чт, 08/12/2016 — 17:57
Коррупция как социальное явление продолжает существовать в настоящее время практически во всех странах мира независимо от политического развития и различается лишь масштабами. Казахстан осознает, что коррупция тормозит процесс социально-экономического развития, строительства рыночной экономики, привлечения инвестиций и негативно воздействует на политические и общественные институты демократического государства, представляет собой серьезную угрозу будущему развитию страны. В Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятом Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 17 декабря 1979 года, сказано, что коррупция «охватывает совершение или несовершение какого-либо действия при исполнении обязанностей или по причине этих обязанностей в результате требуемых или принятых подарков, обещаний или стимулов или их незаконное получение всякий раз, когда имеет место такое действие или бездействие». В вышеназванном Кодексе отмечается, что понятие коррупции должно определяться в соответствии с национальным законодательством. Под коррупцией в новом проекте Закона РК «О противодействии коррупции» понимается использование лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, или лицами, приравненными к ним, своих должностных (служебных) полномочий и связанных с ними возможностей в целях получения или извлечения лично или через посредников имущественных (неимущественных) благ и преимуществ для себя либо третьих лиц, а равно подкуп данных лиц и физическими и юридическими лицами путем предоставления благ и преимуществ. Вместе с тем, практика показала, что прежний закон имел рамочный характер и для релизации нового закона необходима разработка подзаконных актов или издание глубоко проработанного, соответствующего международным стандартам официального комментария. Борьба с коррупцией в Казахстане определена в качестве одного из основных приоритетов государственной политики. Среди стран Содружества Независимых Государств Казахстан занимает лидирующее положение в разработке законодательной базы и системы противодействия коррупции. В целях снижения уровня коррупции во всех сферах жизнедеятельности общества путем повышения эффективности координации деятельности государственных органов и институтов гражданского общества принимались Указы Президента Республики Казахстан, Правительством утверждалось трехгодичные государственные программы борьбы с коррупцией. Принята долгосрочная программа «Об антикоррупционной стратегии Республики Казахстан на 2015-2025 годы». Таким образом, борьба с коррупционными проявлениями в стране принимает системный и комплексный характер. Также, осуществляется постепенная децентрализация функций центральных государственных органов с поэтапной передачей части их функций в регионы и частный сектор, сокращается сфера монополии и создаются условия для развития конкуренции в сфере оказания государственных услуг, внедряется принцип «одного окна» при обслуживании населения не только в государственном секторе. Обеспечены прозрачность и объективность процедур конкурсного отбора государственных служащих, соблюдение ограничений, связанных с их статусом, внедряются принципы приема и продвижения, основанные на деловых качествах и профессионализме. Вместе с позитивными результатами, достигнутыми в ходе реализации государственной антикоррупционной политики, имеют место следующие нерешенные проблемы. Во-первых, наличие правовых пробелов и значительного количества отсылочных норм в законодательных актах позволяет государственным органам принимать ведомственные акты, предоставляющие необоснованно широкие полномочия отдельным должностным лицам. Коррупциогенными факторами являются также положения, содержащие: неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к физическим и юридическим лицам и тем самым создающие условия для проявления коррупции. Такими же факторами являются положения нормативных правовых актов, устанавливающие: для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил. Также требуется дальнейшая унификация нормативных правовых актов, регулирующих сферу борьбы с коррупцией, с международными договорами и соглашениями. Во-вторых, необходимо дальнейшее упрощение административных процедур, прежде всего налоговых и таможенных правил, конкретизация взаимоотношения участников дорожного движения. Для снижения коррупции они должны быть простыми, ясными и общеизвестными. Требования, предъявляемые к информации и документации, необходимо свести к минимуму. Совершенствование административных процедур должно приводить к ограничению личных контактов должностных лиц и клиентов, а также сокращению установленных форм отчетности и санкций. В-третьих, имеет место недостаточная эффективность в управлении человеческими ресурсами. Анализ судебной практики административных коррупционных правонарушений показывает, что основная масса виновных представлена государственными служащими низовых звеньев. Уровень их заработной платы и социальная незащищенность создают экономические предпосылки коррупции. А порой они являются только «стрелочниками», истинные виновники остаются вне подозрений, т.е. действует избирательный подход в определении виновных. Также важно создание правовых механизмов защиты лиц озвучивающих критические замечания в адрес руководства и предлагающих конструктивные предложения. Как правило в основном такие лица негласно преследуются и на них устраиваются неофициальные гонения. Например, травля путем использования приближенного лица, который скрыто «помогает» нежелательному сотруднику нарушить свои служебные обязанности. Поэтому необходимо введение комплекса мер, прежде всего, в нормотворчестве, позволяющих установить высокие профессиональные требования к работающим в государственном секторе, а также внедрение системы оплаты труда и продвижения по службе, основанной на объективной и непредвзятой оценке деловых качеств и профессионализма государственного служащего. В-четвертых, отсутствует мониторинг причин возникновения коррупции в государственных органах. Необходимость отслеживания факторов и механизмов коррупции, оценка ее уровня и структуры, анализ эффективности антикоррупционных мероприятий. Такая оценка послужит основой для внедряемых систем внутреннего контроля в центральных государственных и местных исполнительных органах в целях предотвращения коррупционных проявлений. В-пятых, практика последних лет показывает отсутствие необходимого уровня активности и информированности гражданского общества в вопросах антикоррупционной политики государства. В этой связи требуется создание механизмов участия институтов гражданского общества в реализации данной Программы. Не менее важно введение общедоступных и эффективных процедур информирования общественности о ходе борьбы с коррупцией. Но есть еще две составляющие казахстанской и российской коррупции, изменить которые вполне возможно. Это селективность законов, то есть их выборочное действие на различные объекты, и правовое сознание граждан, которое должно препятствовать их сознательному участию в коррупции. Учитывая тот факт, что коррупция без постоянного противодействия ей имеет свойство расширяться и приспосабливаться к новым условиям, необходимо создавать единые механизмы, позволяющие уменьшить масштабы коррупции в минимальные сроки, а также выработать основные направления работы по проведению антикоррупционной политики в качестве постоянно действующей органичной функции государства. При этом эффективность функционирования механизма реализации в значительной степени будет зависеть от того, насколько активно в реализации этой политики примут участие структуры гражданского общества.
Антикоррупционная политика предполагает разработку и осуществление разносторонних и последовательных мер государства и общества по минимизации причин и условий, порождающих коррупцию в разных сферах жизни и побуждающих государственного служащего к совершению коррупционных действий. Однако следует учитывать, что предлагаемые меры в Казахстане не могут считаться исчерпывающими. Создание антикоррупционных органов, введение высоких стандартов найма госслужащих, принятие кодексов поведения, публикация данных о доходах – меры необходимые, но недостаточные. В условиях коррупционной системы их легко симулировать. Реальные действия должны корректироваться не только по мере осуществления отдельных мероприятий, но и с учетом результатов глубокого анализа явления коррупции, ее причин, мотивации коррупционного поведения. Также важно проведение в госорганах анализа и выявление коррупционных рисков, более серьезной и объективной оценки эффективности антикоррупционных мероприятий в каждом государственном органе.
Мирбулат Нуртазин, заместитель руководителя департамента Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции