Как известно, одним из требований Всемирной торговой организации для страны-участницы является обязанность выполнять нормы Международного ветеринарного Кодекса, иметь независимую, юридически самостоятельную государственную ветеринарную службу, которая должна осуществлять меры контроля и профилактики, обеспечивающие производство качественной и безопасной животноводческой продукции в соответствии с международными нормами. Каким образом, в рамках участия Казахстана в ВТО, сегодня обеспечивается ветеринарно-санитарная безопасность в нашем регионе, мы беседуем с руководителем областного управления ветеринарии Казбеком Ташимовым. – Казбек Казиханович, сельскохозяйственный потенциал Западно-Казахстанской области позволяет производить дешевую животноводческую продукцию, обеспечивающую внутренние и экспортные потребности региона. Однако наличие природных очагов различных инфекционных заболеваний (туберкулез, бруцеллез, бешенство и другие) требуют усиления ветеринарно-санитарных мероприятий, способствующих сохранению животных, повышению уровня производства животноводческой продукции и снижению заболеваемости населения общими для животных и человека болезнями. Что предпринимает в этом плане управление? – В 2016 году на проведение мероприятий по профилактике особо опасных инфекционных заболеваний из бюджета было выделено 684,178 млн. тенге. Ветеринарно-профилактические мероприятия выполняются согласно определенному плану. Во-первых, проводится идентификация и внесение данных в базу сельскохозяйственных животных. Это позволяет контролировать их перемещение, что необходимо при проведении вакцинации и диагностических исследованиях. Идентификация в стране обязательна, а за неисполнение требований предусмотрена административная ответственность (штраф), которую несет как владелец животного, так и ветврач. В этом году за 4 месяца первого полугодия по области была запланирована идентификация 69 909 голов КРС, 125 266 голов МРС и таврирование 3 489 голов лошадей. В результате было идентифицировано 19 729 голов КРС, 44 471 голов овец и коз, таврировано 698 голов лошадей. Невыполнение плана связано с тем, что в этом году у нас не хватает ушных бирок для проведения идентификации сельскохозяйственных животных. Сейчас, закуп бирок осуществляется централизованно Министерством сельского хозяйства (до 2015 года ушные бирки закупались за счет областного бюджета). Работы в данном направлении продолжаются. Кроме того, ведется работа по определению и выявлению очагов по особо опасным болезням животных. – Какие опасные инфекции животных наиболее характерны для нашего региона? И какова эпизоотическая обстановка в области на сегодняшний день? Как мы помним, в конце прошлого года из-за оспы овец, разразившейся в отдельных районах области, были введены временные ограничения на поставки в Российскую Федерацию живых овец и коз, а также продукции, полученной из мясосырья этих животных. – Для нашего региона характерны такие инфекции животных, как бешенство, эмфизематозный карбункул (эмкар) и пастереллез. За 4 месяца 2016 года эпизоотическая ситуация по особо опасным болезням животных в области стабильная, за исключением единичных вспышек острых и хронических инфекций. Так, с января по май 2016 года было зарегистрировано 4 очага острых инфекционных заболеваний животных – эмкар и бешенство. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество вспышек снизилось на 72% (за 4 месяца 2015 года – 14 очагов). Случай эмкара и 2 случая бешенства собаки и лисы зарегистрированы в Бурлинском районе, также один случай зарегистрирован в г. Уральск среди бродячих собак. – В середине прошлого года Казахстан получил статус зоны свободной от ящура по 9 областям без вакцинации. Наша область вошла в это число. Получение подобного статуса — требование ВТО, необходимое для экспорта животноводческой продукции в любые страны дальнего зарубежья. А вот бруцеллез, хоть и не является экономически опасной болезнью для торговли по правилам ВТО, для нашего региона важная проблема. Как она решается? – По результатам 2015 года по области за счет полного охвата поголовья удалось снизить заболеваемость бруцеллезом КРС на 0,3%, бруцеллез МРС сейчас на уровне 2014 года. За 4 месяца по области на бруцеллез исследовано 153 833 голов КРС, что составляет 55,8% от плана. Из них выявлено 1 950 голов больных животных, то есть зараженность составляет – 1,3%. По сведениям районов, санитарного скота сдано 1 443 голов или 74%. Среди 118 662 голов МРС при исследовании на бруцеллез выявлено больных 738 голов, зараженность составляет – 0,6%. Санитарного скота сдано 517 голов или 70%. Оставшееся поголовье сдается на мясоперерабатывающие предприятия в установленный законодательством срок. В текущем году по бруцеллезу КРС проводятся оздоровительные мероприятия в 6 очагах и по МРС в 14 очагах, по инфекционному эпидидимиту – 7 очагах. Населенные пункты, крестьянские хозяйства, где были выявлены больные животные, объявлены неблагополучными, там проводятся оздоровительные мероприятия. В целом для достижения эффекта в борьбе против заболеваний животных, важна слаженность и четкость работы каждого подразделения службы. По каждому виду болезней у нас прописан четкий алгоритм действий: что делает ветеринарная инспекция, что делает ветврач местных исполнительных органов, что делает ветеринарный лабораторный работник, что позволяет в кратчайшие сроки выявить и установить очаг заболевания. После выявления возбудителя, вынесения окончательного диагноза предпринимается ряд действий, которые необходимы для ликвидации этого заболевания — лечение, уничтожение или санитарный убой. – По стандартам ВТО для переработки, заготовки, убоя и реализации животных или другой продукции обязательно наличие специализированных забойных пунктов, площадок и так далее. Не страдает ли наша область от дефицита таких объектов? – Сегодня в области насчитывается: 4 мясоперерабатывающих предприятия, 7 – убойных пунктов, 47 – убойных площадок. В 2015-2016 годах выданы учетные номера на объекты осуществляющие выращивание и реализацию животных и птицы – 91. Среди объектов производства, осуществляющих переработку продукции и сырья животного происхождения: по мясу – 2, рыбы и рыбных продуктов – 7, меда и продуктов пчеловодства – 1, сырья животного происхождения – 2, молока и молочной продукции – 2. Объектов, осуществляющих хранение и реализацию продукции и сырья животного происхождения в области 32. Вместе с тем проводятся работы по строительству, реконструкции убойных пунктов. В текущем году планируется открытие убойных пунктов в Чингирлауском, Сырымском, Акжаикском, Жанибекском районах и в г. Уральске. В начале текущего года было запущено, долгие годы не функционировавшее, мясоперерабатывающее предприятие в Жангалинском районе. – Еще один немаловажный вопрос касается оснащения веторганизаций, ветстанций и ветпунктов типовыми помещениями, которые для развития ветсервиса должны быть оснащены всем необходимым оборудованием, техникой, ветеринарными препаратами, одеждой, инструментами, расколами. В нашей области ведется работа в этом направлении? – Безусловно. На сегодняшний день по области 9 государственных ветеринарных станций имеют в собственности здания, 4 ветстанции временно арендуют помещения. Из 148 ветпунктов в сельских округах 69 имеют в собственности здания. Остальные 79 временно арендуют помещения в здании акимата сельского округа. Наши ветпункты сегодня оснащены необходимым инструментом и оборудованием. – А как обстоят дела с квалифицированными ветеринарными специалистами? Ведь если вспомнить прошлые годы, когда основное звено в селах было представлено частнопрактикующими ветеринарами-лицензиатами, которые работали как заблагорассудится, без контроля и четкого регламента. Да и этих ветврачей было меньше чуть ли не в два раза, чем требовалось.
– В Минсельхозе проанализировали эффективность частнопрактикующих врачей и решили выстроить на селе государственную систему с предоставлением ряда бесплатных услуг населению. На сегодняшний день по области в ветстанциях и ветпунктах работают 562 ветврача. При этом ветврачам сельских округов предоставили специализированные машины со всем необходимым ветеринарным инвентарем. Это сразу изменило отношение сельчан к профессии ветеринара, положительно повлияло на оценку социального статуса и престижность профессии. Вместе с тем, такие меры государственной поддержки увеличили ответственность ветеринарных специалистов на селе. Кроме того, в целях стимулирования притока ветеринарных врачей – выпускников учебных заведений в сельскую местность – были внедрены меры социальной поддержки в виде подъемных и льготных бюджетных кредитов на приобретение и строительство жилья. Также специальности по ветеринарии включены в программу «Болашак».