемся 15 июня 1906 г. в Семипалатинске областном собрании выборщиков он был избран депутатом I Государственной думы от казахского населения этого региона. В работе I Государственной думы А. Н. Букейханову участвовать, практически, не удалось. Дело в том, что по указу омского генерал-губернатора он был арестован и просидел в тюрьме Павлодара три месяца. Когда же все-таки добрался до столицы, оказалось, что Дума царем распущена, а часть депутатов выехала в Финляндию, в Выборг. Здесь он принял участие в составлении манифеста протеста против роспуска Думы, так называемое «Выборгское воззвание», содержавшее призывы к населению России не платить налоги, не давать новобранцев в армию и т.п., за что подвергся гонениям со стороны властей. В результате, А. Н. Букейханов был выслан из столицы. Дважды – в 1906 и 1908 годах – по решению царского правительства он попадает за решетку. В начале 1907 г., когда в Семипалатинской области развернулась кампания по выборам во II Государственную думу, А. Н. Букейханов вновь активно включился в этот процесс, но вскоре сам снял свою кандидатуру, поскольку опасался, что царская администрация в любой момент может отменить результаты выборов. В декабре 1907 г. решением суда А. Н. Букейханов приговаривается к трем месяцам тюрьмы, а в 1908 г. высылается за пределы Степного края и вынужденно поселяется в Самаре, где с семьей проживет до 1915 года. Самарский период жизни А. Букейханова – один из самых насыщенных в его жизни. Здесь он знакомится со многими людьми, которые впоследствии станут видными политическими деятелями России. Окончательно формируются его взгляды. Здесь приходит понимание того, что идея национального освобождения требует создания самостоятельной политической организации. Главным Алихан Букейханов считает обретение Казахстаном автономии, решение национального и земельного вопросов. В 1913 году при активном участии Алихана вышел первый номер газеты «Казах», которая впоследствии станет политическим органом вновь зарождающейся партии «Алаш». Бессменным редактором этой газеты был соратник Алихана – Ахмет Байтурсынов. В 1915 году его принимают в члены губернского комитета Конституционно-демократической партии, и он участвует в ее шестом всероссийском съезде. Здесь А.Н. Букейханов избирается вновь в состав центрального органа партии как один из видных руководителей самарской группы. Программа партии кадетов А.Н. Букейханову казалась наиболее близкой к его политическим взглядам. Некоторые ее члены рассматривали будущее России в ее федеративном устройстве, разделенной на автономные субъекты, но соединенные единой Конституцией. В 1916 году закончился срок ссылки в Самару, но в возвращении в Омск Алихану отказывают. Он поселяется в Оренбурге и в том же году его уже в новом городе избирают гласным в городскую думу. Большие надежды Алихан связывал с Февральской революцией: ведь к власти пришли люди, взгляды которых он тогда еще разделял и многих знал лично – Милюков, Чхеидзе, Керенский и др., и появилась надежда на свободу для казахского народа. К тому же в апреле Алихан назначается комиссаром Временного правительства по Тургайской области, где он со свойственной ему кипучей энергией начал осуществлять идею Казахской автономии. Но иллюзии быстро растаяли, и изменилось его отношение к окружавшим собратьям и товарищам. После прихода к власти его товарищи по партии и масонские «братья» отказывают ему в создании автономии казахского народа, желая теперь «сохранить империю в ее границах». Возмущенный этим и разочаровавшийся в бывших своих соратниках, Алихан выходит из рядов кадетской партии и отказывается от своих масонских обязательств. Он активно начинает заниматься организацией национальной партии «Алаш». В июле 1917 года в Оренбурге А. Букейханов инициирует и проводит Всеказахский съезд движения «Алаш». В это же время он участвует в съезде сибирских автономистов в Томске, где было принято решение о предоставлении автономии казахскому народу в составе Сибирской республики. В декабре 1917 года в Оренбурге состоялся Второй