чт, 23/02/2017 — 19:19
Стратегия перераспределения акцентов государственной поддержки с крупных аграрных структур на мелкие и средние хозяйства путем кооперации впервые создает реальные перспективы для подъема села и качественного роста АПК на основе сбалансированного развития производительных сил отрасли.
Кому субсидии не впрок Новая реальность, которая с прошлого года заставила многих игроков рынка затянуть туже пояса и не рассчитывать на прежнее русло бюджетного стимулирования, внесла свои коррективы и в аграрную отрасль, для которой 2016 год стал не только урожайным на зерновые, но и продуктивным на реформы. На фоне кризисной паузы добывающих секторов промышленности аграрный сектор вот уже несколько лет кряду демонстрирует нарастающую динамику роста валовой продукции, выступая в качестве драйвера роста экономики. Однако в структуре валовой продукции животноводства доля сельских подворий по-прежнему остается несоизмеримо высокой по сравнению с сельхозпредприятиями и фермерскими хозяйствами, на поддержку которых из всех источников стимулирования ежегодно направляются изрядные средства из бюджета. Согласно статистическим оценкам, в 2015 году валовый выпуск продукции животноводства в целом по отрасли сложился на уровне 1 469,9 млрд. тенге. При этом доля сельхозпредприятий составила 166,8 млн. тенге, фермерских хозяйств – 211,5 млн. тенге, а хозяйств населения –1091,5 млрд. тенге. Ситуация в этой сфере выглядит парадоксальной, если учесть, что рядовые сельчане все эти годы без всякой господдержки создают основную часть валовой продукции животноводства, в то время как вклад агрофирм, агрохолдингов, КХ и ТОО в общий «котел» выглядит не более чем «каплей в море». Более того, сельчанам на местах сегодня остается все меньше возможностей для содержания скота в своих личных подворьях – территория пастбищных и сенокосных угодий резко сократилась, а цены на зерновой фураж монополисты задрали выше пирамиды Хеопса. Но ключевой вопрос основной массы сельских жителей, содержащих скот, явно состоит в проблеме сбыта сельхозпродукции, а главное – в ее цене. И коммерческая удача в этом смысле улыбается далеко не каждому труженику. Иначе посреднический и спекулятивный сектор, обосновавшийся в общей цепочке движения товара от производства к потребителю, не чувствовал бы себя настолько уверенно, как сегодня. Не случайно Глава государства на расширенном заседании Правительства актуализировал вопросы развития логистики и инфраструктуры сельской кооперации. При этом в адрес руководства аграрного ведомства было высказано немало нареканий. – В животноводстве заметных улучшений нет, есть красочные доклады о проектах, но нет реальных действий и результатов. Мы планировали к 2016 году довести ежегодный объем экспорта мяса до 60 тысяч тонн. Но по факту – всего 17 тысяч тонн, – сказал Президент и поручил руководству МСХ вплотную заняться вопросами эффективности сельхозпроизводства. «Производительность труда в аграрной отрасли остается на низком уровне. На сегодня этот показатель не превышает 4 тысяч долларов, что в 4 раза ниже, чем в среднем по экономике страны. И это несмотря на огромные средства, которые государство выделяет ежегодно на развитие аграрного сектора», – отметил Нурсултан Назарбаев. В 2016 году сельхозтоварные предприятия нарастили объемы производства мяса на 9%, или на 386,8 тыс. тонн. Минсельхоз назвал эту динамику «существенным ростом», хотя неизвестно, сколько мяса произвели остальные участники производительного процесса, в частности, рядовые сельчане и мелкие фермеры. Ведь все познается в сравнении. Но как бы то ни было, а от импортной зависимости по продуктам питания внутренний рынок страны так еще и не избавился. Несмотря на ряд позитивных изменений в отрасли, связанных с ростом внутреннего рынка пищевой промышленности на 41,4% и увеличением удельного веса отечественной продукции во внутреннем потреблении, тем не менее, стабильности на этом рынке по многим продовольственным позициям, кроме куриных яиц, как не было, так и нет. Например, шаткое положение с обеспеченностью внутреннего рынка за счет собственного производства сохраняется по таким продуктам, как масло сливочное – 78,1%, растительное масло – 70,7%, сыры и творог – 17,6%, колбасные изделия – 55,3%, мясо птицы – 48,9%, фрукты – 48,4%, овощи – 24,2%, сахар песок – 62,4% и другим видам. Очевидно отсюда и существенная доля импорта на отечественном рынке, где свято место уж точно пусто не бывает. В 2015 году импорт продуктов питания по сравнению с 2012 годом вырос на 1,1 млрд. долларов, или на 64,7%. И эта динамика склонна к дальнейшему росту. В 2016 году валовый выпуск продукции АПК составил 3 615,8 млрд. тенге, что на 5,5% выше уровня 2015 года – 3 307,0 млрд. тенге. Однако рост производства сельского хозяйства обусловлен увеличением стоимости продукции растениеводства на 7,8% и продукции животноводства – на 2,7%. То есть, если оценивать уровень валового продукта в деньгах, которые имеют свойство сжиматься и расширяться в зависимости от ценовой эквилибристики рынка, то компаниям аграрного сектора, призванным стать локомотивами сельской экономики, можно еще долго заниматься «строительством загона для дальнейшего индустриального разгона» на благодатной почве государственных субсидий и преференций. Ведь только на реализацию программы «Агробизнес-2020» из госбюджета было выделено порядка 640 млрд. тенге, а средняя урожайность отрасли растениеводства, как подчеркнул Президент Казахстана на заседании Правительства, так и не поднялась выше 13,5 центнера с га.
