Вт. Авг 9th, 2022

чт, 31/03/2016 — 20:53

Президент Республики Казахстан – Лидер Нации Н.А. Назарбаев отметил, что «история знает немало ярких примеров того, как народы поднимаются на новый уровень развития, когда объединяют свою волю для реализации проекта исторического масштаба». Одним из таких уникальных проектов исторического масштаба  по праву можно считать программу Президента РК «Болашақ». О тенденциях развития программы мы побеседовали с представителем Ассоциации стипендиатов международной стипендии Президента Республики Казахстан «Болашақ» Нуржаном Калдыбековым.  – Нуржан Серикович, со дня создания президентской программы «Болашақ» прошло больше двадцати лет, есть ли позитивные тенденции в развитии данной программы?   – Конечно, я считаю, что есть не только позитивные тенденции, но и ощутимые результаты. Общеизвестно, что международная стипендия «Болашақ» учреждена 5 ноября 1993 года Постановлением Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева. За время существования программы присуждено порядка 11727 стипендий, из них выпускниками являются 8435 стипендиатов. В рамках программы были подготовлены специалисты для удовлетворения потребностей для приоритетных отраслей отечественной экономики.      Если в начале 1994 года приоритет отдавался только гуманитарным и экономическим специальностям, то уже через десять лет акцент смещается к техническим специальностям. Данная тенденция объясняется тем, что в Послании 2003 года «Основные направления внутренней и внешней политики на 2004 год» Президент РК объявил о начале реализации индустриально-инновационной стратегии. Вслед за этим  Президент РК ставит задачу по подготовке кадров для высокотехнологичных и наукоемких производств, а уже в 2005 году в своем очередном Послании «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации» объявил о расширении количества стипендиатов до трех тысяч. К примеру, если в 1994-2004 годы выпускниками инженерно-технических специальностей являлись всего 15%, то уже в 2005-2012 годы данный показатель увеличивается до 35%. На сегодняшний день наибольшее количество выпускников задействовано в таких отраслях как информационные технологии и системы – 37%, нефтегазовая промышленность – 12%, машиностроение и автоматизация – 8%, строительство – 4%, биотехнология – 3%, аэрокосмические технологии – 3%, энергетика – 3%.     – Насколько принципиально получение зарубежного образования, учитывая глобальный экономический кризис?   – Если Вы помните, Президент РК в своем недавнем послании «Казахстан в новой глобальной реальности: рост, реформы, развитие» сказал, что «глобальный кризис – это не только опасность, но и новые возможности». А ведь даже в первом десятилетии становления нашей Независимости Президент РК не свернул программу, даже если это были трудные годы развития нашей страны. Конечно, наша страна динамично развивается, при этом в условиях глобального экономического кризиса сталкиваемся с различными проблемами. Поэтому для реализации масштабных проектов нужны специалисты, способствующие поиску и освоению реальных казахстанских «ниш» в системе мирового хозяйства, а также участвующие в крупных передовых проектах с зарубежными партнерами. То есть, полученные знания в рамках программы «Болашақ» дают возможность стипендиатам не только получить знания по профилю, но и видеть дальние перспективы.  И, наконец, c точки зрения социального капитала — это установление новых контактов со студентами других стран. В процессе взаимодействия, с которыми получаешь новые идеи, и новые понятия, вырабатываешь новый стиль мышления. Так, за 23-х летний период существования программы «Болашақ» стипендиаты прошли обучение в Великобритании (40%), США (23%), Канаде, Германии, России (16%), Ирландии, Швейцарии, Китае (3%), Малайзии (2%), а также в остальных странах ближнего и дальнего зарубежья (16%). Ведь это реальная возможность презентовать свою страну и свой регион представителям других наций и показать уникальность нашей культуры и традиций.   Можете себе представить стипендиатов программы «Болашақ», которые за время существования программы прошли обучение по различным специальностям в более тридцати странах мира и каждый из них рассказал о достижениях нашей страны. Я считаю, что лучшей «рекламы» для нашей страны не придумаешь.             – Нередко бытует мнение, что выпускники программы «Болашақ» неохотно идут в регионы. Так ли это?  – Это, действительно, актуальный вопрос, но и тенденция на сегодняшний день меняется. По данным АО «Центр международных программ» (оператор программы «Болашақ»), за весь период реализации программы «Болашақ» 6126 выпускников находятся в мониторинге, из них 5997 выпускников трудоустроено, а 129 выпускников находятся в процессе трудоустройства.  Как я уже отмечал выше, Президент РК в своем недавнем послании «Казахстан в новой глобальной реальности: рост, реформы, развитие» особо подчеркнул, что «все инвестиционные проекты реализуются непосредственно в регионах». В связи с этим, с целью формирования регионального драйвера, экономического роста  Президент РК отметил о необходимости разработки отдельных программ для 6 макрорегионов, то есть для Южного, Северного, Центрально-Восточного, Западного, Алматы и Астаны. Поэтому здесь нужно посмотреть на спрос выпускников в разрезе направлений подготовки. К примеру, в Южно-Казахстанской области работают 158 выпускников, Северо-Казахстанской области – 42, Павлодарской области – 126, Карагандинской области – 103, Восточно-Казахстанской области – 123, Атырауской области – 389, Мангистауской области – 113, Западно-Казахстанской области – 110, Актюбинской области – 91, в г. Астане – 2674, в г. Алматы – 1784. То есть, в региональном разрезе в процентах: в г. Астана – 43,5%, в г. Алматы – 29%, а в остальных регионах – 25%. Следует отметить, что Западно-Казахстанская область находится на 6 месте после Мангистауской области (без учета гг. Астана и Алматы).  