Вт. Авг 9th, 2022

вт, 16/06/2015 — 20:07

В «Плане нации – 100 шагов. Современное государство для всех» по реализации пяти институциональных реформ, направленном на коренные преобразования в обществе и государстве, одно из центральных мест уделено формированию профессионального государственного аппарата. В интервью с заведующим секретариатом Дисциплинарного совета областного департамента Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции Мирболатом Нуртазиным мы говорим о качестве оказания госуслуг в контексте реформирования госаппарата. – Мирболат Суйеуович, в свете предлагаемой реформы, какую работу проводит департамент в сфере государственных услуг и на чем основана это работа? – В настоящее время в стране особую актуальность и социальную значимость приобретают проблемы эффективности деятельности государственных органов, связанные с качеством оказания государственных услуг в контексте реформирования государственного аппарата и развития гражданского общества. На сегодня основные программные документы в сфере оказания государственных услуг в Республике Казахстан разработаны, утверждены и успешно функционируют, т.е. можно сказать, что имеется соответствующая правовая база. Например, Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года. Данная Концепция утверждена Указом Президента РК и в нем отмечается, что в орбите административного права находятся и отношения государственных учреждений с гражданами и организациями при предоставлении публичных, то есть государственных, услуг. При этом правовая природа государственных услуг отлична от обычных государственных функций. В другой Концепции «О новой модели государственной службы Республики Казахстан» отмечается, что целью формирования новой модели государственной службы является достижение высокого качества оказания государственных услуг и эффективности деятельности государственных органов. Одной из важных задач является повышение качества и доступности государственных услуг и ориентация деятельности государственных служащих на население как потребителя государственных услуг. С целью реализации указанных программных документов принят Закон РК «О государственных услугах», Правительством утвержден Реестр госуслуг, центральные госорганы разработали Стандарты госуслуг, все госорганы-услугодатели разработали и утвердили Регламенты госуслуг. В результате всего этого создан новый институт административного права, регулирующий отношения в сфере оказания государственных услуг физическим и юридическим лицам. – Чем руководствуются госорганы, которые оказывают услуги населению, и какие у них обязанности (функции)? И что необходимо предпринять, чтобы избежать волокиты с документами? – Основным нормативным правовым актом, которым должны руководствоваться государственные органы, назовем их «услугодателями», это Закон Республики Казахстан «О государственных услугах». Закон принят в 2013 году и регулирует общественные отношения в сфере  оказания государственных услуг. Одним из основных понятий в данном законе определено, что государственная услуга – одна из форм реализации отдельных государственных функций, осуществляемых в индивидуальном порядке по обращению услугополучателей и направленных на реализацию их прав, свобод и законных интересов, предоставление им соответствующих материальных или нематериальных благ. Государственные услуги должны оказываться на основе следующих основных принципов: недопустимость проявления бюрократизма и волокиты при оказании государственных услуг, подотчетность и прозрачность в сфере оказания государственных услуг, качество и доступность государственных услуг. А если эти принципы, а также стандарты и регламенты нарушаются, то услугополучатель вправе их обжаловать. Немаловажное значение имеет создание необходимых условий для лиц с ограниченными возможностями при получении ими государственных услуг. Одним словом, государственные органы-услугодатели должны постоянно совершенствовать процессы и технологии оказания государственных услуг. На сегодня практика такова, что для получения всего одной услуги необходимо множество справок, которые, возможно, тоже отнесены к госуслугам, и вот так получается цепная реакция. Вот здесь нужно создавать интегрированную базу данных госорганов, где аккумулируются все данные. Таким образом, можно освободить граждан от сбора различных справок и уменьшить их финансовые затраты. – Скажите, как сейчас решаются вопросы информированности населения и как обстоят дела с обратной связью? – При департаменте создан общественный совет по взаимодействию и сотрудничеству с физическими лицами, некоммерческими организациями по вопросам оказания государственных услуг, который осуществляет формирование и реализацию государственного социального заказа по проведению общественного мониторинга качества оказания государственных услуг. На заседании совета обсуждаются проблемные вопросы взаимодействия госорганов и общественных объединений. Департамент