Между тем текущие реформы в АПК вряд ли оставят кому-либо возможность закрывать бреши неэффективности новоиспеченными субсидиями, включая тех, кому они не идут впрок – обладателям обширных сельхозугодий и активов, для которых нынешняя новая реальность стала синонимом крушения иллюзий.
Инфраструктурная преамбула роста АПК По итогам 2016 года экспорт зерновых составляет 8,6 млн. тонн, что превышает уровень предыдущего года на 21%. Для казахстанского АПК, впрочем, как и для многих других секторов экономики, наиболее сложный аспект развития представляет проблема сбыта продукции, а вернее, ее транспортировки как на внутренние, так и внешние рынки. Емких рынков сбыта вокруг немало. И в этом смысле, наверное, благо, что Казахстан окружен такими колоссальными рынками, как Китай, Россия и Иран. Но, как говорится, близок локоть, да не укусишь. Наиболее интересные рынки по сумме спроса на казахстанскую продукцию – муку, зерно, мясо и крупы – находятся, как правило, за тысячи километров. Только по территории страны приходится преодолевать расстояния не один день. Поэтому транспортные издержки по перевозке сельхозпродукции нередко доходят до 120 долларов на тонну продукции. И это обстоятельство существенно снижает конкурентоспособность отечественной продукции на других рынках, поскольку цена, в которой заложены высокие транспортные и прочие издержки, ограничивает эти возможности. Поэтому отечественным экспортерам зерна пока приходится ориентироваться на традиционные рынки Центральной Азии, обладающие небольшой емкостью, но стабильным спросом на казахстанскую продукцию.
Соответственно, экспортный потенциал Казахстана по зерновым, в зависимости от благоприятных сезонов, колеблется от 5 до 8 млн. тонн в год в совокупности с мукой (в среднем 6,5 млн. т), при производстве от 15 до 20 млн. тонн зерна. Ограниченность сбыта при жесткой конкуренции со стороны других мировых поставщиков вынуждает аграриев уменьшать объемы производства зерна и переходить на выращивание других культур – диверсифицировать структуру посевных площадей. В последнее время площади, например под масличными культурами, выросли до 2 и более млн. га, отмечен рост кормовых, в том числе однолетних трав. И хотя эта тенденция еще не свидетельствует об утрате мировой славы и востребованности казахстанского зерна и муки на глобальных рынках, тем не менее, в отсутствии хорошо отлаженной торгово-логистической инфраструктуры экспорта, способствующей минимизации затрат по доставке товаров от «поля к потребителю», сельхозпроизводителям приходится больше терять, чем приобретать.
Потенциал, требующий освоения По мнению заместителя Премьер-Министра – министра сельского хозяйства Аскара Мырзахметова, неразвитость торгово-логистической инфраструктуры – одна из существенных причин, влияющих на ценовую ситуацию внутреннего рынка, особенно крупных агломераций. Согласно статистике, в Астане только 1% всего оптового оборота осуществляется крупными предприятиями, при этом до 85% приходится на мелкие. Это положение вещей подтверждается взаимосвязью между огромным числом посредников и высокими ценами из-за цепочки наценок. Решение этой проблемы руководство аграрного ведомства видит в развитии оптово-распределительных центров (ОРЦ), которые необходимо выстроить в качестве инфраструктуры новой системы поставок продукции. По мнению главы МСХ, только в этом случае рынок избавится от ушлых посредников, а мелкие фермеры, объединенные в сельхозкооперативы, получат прямой доступ на цивилизованные рынки сбыта. Дело в том, что оптово-распределительные центры, с учетом масштабности заготовляемых объемов и характера производимых операций, станут площадкой для размещения сельхозкооперативами своей продукции. В перспективе это позволит покрывать потребность населения городов в качественных продуктах питания по экономически доступной цене, без наценок многочисленных посредников. Но главное – сельский производитель получит, наконец, экономический резон для наращивания собственной продукции. ОРЦ – инфраструктурное предприятие, которое представляет услуги по хранению, фасовке и подработке продукции. И задача государства разработать такой порядок вещей, который будет стимулировать логистические центры к оказанию услуг малому диверсифицированному сегменту предпринимателей и таким образом обеспечит им выход на широкий потребительский рынок. Это достаточно непростая задача. Эксперты отмечают, что на деле входной барьер к услугам ОРЦ может оказаться недоступным для «мелкооптовой публики» по причине высоких цен на услуги, например, по ветеринарным сертификатам, фитосанитарному контролю, хранению, подработке и фасовке. В этом случае в современной практике применяется субсидирование стоимости услуг для малых сельских структур – ЛПХ, КФХ, микропредприятий и сельхозпотребительских кооперативов. Государство вернет эти деньги не только через налоги, но и многие другие эффекты от экономической активности населения и уровня развития потребительского рынка. Между тем предоставление услуг логистическими центрами должно предусматривать также возможность сдачи продукции по аналогии с оптовой базой, с которой уже имеет дело сам центр. Но здесь снова вопрос, требующий урегулирования: как будет формироваться цена на выкуп продукции? Если цена будет демпинговая, то ОРЦ ничем не будет отличаться от нынешнего ушлого посредника, скупающего сельхозпродукцию по дешевке и «толкающего» далее втридорога, как физик ядро протона. Эту проблему можно решить, создавая логистические центры на кооперативной основе, поскольку только в кооперативе стоимость услуг формируется на основе себестоимости. Считается, что сельхозпотребительский кооператив – бесприбыльная организация, обслуживающая своих членов и распределяющая доход между участниками. А что касается средств, то здесь можно применять любые схемы финансирования проектов. И этот потенциал явно требует освоения для того, чтобы перейти от пустых разговоров к делу, от режима выживания в формат устойчивости и поступательного роста. Досжан Айту “Казахстанская правда”
9 февраля 2017 г.