Другой вопрос, как лучше применить полученные знания в реалиях региональной экономики. Безусловно, данный эффект трудно измерить в количественных показателях, но посмотрите сколько выпускников программы «Болашақ» из регионов нашей страны объединились вокруг идей Президента РК Общенационального движения «Казахстан – 2050», предложенного им 29 ноября 2013 г. на форуме, посвященном 20-летию стипендии «Болашак». Приведу такой пример, Ерназ Есбергенов является уроженцем г. Балхаш, по программе «Болашақ» закончил Рочестерский технологический университет (США) по специальности «Магистр по интеграции производственных и технологических процессов», Нуржан Мукашев является уроженцем г. Семея, закончил Мичиганский университет (США) по специальности «Магистр по управлению здравоохранением». Оба, имея различный опыт работы в производственных компаниях и различные специальности, объединились, и в рамках индустриально-инновационного развития создали компанию по совершенствованию методики бизнес-процессов, в том числе общее управление качеством выпускаемой продукции отечественными компаниями. И таких примеров достаточно.  – Вы сами являетесь выпускником программы «Болашақ». Насколько сложен процесс прохождения отбора по программе «Болашақ» и поступления в зарубежный вуз?    – Если говорить о начале моего пути, то все достаточно очевидно. Начиная с 2008 года были введены квоты для сельской молодежи, научных и педагогических работников, в том числе и для государственных служащих. С того момента и началась моя подготовка для участия в конкурсе на присуждение международной стипендии «Болашақ» по категории «государственный служащий». То есть, я подал документы в 2008 году и в процессе прохождения конкурса прошел все три тура. Первый тур определял уровень знания претендентов государственного и иностранного языков, наряду с этим, проводилась психологическая диагностика. Данная диагностика выявляла способность претендента к обучению и проживанию за рубежом. Успешно прошедшие первый тур, допускаются к участию во втором туре. Во втором туре определялся уровень профессиональной подготовки претендента, знания Конституции Республики Казахстан, истории Казахстана, государственных символов, а также подготовки претендента по выбранному направлению обучения. После прохождения второго тура прошел на третий тур. Третий тур подразумевает рассмотрение Республиканской комиссией. На основании протокола заседания Республиканской комиссии по подготовке кадров за рубежом в апреле 2009 года АО «ЦМП» организовало мое обучение в Соединенных Штатах Америки по магистратуре специальности «Финансы».             Конечно, на сегодняшний день в программу было внесено множество изменений. К примеру, с 2016 года упразднена категория «выпускник вуза» и введена новая – «инженерно-технический работник на магистратуру»; повышен средний балл диплома для квотных категорий претендентов с 2.67 до 3.00 из 4.00 GPA (Grade Point Average) – система оценивания знаний; повышены требования к уровню владения английским языком IELTS (International English Language Testing System) – международная система тестирования на знание английского языка с 4.0 до 5.0; изменены требования к стажу работы претендентов (на магистратуру и докторантуру общий стаж должен составлять не менее 2-х лет, на стажировку – не менее 3-х лет, включая последние 12 месяцев в выбранной области специализации).  Также предусмотрена комплексная подготовка специалистов для актуальных проектов Плана нации «100 конкретных шагов». В 2016 году будут сформированы целевые группы на стажировку для Международного финансового центра «Астана» (шаг 70, заявка Национального Банка РК), Международного совета при Верховном суде РК (шаг 25, заявка Верховного суда РК), Государственной корпорации «Правительство для граждан» (шаг 100, заявка Министерства по инвестициям и развитию РК). С текущего года все категории для прохождения профессиональных стажировок будут определяться решением Республиканской комиссии согласно изменениям в отраслевое законодательство. – Не трудно было конкурировать с претендентами из других регионов Казахстана?    – Как раз наоборот. Все претенденты, подававшие на тот момент документы для участия в конкурсе, старались помогать друг другу. Где-то подсказывали друг другу, а в каких-то моментах делились материалами.    Вообще, хорошее образование в бизнес-школах, безусловно, очень полезно. Общеизвестно, что на Западе к образованию иной подход – это инвестиции. Поэтому хорошая бизнес-школа устроена так, что вы получаете не только знания, но и жизненный опыт, контактируя со студентами из других стран, работающими в различных проектах.  В целом отвечая на Ваш предыдущий вопрос, процесс поступления в бизнес-школу зарубежных вузов не сложен, для этого требуется сдать несколько тестов: TOEFL (Test of English as a Foreign Language) – тест по английскому языку как иностранному или IELTS (International English Language Testing System) – международная система тестирования на знание английского языка, а также специализированный тест GMAT (General Management Admission Test) – электронный тест на определение уровня знаний и квалификации в области менеджмента, баллы которых варьируются в зависимости от требования зарубежных высших учебных заведений.   – Ваше пожелание молодежи Западно-Казахстанской области?    – Нужно учесть, что все вокруг стремительно меняется, поэтому наша молодежь обязана учиться, чтобы получить современные знания в системном виде, а также быть конкурентоспособной на международном уровне. Важно не только попасть в хороший зарубежный вуз, но и знать, зачем ты туда идешь. Каждый должен ставить перед собой цели, которые измеримы с реальностью современной жизни. То есть, в умении планировать и управлять своей целью, заложена возможность как карьерного, так и личностного роста. А для этого государством созданы все условия для нашего обучения и роста. Если Вы помните, Президент РК в своем послании «Стратегия «Казахстан – 2050»: Новый политический курс состоявшегося государства» сказал, что «Государство делает все для того, чтобы открыть перед вами новые возможности. Такие возможности, о которых ваши родители даже и помыслить не могли». Поэтому нашей молодежи я желаю не останавливаться на достигнутом и объединиться общей идеей Президента РК, чтобы способствовать развитию нашей страны.  – Спасибо Вам за интервью.    

Алевтина КУЗИНА

от admin