17.09.2019, 15:12
Просмотры: 864
Знай свои права!

Знай свои права!

Совершая покупки в магазинах, пользуясь различными видами услуг – медицинскими, жилищно-коммунальными, образовательными и другими, заключая договоры на выполнение работ, всегда необходимо помнить, что все мы являемся потребителями. И защита прав потребителей обеспечивается во всех сферах, поэтому каждый потребитель должен знать свои права и уметь их отстаивать. Общественное объединение «Западно-Казахстанское областное общество по защите прав потребителей» в рамках реализации проекта «Проведение мероприятий по повышению правовой грамотности населения в сфере защиты прав потребителей в Западно-Казахстанской области», оказывает бесплатные юридические консультации по защите прав потребителей.

Часто ли мы задумываемся, покупая просроченный продукт или некачественный товар, о своих правах потребителя? Как показывает практика, немногие знают и умеют себя вести в таких ситуациях. Права и гарантии каждого потребителя на обеспечение качественными товарами, работами и услугами защищены от опасностей для жизни и здоровья в соответствии с Законом РК «О защите прав потребителей». В Казахстане в 2013 году создан специальный государственный орган – Комитет по защите прав потребителей. В каждом регионе открыты его территориальные подразделения и подведомственные организации. Их задача заключается в том, чтобы помочь потребителям отстоять свои интересы в спорах с недобросовестными продавцами или сбытчиками услуг, а также повысить информированность населения о своих потребительских правах.

Кроме государственных органов, сегодня в Уральске помогает потребителям отстаивать и защищать свои права общественное объединение «Западно-Казахстанское областное общество по защите прав потребителей», руководителем которого является Дарина Телагисова.
– Защита прав потребителей обеспечивается во всех сферах, будь это покупка техники, медицинские услуги, пассажирские перевозки или же обслуживание в салоне красоты. Каждый потребитель должен знать свои права и уметь их отстаивать. Если приобретенный продукт оказался просроченным или испорченным, покупатель вправе вернуть его в магазин, потребовать свои деньги или обменять на аналогичный качественный товар. Непродовольственные товары в случае их дефекта или быстрой поломки по закону можно вернуть в течение 14 дней. Но желательно при этом иметь на руках товарный чек и гарантийный талон. Необходимо помнить каждому: без чека о покупке доказать, что товар приобретен именно в этом месте, будет труднее, – говорит Д. Телагисова.
Общественное объединение «Западно-Казахстанское областное общество по защите прав потребителей» в рамках реализации проекта «Проведение мероприятий по повышению правовой грамотности населения в сфере защиты прав потребителей в Западно-Казахстанской области» недавно провело выездную акцию на рынке «Московский», где оказывали бесплатные юридические консультации по защите прав потребителей.
– Если вы осуществили необдуманную покупку, приобрели некачественную вещь или продукты сомнительного качества (с истекшим сроком изготовления), а также если вы столкнулись в сфере торговли, в местах общественного питания, досуга, в сфере медицинских услуг и ряда других услуг с обманом или другими фактами ненадлежащего качества товара, обслуживания, нарушением других ваших прав как потребителя, наше общество поможет защитить ваши права в рамках законодательства Республики Казахстан. Телефон нашей горячей линии: 8 771 217 62 40, местонахождение: г. Уральск, ул. Мухита, 57/1, 5 этаж здания ТОО «Жайык Пресс». Вас проконсультирует консультант Юридической Палаты Западно-Казахстанской области Айгуль Алтынбековна Джаманбаева. В планах общественного объединения – проведение акций по оказанию юридических услуг в крупных торговых домах для удобства граждан. Принцип работы общества по защите прав потребителей – это просвещение граждан, обеспечение защиты законных интересов потребителей, – пояснила руководитель общественного объединения.
Проанализировав работу в данном направлении, специалисты отмечают, что проблем здесь немало. Большинство граждан, не знают своих прав, как потребители, либо не умеют их защищать. Так, на данный момент из числа рассмотренных обращений: 70% потребителей обратились по вопросам розничной торговли, а именно, как вернуть приобретенный товар как надлежащего, так и ненадлежащего качества. Оказана юридическая помощь потребителям – направлены претензионные письма продавцу. В большинстве случаев достигалось досудебное урегулирование вопроса, то есть юристом даны разъяснения покупателям и продавцам, после чего последние обменивали товар на аналогичный либо возвращали уплаченную за товар сумму денег в соответствии со ст.14, 15 Закона РК «О защите прав потребителей».
К примеру, гражданин Р. обратился в рекламное агентство в г. Уральске, где ему на футболки нанесли рисунки специальными красками (трафарет). Футболки были приобретены им лично. Работники данного агентства заверили его, что качество работы, отвечает всем требованиям нанесения подобной графики. Однако после стирки изделия рисунок смылся. Покупатель обратился к изготовителю с претензией, но тот, в свою очередь, высказал предположение, что гражданин Р. не соблюдал условия стирки изделия, а также, что такие футболки из хлопка не предназначены для данных рисунков и соответственно отказали ему в выплате денег, которые он потратил на услугу.
После этого гражданин Р. обратился за защитой своих прав в общественное объединение. Согласно консультации юриста, гражданину Р. донесли неверную информацию о свойствах нанесения краски. Его не предупредили, что такая краска на данные футболки не наносится, так как эффект минимален. Также были опрошены эксперты, специалисты в данной сфере, которые подтвердили, что на данный вид изделия вообще невозможно подобное нанесение краски.
В данном случае права гражданина Р. были нарушены в соответствии со ст.10 Закона пп.1,2 – получение недостоверной информации. На встречу с потребителем был приглашен индивидуальный предприниматель, который после разъяснения его обязанностей перед потребителем вернул последнему оплаченную им сумму, как за услуги, так и за испорченные футболки.
Законом РК от 2010 года «О защите прав потребителей» четко регламентируются права потребителя. Потребитель имеет право на свободное заключение договоров на приобретение товаров (выполнение работ и оказания услуг); просвещение в сфере защиты прав потребителей; получение информации о товаре (работе, услуге); приобретение безопасного товара (работы, услуги); надлежащее качество товара (работы, услуги); обмен или возврат товара как надлежащего, так и ненадлежащего качества; возмещение в полном объеме убытков (вреда), причиненных их жизни, здоровью и (или) имуществу вследствие недостатков товара (работы, услуги); 8) получение у продавца (изготовителя, исполнителя) документа, подтверждающего факт приобретения товара (выполнения работы, оказания услуг).
Руководитель областного общества по защите прав потребителей Дарина Телагисова отметила, что общественное объединение будет и дальше организовывать встречи с населением в торговых домах, объяснять потребителям их права, чтобы повысить правовую грамотность населения.

Жанна БАЛЫКОВА

Новости

Другие статьи