Ср. Ноя 30th, 2022

вт, 07/02/2017 — 19:31

По итогам аудиторских мероприятий, проведенных за 2016 год департаментом внутреннего государственного аудита по ЗКО Комитета внутреннего государственного аудита Министерства  финансов РК, принятыми мерами восстановлено и  возмещено в бюджет свыше 2,6 млрд. тенге, или 100% от общей суммы,  подлежащей восстановлению и возмещению.  О деятельности ведомства за прошедший год и планах на ближайшую перспективу рассказывает руководитель департамента  Мендыхан Лукпанов. – Мендыхан Лукпанович, как на сегодня представлена система органов государственного аудита и финансового контроля? – Одним  из направлений  Программы Президента РК от 20 мая 2015 года  «План нации – 100 конкретных шагов»  является внедрение новой системы аудита и принятие Закона «О государственном аудите и финансовом контроле. Так, 12.11.2015 года был подписан и вступил в силу Закон РК «О государственном аудите и финансовом контроле», который регулирует общественные отношения, связанные с государственным аудитом и финансовым контролем, определяет полномочия и организацию деятельности органов государственного аудита и финансового контроля.  В соответствии с Постановлением Правительства РК от 3 мая 2016 года №264 в связи переходом финансового контроля на государственный аудит инспекция финансового контроля по ЗКО была реорганизована в департамент внутреннего государственного аудите по ЗКО.  В зависимости от субъекта государственный аудит подразделяется на внешний государственный и внутренний государственный аудит.  Систему органов государственного аудита и финансового контроля составляют:  счетный комитет, являющийся высшим органом государственного аудита и финансового контроля; ревизионные комиссии; уполномоченный орган по внутреннему государственному аудиту (Комитет внутреннего государственного аудита  МФ РК и его территориальные подразделения); службы внутреннего аудита центральных государственных органов.  – Что входит в компетенцию уполномоченного органа по внутреннему государственному аудиту?    – Уполномоченный орган по внутреннему государственному аудиту  проводит ежегодный аудит финансовой отчетности администраторов бюджетных программ и государственных учреждений,  осуществляет аудит соответствия, осуществляет камеральный контроль, координирует деятельность служб внутреннего аудита, входящих в систему органов государственного аудита и финансового контроля.  – По каким основаниям проводится внеплановый аудит?  – В соответствии с п.18  статьи  18 внеплановый аудит уполномоченного органа по внутреннему государственному аудиту проводится по поручениям Президента РК и Правительства РК, по вопросам, связанным с увеличением сметной стоимости бюджетных инвестиционных проектов; по результатам мониторинга данных информационных систем центрального уполномоченного органа по исполнению бюджета с применением системы управления рисками в части проверок по выявленным фактам нарушений; по обращениям физических и юридических лиц.  – Каковы основные направления деятельности департамента и показатели по ним за прошедший год?  – В соответствии с возложенными задачами и функциями департамента за 2016 год  проведена работа по таким основным направлениям, как аудит на соответствие законодательству РК при исполнении республиканского и местных бюджетов; соблюдение законодательства о государственных закупках; аудит финансовой отчетности в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности.  Так, за 2016 год  департаментом у 30 администраторов бюджетных программ проведено 161 контрольное мероприятие по 119 объектам контроля, где сумма средств, охваченных контролем составила 6 088 123,4 тыс. тенге. По итогам аудиторских мероприятий установлены нарушения бюджетного и иного законодательства в сумме 3 335 123,9 тыс. тенге и  нарушения законодательства о государственных закупках на сумму 2 577 813,3 тыс. тенге.  По итогам контрольных мероприятий, в целях устранения выявленных нарушений, их причин и условий, способствующих им, в отчетном периоде направлено всего 116 представлений, на основании которых отменены итоги государственных закупок по 21 объекту контроля.  Принятыми мерами по итогам аудиторских мероприятий, проведенных за 2016 год, из общей суммы,  подлежащей восстановлению и возмещению  в бюджет  2 631 967,1 тыс. тенге,     восстановлено и  возмещено 2 631 967,1  тыс. тенге, или 100%.  К дисциплинарной ответственности за допущенные нарушения привлечены 118 работников  проверенных объектов контроля.  По результатам аудита к административной ответственности привлечены  114 должностных лица и 27 юридических лиц на сумму 22 058,4  тыс.тенге, из них перечислено в доход бюджета 20 187,2 тыс.тенге. – Расскажите про камеральный контроль. – Как одно из направлений департамента,  камеральный контроль – это иная форма контроля соответствия проводимых заказчиком, организатором государственных закупок процедур действующему законодательству, осуществляемая уполномоченным органом по внутреннему  государственному аудиту без посещения объекта государственного аудита на основе анализа и сопоставления данных информационных систем, а также других сведений о деятельности объектов государственного аудита. Камеральный контроль позволит выявлять нарушения на ранней стадии до заключения договоров. Целью камерального контроля является своевременное пресечение и недопущение нарушений, предоставление объекту госаудита права самостоятельного устранения выявленных по результатам камерального контроля и снижения административной нагрузки на объекты государственного аудита. По результатам камерального контроля за 2016 год направлены 650 уведомлений об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля по 1 892 закупкам (лотам), из них исполнены (отмена госзакупок) на отчетный период 650 уведомлений, на сумму 6 988 772,3 тыс. тенге. – Какие задачи перед департаментом поставлены в текущем году? – Департамент является одним из органов, ведущих в пределах своей компетенции борьбу с коррупцией, где осуществление контрольных мероприятий за соблюдением финансовой дисциплины местными исполнительными органами и скоординированного выявления и пресечения правонарушения в сфере экономики за отчетный период является одним из основных вкладов по борьбе с коррупцией со стороны департамента Примером же практических и профилактических мер могут послужить проведеные мероприятия, в том числе, с участием представителей местных администраторов бюджетных программ. Также ответственные сотрудники департамента принимают активное участие в семинарах, встречах и круглых столах, организуемых акиматом области, прокуратурой, судебными органами и Палатой предпринимателей ЗКО по вопросу недопущения и профилактики коррупционных правонарушений и усиления борьбы с коррупцией.

В связи с переходом на государственный аудит сотрудники департамента прошли аттестацию в Национальной комиссии РК, по результатом которой  получили сертификат  «Государственный аудитор» с проведением ежегодного аудита финансовой отчетности администраторов бюджетных программ и государственных учреждений,   и аудита соответствия. Кроме того, в соответствии с «Планом нации – 100 конкретных шагов» один из этапов профессионализации государственного аппарата предусматривает проведение комплексной аттестации действующих госслужащих, которая будет проводиться в первом полугодии текущего года. Аттестация является действенным средством работы с кадрами, позволяющей определить уровень знаний и компетенций государственных служащих. 

от admin