всеказахский учредительный съезд, на котором была провозглашена первая Казахская автономия – Алаш-Орда. Единогласно его первым председателем избирается Алихан Нурмухамедулы Букейханов. Это было историческое событие. Роль и значение А. Букейханова проявились в эти годы в том, что он сумел отстоять и доказать участникам съездов программу европейского пути развития свободного Казахстана. В острой полемике с пантюркистами и панисламистами, а также с национально-радикальными деятелями он сумел добиться того, что и движение “Алаш” и государство Алаш-Орда выстроили реалистичную программу политических и экономических преобразований. Он первым сказал, что освобождение казахов на этом этапе возможно только через автономию, а провозглашение независимости невозможно из-за отсутствия реальных ресурсов и возможностей. Последующие исторические события подтвердили правоту его позиции. Противостояние против двух сил – красных и белых; ожесточенная гражданская война, обескровившая степь, слабость молодого государства поставили перед казахским правительством и его лидером вопрос выбора: продолжать бессмысленное сопротивление и кровопролитие или присоединиться к большевикам. Алихан Букейханов – единственный из лидеров Алаш-Орды, кто не согласился сотрудничать с советской властью, хотя вышло постановление правительства об амнистии членов партии «Алаш» и согласии на их привлечение к сотрудничеству в советских учреждениях. За его оппозиционные взгляды по отношению к новой власти большевистское правительство приняло решение о высылке Алихана из Казахстана. Его привезли в Оренбург и поместили в тюрьму вместе с М. Дулатовым. Потом в Москву. Здесь он работал в Восточном издательстве в качестве исследователя и комментатора казахского фольклора. Дважды, в 1926 г. и 1929 г. А. Букейханова арестовывали за контрреволюционную деятельность. Наступили страшные 30-е годы. С родины приходили ужасные вести об арестах его сподвижников. 14 июля 1937 года Алихан Букейханов был арестован, а в мае 1938 года — расстрелян. Официально ему вменялось в вину руководство мифической антисоветской организацией, действовавшей на территории Казахстана с 1929 года, однако было ясно, что казнили его на самом деле за то, что он являлся фактическим лидером казахского народа, имел огромный авторитет и уважение. Несколько слов о семье Алихана Нурмухамедовича Букейханова. В Омске он тесно общался с политическими ссыльными. Здесь он познакомился с Еленой, дочерью народника Якова Севастьянова, на которой Алихан вскоре женился. В 1910 году в Самаре родился сын Октай, который впоследствии, работая постоянно в русскоязычной среде, приобрел еще одно имя – Сергей. Впоследствии сын А. Букейханова стал инженером-геологом, долгие годы работал вместе с Канышем Сатпаевым, оставил после себя научные труды по медным и урановым рудам. Дочь Елизавета вышла замуж за Смагула Садуакасова, будущего наркома просвещения Казахстана, впоследствии известного государственного деятеля Казахстана. По свидетельству современников, в 1933 году Смагул получил отравление во время аварии на химзаводе и в возрасте 33 лет умер в Кремлевской больнице. Елизавета в самом начале Великой Отечественной войны была на фронте. А ее 16-летний сын Тимур, унаследовавший энергичный характер знаменитого деда, прибавив себе два года, последовал примеру мамы. Девятнадцатого ноября 1941 года юноша погиб на фронте. Елизавета Букейханова дослужилась до звания майора медицинской службы, была награждена двумя орденами и пятью медалями, в послевоенное время удостоилась ордена Трудового Красного Знамени, посвятила себя в мирные годы науке, стала доктором медицинских наук, профессором. В истории казахского народа и Казахстана имя Алихана Нурмухамедовича Букейханова и его соратников А. Байтурсынова, М. Дулатова, Ж. Досмухамедова и многих других занимает особое место. Они были первыми и стояли у истоков современного общественно-политического процесса, который разбудил Степь и казахский народ, привел к свободе и независимости. Мурат СДЫКОВ,
доктор исторических наук, профессор