через общественный совет оказывает информационную, консультативную, методическую поддержку физическим лицам и некоммерческим организациям по проведению общественного мониторинга качества оказания государственных услуг. Председатель Агентства К. Кожамжаров подчеркивает, что крайне важно в работе госорганов по повышению качества госуслуг учитывать мнения и обеспечить информированность самих людей, получающих эти услуги, и ориентироваться в итоге на уровень их удовлетворенности. – Кроме уполномоченных органов, какие общественные организации наиболее активно работают по улучшению качества оказания госуслуг? – Вопросы качества оказания государственных услуг отражены и в Программе противодействия коррупции партии «Нұр Отан» на 2015-2025 годы, которая разработана в соответствии с поручением Главы государства. Как известно читателям, с июля 2014 года проект Программы был вынесен на широкое обсуждение, а 11 ноября 2014 года был принят на расширенном заседании Политсовета партии. Раздел 4 данной программы называется «Повышение качества оказания государственных услуг», где основными задачами определены перевод значимых государственных услуг в электронный формат к 2016 году, оказание не менее 80% госуслуг в электронном формате к 2020 году, к 2025 году 100% госуслуг необходимо оказывать в электронном формате. И к 2025 году необходимо добиться оказания не менее половины государственных услуг по принципу «одного окна», т.е. через ЦОНы. О государственных услугах отмечено и в Доктрине партии «Нұр Отан», где говорится, что главным критерием оценки деятельности государственных органов будет являться качество предоставляемых услуг. – Что в этом плане дает недавно принятая Антикоррупционная стратегия? – В конце прошлого года Президент РК Нурсултан Назарбаев подписал Указ «Об антикоррупционной стратегии Республики Казахстан на 2015-2025 годы». В Стратегии отмечается, что в целях усиления инвестиционной привлекательности страны, повышения ее конкурентоспособности искореняются административные барьеры, затрудняющие предпринимательскую деятельность, улучшается получение населением качественных и быстрых государственных услуг. С принятием Закона “О государственных услугах” созданы условия для повышения качества оказываемых государственных услуг, резко сокращено количество разрешений и лицензируемых видов деятельности. Сформирована система оценки эффективности и внешнего контроля качества оказания государственных услуг. – Можно ли сегодня говорить о результатах проведенной работы? И не могли бы Вы назвать учреждения, которые лидируют по числу оказываемых госуслуг в регионе? – Результатом проведенной работы стало ежегодное снижение количества нарушений сроков оказания государственных услуг в целом по стране (в 8,7 раза по сравнению с 2012 годом) и жалоб на качество их оказания (на 25%), а также увеличение доли автоматизированных услуг (более чем в 2 раза) и услуг, оказываемых через центры обслуживания населения (на 51%). В этом году еще 56 госуслуг будут переведены в электронный формат. Местными исполнительными органами нашей области в настоящее время оказываются 162 государственные услуги. Больше всех услуг на местном уровне оказывают учреждения здравоохранения, занятости и социальных программ и в сфере сельского хозяйства. Вместе с тем, еще имеются много нерешенных проблем в сфере оказания госуслуг. Так, например, основные коррупционные риски выявлены департаментом в сферах оказания государственных услуг, реализации разрешительных и контрольно-надзорных функций. Особенно в местных исполнительных органах медленно продвигается процесс перехода в электронный формат обслуживания населения. – Глава государства главной целью Плана нации назвал лечение системных заболеваний, а не сглаживание их «внешних симптомов». Что необходимо предпринять, на Ваш взгляд, для более эффективной борьбы с проявлениями коррупции? – Анализируя вышеуказанные Концепции, Стратегии и нормативные правовые акты, хочу отметить, что в стране принимаются очень важные программные документы, адекватные сегодняшним вызовам и потребностям общества. В Антикоррупционной стратегии отмечается, что в противодействии коррупции ведущая роль должна отводиться комплексным мерам превентивного характера, способным коренным образом сократить уровень коррупции, искоренить причины и условия, ее порождающие в разных сферах жизни государства и общества. То есть акцент должен быть сделан на устранение предпосылок коррупции, а не на борьбу с ее последствиями, приносящими невосполнимый урон государству и обществу. Оказание качественных государственных услуг является важным условием снижения коррупционных деяний. 100 шагов принятые для реализации 5 институциональных реформ, объявленных Главой государства, – это конкретные задачи для всех госслужащих на ближайшую перспективу, своего рода катализатор дальнейшей профессионализации государственного аппарата. Беседовала

Жаннат ТОКТАРОВА

от admin