27.08.2019, 9:41
Просмотры: 531
Время новых подходов

Время новых подходов

В два раза будут повышены заработные платы учителей, школы перейдут на пятидневную рабочую неделю, на учителей будет снижена нагрузка. Об этом было заявлено на августовской областной конференции педагогов. Были рассмотрены основные направления развития образования в области, презентованы инновационные идеи, а также озвучены нововведения в системе дошкольного, среднего, профессионального и высшего образования.

Качество образования «задает» качество жизни человека и общества. В нашей стране качественному образованию уделяется повышенное внимание. Послание Елбасы Н.А. Назарбаева народу Казахстана, в октябре прошлого года, дало новый импульс развитию сферы образования. Прежде всего, Елбасы предложил укрепить статус учителя специальным законом Республики Казахстан. Тем самым в казахстанском обществе будет официально закреплен статус педагогов страны, престиж благородной профессии – учитель.
В своей приветственной речи аким ЗКО Гали Искалиев отметил, что в системе образования произошли существенные изменения.
– Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев инициировал ряд новшеств, которые коренным образом должны вывести образование на новый уровень. Прежде всего, это материально-финансовое обеспечение наших учителей, заработная плата будет повышена вдвое, независимо от надбавок и других положенных средств. Кроме того, будет вестись доплата за классное руководство, проверку тетрадей, в целом, снизится нагрузка на педагогов. Наряду с этим будет увеличена продолжительность отдыха. Переход школ на пятидневку даст возможность учителям проводить личное время в субботу по своему усмотрению. Управлению образования необходимо строго контролировать процесс, а педагогам обращаться ко мне напрямую через открытые страницы в соцсетях при нарушении данного правила. Министерство образования и науки подготовило ряд инициатив, которые планируется ввести в новом учебном году. Одним из таких нововведений является то, что наши ученики теперь могут участвовать в различных олимпиадах всех уровней независимо от прошлых заслуг и побед. Все эти инициативы направлены на достижение стратегической цели – вхождения Казахстана в 30-ку самых развитых государств мира, – отметил Гали Искалиев.
– Сегодня система дошкольного образования области представлена 507 дошколь-ными организациями, более 60 из которых – частные. Доля детей, охваченных дошкольным воспитанием, составляет 78,4% от общего количества детей в возрасте от 1 года до 6 лет и 100% от общего количества детей от 3 до 6 лет.

