Вт. Окт 8th, 2024

Какую продукцию ждут от местных сельхозтоваропроизводителей зарубежные рынки, какие требования к производственным процессам и товарам будут предъявлять страны-импортеры – эти и другие вопросы обсуждали  представители центрального офиса Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен», местная исполнительная власть и бизнесмены. 

Драйвером экономики назвал Глава государства сельское хозяйство, поставив задачу увеличить к 2021 году экспорт продовольственных сельхозтоваров на 40%. С учетом самых разнообразных инструментов господдержки у Казахстана есть возможность наращивать экспортный потенциал, осваивать новые рынки.  – Во всех отраслях идет сжатие рынка, – отметил заместитель председателя правления НПП Нуржан Альтаев. – Между тем, даже в этот кризисный период последние пару лет сельское хозяйство и переработка сельхозпродукции из-за постоянно растущего спроса дают положительную динамику. Такая же ситуация и в России. Казахстан имеет уникальное географическое положение, благодаря которому открываются рынки РФ, Китая, Ирана и стран Персидского залива.  По словам спикера, в отношениях с Китаем до недавнего времени было больше политики, чем экономики. Вместе с тем, его рынок огромен – в ближайшие пять лет страна планирует закупить товаров на $5 трл., 60% этого закупа составят продукты питания. После достигнутых договоренностей Китай готов открыть свой рынок, до этого был запрет на ввоз казахстанских товаров, сейчас барьеры один за другим снимаются. Достигнуты договоренности по поставке кормов, меда, баранины. В ближайшее время китайские ветинспекторы приедут на проверку десяти предприятий, работающих в сфере переработки баранины. До конца года решится вопрос по поставкам говядины. В неограниченном количестве на китайский рынок можно поставлять и подсолнечное масло.  Израиль готов закупать баранину, говядину и куриные яйца. Причем у казахстанских экспортеров не будет конкуренции в сегменте поставок охлажденного мяса (из Австралии оно завозится в замороженном виде).  – В ходе недавней поездки в Израиль я прошелся по торговым сетям. Баранина реализуется по $25 за 1 кг (у нас оптом ее можно закупить по $3). При авиатранспортировке себестоимость продукта составит $4-5. То есть цена очень комфортная, – сказал Н. Альтаев. – Аналогично и по говядине. Единственный вопрос – это ветеринарные требования. В Израиле они как в Европе, но мягче, чем в Китае. Они основываются на оценке работы местных ветслужб. Удивила, как в этой стране организована сфера сельского хозяйства. Созданы кооперативы по разным направлениям. Если это производственный кооператив, у его членов не болит голова, где закупить корма, откуда взять технику, куда сбывать готовую продукцию.  Переговоры НПП с торгово-закупочными компаниями ОАЭ также дали положительный результат, определив свободные ниши для казахстанских сельхозтоваропроизводителей. Так, в стране есть большой спрос на зеленую чечевицу. Две компании уже готовы закупить 500 тысяч тонн этого продукта. В Казахстане ее выращивают пока только 3-4 хозяйства. И это притом, что эта сельхозкультура с высокой добавочной стоимостью, кроме того благодатная при севообороте. А вот Канада, где традиционно выращивают пшеницу, с учетом огромного спроса на мировом рынке на эту бобовую культуру несколько лет назад диверсифицировала свои посевы.  По словам председателя правления Внешнеторговой палаты Казахстана НПП Аяна Еренова, ключевой момент казахстанского экспорта – это сроки поставок, объемы и качество продукции. – Мы готовы оказывать содействие казахстанским товаропроизводителям по любым вопросам, будь то сертификация товара, технические стандарты, требования к упаковке и многое другое, – сказал он. – У нас есть база данных по рынкам стран, готовых импортировать продукты питания. Кроме того, сейчас мы работаем над созданием Единого центра продаж, который обеспечит более комфортные условия выхода казахстанских экспортеров на рынки.  Говоря о создаваемой и действующей инфраструктуре,  Н. Альтаев подчеркнул возможность выхода казахстанских сельхозтоваропроизводителей на электронную оптовую сеть Китая: – Мы договорились, что казахстанские товаропроизводители могут выходить на эту площадку, где работают торгово-закупочные компании, производятся госзакупки.  Вместе с тем, есть еще немало «подводных камней», мешающих отечественным компаниям занять достойное место среди экспортеров. Так, по словам директора ТОО «Кублей» Т. Берекешева, цены, которые предлагают иранские партнеры, не устраивают местных предпринимателей. Немало вопросов вызывает и возврат НДС. Прозвучала просьба рассмотреть выход на экспорт продукции коневодства. Ежегодный рост поголовья составляет порядка 15%, сейчас оно превысило показатели 1985 года.  Директор кондитерской фабрики «Kazkon» М. Каженов отметил необходимость проведения маркетинговых исследований спроса на тех или иных рынках:  – Мы не знаем, что сейчас востребовано на рынке, например, Китая, какая им нужна маркировка, упаковка. Отсюда нет понимания – в каком направлении развиваться, какие производственные линии ставить. Для отдельной компании заказать такие исследования очень дорого. Кроме того они нужны для общего пользования.  – Вопрос очень актуальный. Такую задачу нам поставил Премьер-министр, и в ближайшее время мы начнем эти исследования, – сказал Н. Альтаев. – Тем более, по кондитерским изделиям не нужно решать ветвопросы, можно хоть сейчас начинать поставки на экспорт. Предлагаю участвовать в крупных выставках, которые планируются в Китае. В начале мая на площадке Хоргос состоится бизнес-форум. Это также отличная возможность продемонстрировать свою продукцию торгово-закупочным компаниям. Кроме того, в текущем году будет открыт Казахстанский торговый дом, который также станет хорошей презентационной площадкой. Действительно, китайцы большое внимание уделяют упаковке, маркировке и названию бренда. Что на казахском, русском или английском языках звучит красиво, на китайском – порой так, что хороший товар из-за бренда покупать не станут. В этой стране своя философия по названиям, поэтому для решения этого вопроса мы будем привлекать китайских специалистов.  Решить имеющиеся проблемы бизнеса призваны и «дорожные карты» отраслей, работа над которыми в Нацпалате ведется с начала этого года. – В них будут прописаны, какие есть преграды для развития в той или иной сфере, как убрать эти барьеры, кто ключевые игроки, какие инвестиции необходимы, – сказал Н. Альтаев. – Государство будет выделять деньги, только четко определив, какой эффект будет достигнут в целом для экономики. Есть пока иждивенчески настроенные руководители предприятий, которые вечно намерены «сидеть» на субсидиях. До конца года мы планируем завершить разработку «дорожных карт». 

Аким области Алтай Кульгинов поручил создать пулы сельхозтоваропроизводителей, готовых экспортировать продукцию. Также должны быть проработаны и проекты бизнесменов, которые только планируют инвестировать в развитие сельского хозяйства. 

от admin