– Проведенный анализ, в том числе обращений и жалоб родителей на качество дошкольного воспитания и обучения, предоставляемый частными дошкольными организациями, выявил системные проблемы, – подчеркнул аким ЗКО. Первое – обеспечение квалифицированными кадрами. В настоящее время в частных дошкольных организациях области работают 456 человек, из них базовое дошкольное образование имеют только 54,1% (247 педагогов). Тогда как показатель среди государственных детских садов составляет 89%. Второе – слабая методологическая обеспеченность. Воспитательно-образовательный процесс в дошкольных организациях всех видов независимо от формы собственности должен осуществляться согласно требованиям Государственного общеобязательного стандарта, типовой учебной программы дошкольного воспитания и обучения. Частные дошкольные организации ограничиваются в своей деятельности присмотром и уходом за детьми. Третье – отсутствие подотчетности работы частных дошкольных организаций. Невозможно отследить посещаемость детей в детских садах, в которых размещен государственный заказ. Акимам районов и города, управлению образования совместно с палатой предпринимателей поручено принять все необходимые меры для повышения качества дошкольного обучения и воспитания в частных дошкольных организациях. С привлечением представителей гражданского общества необходимо создать мониторинговые группы для повышения ответственности частных садов за качество предоставляемых услуг. Также необходимо использовать биометрические технологии для автоматизированной фиксации посещения детей частных садов.
Аким ЗКО также дал поручение по повышению качества образования в сельских школах.
– По области 59,1% от общего количества составляют малокомплектные школы (225 школ), – сказал аким области. Почти каждый шестой ученик обучается в малокомплектной школе. Не приемлемо различие в уровне образования между детьми в городе и на селе. Доля малокомплектных школ в области остается высокой, а их материальная база – низкой, что затрудняет достижение эффективности учебного процесса. Сравнивая качество образования городских и сельских школ, необходимо учитывать качественный состав учителей, материально-техническую базу, инфраструктуру и
финансирование. Акимам районов нужно уделить внимание развитию перспективных населенных пунктов, продолжить работу по развитию опорных школ, укреплению материально-технической базы и повышению качества образования сельских школ. Управлению образования поручаю разработать проекты по преодолению академического отставания школ, демонстрирующих низкие результаты, – подчеркнул аким области.
В своем выступлении аким ЗКО отметил необходимость контроля за духовно-нравственным развитием подрастающего поколения.
В системе профессионально-технического образования Гали Искалиев подчеркнул важность практического обучения. В области функционируют 36 организаций профессионально-технического образования с контингентом более 18 тысяч учащихся из них 26 государственных и 10 частных. Подготовка кадров ведется по 138 специальностям.
– Профессионально-техническое образование, в первую очередь, должно ориентироваться на потребность в кадрах региона. Это решает вопрос занятости населения. Дуальное обучение применяется в 26 колледжах области, однако мы не видим ожидаемого результата. Это связано с тем, что экономика, социальное проекты, техника стремительно развивается и требует готовых специалистов, которые с первых же дней работы на производстве будут иметь четкое представление о задачах. К сожалению, учебные заведения ТиПО региона больше времени уделяют теоретической подготовке. В результате, выпускники колледжей, попав на производство, чувствуют себя беспомощно. В своем выступлении Президент сделал акцент на обеспечение отраслей экономики конкурентоспособными кадрами, на качество подготовки кадров с учетом запросов индустриально-инновационного развития страны. В области уже начата работа по модернизации колледжей в плане подготовки кадров цифрового проектирования и моделирования в сфере строительства с помощью программно-аппаратного комплекса виртуальной реальности 3D CAVE, ІТ-специалистов по программе, включающей в себя инженерию, программирование, робототехнику, 3D-моделирование. В педагогическом колледже им. Ж. Досмухамедова совместно с АОО «Назарбаев интеллектуальная школа» внедряется образовательная программа по специальности «Начальное образование». Она включает в себя лучший опыт НИШ, а также международный опыт Финляндии, Англии и США. Выпускники колледжа, прошедшие обучение по данной образовательной программе, будут иметь возможность работать в общеобразовательных школах по обновленному содержанию образования, – сказал Г. Искалиев.
Представитель Министерства образования и науки РК Гулнаш Кошкарова озвучила ряд наиболее актуальных вопросов. В частности, о поэтапном переходе на 12-летнее образо-вание, об изменениях и обновлениях в учебных и методических программах.
– Отмечается положительная динамика в развитии системы образования. Идет разработка государственной программы на 2020-2025 годы. По поручению Елбасы с нового учебного года начнется программа раннего развития детей, направленная на формирование социальных навыков и навыков самообучения. Министерство обеспокоенно ситуацией, когда из детских садов массово начали выпускать шестилеток, норма о приеме детей в школу с шести лет принята, но право отдавать ребенка в школу остается за родителями. Индивидуальные особенности развития детей всегда учитывались и будут учитываться, необходимо проводить целенаправленную работу с родителями в течение года, информировать их о достижениях ребенка, о степени готовности детей на основании диагностических наблюдений педагогов, разъяснять преимущества образования с шести лет. Согласно данным Юнеско, обобщившим опыт более 200 стран мира, обучение детей начинается с пяти лет в 28 странах, с шести лет – в 134-х.
В текущем году министерством будет реализован проект «Легкий портфель», то есть, ученики могут оставлять бумажные учебники в школе, а дома – заниматься по учебным пособиям, которые можно будет скачать с сайта МОН. Рабочие тетради для всех классов необязательны, педагоги не должны заставлять родителей приобретать их.
В рамках конференции организована работа в 20 секциях, с охватом более 1300 педаго-гов. По словам руководителя управления образования Айымгуль Тржановой, на секциях рассмотрены нормативно-правовые акты, вопросы дальнейшей реализации обновленного образования и совершенствования воспитательной работы в рамках реализации програм-мы «Рухани жаңғыру».
Завершилось мероприятие награждением педагогов. Гали Искалиев вручил победителям конкурса «Лучший педагог» дипломы и ценные подарки. Гульнаш Кошкарова вручила заслуженным деятелям сферы образования медали им. Ы. Алтылсарина.

Евгения МАКСИМОВА

Новости

Другие статьи