12.03.2019, 9:31
Просмотры: 205
Не признающая компромисса

Не признающая компромисса

В областном казахском драматическом театре имени Х. Букеевой в минувшие дни успешно прошла премьера спектакля «Аялап өтем» по пьесе Н. Садира и Н. Жубатовой (она же и режиссер-постановщик), посвященного творчеству известной казахской поэтессы Фаризы Онгарсыновой, которой в декабре нынешнего года исполнилось бы 80 лет.

Это событие неординарное как для театра, так и для культуры области в целом. Авторы пьесы работают в этом же театре. Нурлан Садир заведует литературным отделом, а соавтор, отличник культуры РК Нурлыгуль Жубатова знакома зрителям как актриса, на счету которой множество сыгранных ролей. Два года назад на международном фестивале античной драмы «Стоби-2017» исполненная ею роль Медеи в спектакле «Филоктет-Медея», была признана лучшим женским образом. В «Аялап өтем» Н. Жубатова, которой принадлежит идея создания этого спектакля, впервые предстала в качестве режиссера-постановщика. И третьей ипостасью Нурлыгуль Жубатовой является то, что она в одном из двух актерских составов играет главную роль.
Театр каздрамы следует своим принципам – дать сценическое воплощение образов выдающихся личностей, оставивших след в казахской литературе и искусстве. Что касается образа широко почитаемой в народе Ф. Онгарсыновой, то театр имени Х. Букеевой одним из первых театров страны представил его на своей сцене.
Фариза Онгарсынова, ушедшая из жизни несколько лет назад, поэтесса, народный писатель РК, лауреат Государственной премии, общественный деятель, автор целого ряда поэтических книг и публикаций. Абиш Кекильбаев, с которым ее связывала тесная дружба, отзывался о ней, как о человеке с обостренным чувством справедливости. Почтительное отношение народа к любимой поэтессе он объяснял тем, что такие люди, как Фариза, непримиримые ко лжи, лицемерию, фальши, по его мнению, не могут быть плохими и даже средними поэтами. Ведь ее смыслом жизни было служение людям. Об этом и спектакль.
Жанр пьесы «Аялап өтем» определен как лирическое фэнтези. Но в нем нет мифологических или космических существ, присущих этому жанру. Нет сюжета, действия происходят то ли в параллельном мире, то ли во сне. По замыслу авторов, важнее всего в течение часа – ровно столько длится спектакль – передать многообразие тематики, чувств и переживаний поэтессы.
Сама Фариза яркая личность, смелая и даже жесткая поэтесса, не признающая компромиссов. Ей пришлось пережить непростую эпоху смены идеалов, обесценивания общечеловеческих ценностей. По духу ей близки стихи земляка, поэта-бунтаря Махамбета, не случайно ее называли Махамбетом в юбке.
Фариза Онгарсынова родилась в соседней с нами Атырауской области, в ауле Манаш, лишенной живописности, скрытую красоту которой мог увидеть только человек, наделенный особым поэтическим даром. Любовь, непростая судьба женщины, тема материнства, защита прав детей, социальные проблемы общества – в каждой из этих тем видна четкая позиция Онгарсыновой как гражданина и патриота. Как истинный поэт, не лишена она была и дара пророчества. Будучи депутатом Мажилиса Парламента, Ф. Онгарсынова в числе других поднимала и тему защиты прав матери и ребенка, актуальности которой тогда не придали значения. Предлагаемые ею конкретные меры были отклонены под предлогом отсутствия финансов. По рассказам авторов пьесы, как раз в дни репетиций спектакля произошла всколыхнувшая все общество трагедия в Астане, когда в огне погибли пять девочек из одной семьи. Получилось так, что будто Ф. Онгарсынова годами ранее безошибочно определила необходимость защиты прав матерей и детей. Сами авторы удивлены совпадению. Со стороны могло бы показаться, что они внесли в текст изменения в свете произошедшей трагедии, хотя это не так.
Художником Муратом Мамбетовым декорации выполнены в виде парящих в воздухе перьев, одно из которых выделяется сочностью красок. На общем фоне современной поэзии яркостью, остротой и глубиной мыслей отличается неповторимая лирика Фаризы Онгарсыновой. Экспрессию передает пластика движений танцевальной группы, подготовленной балетмейстером Карлыгаш Кадырбековой. Во втором актерском составе роль Фаризы исполняет заслуженный деятель Казахстана Гульжиян Шынтемир.
Герои спектакля в основном молодые люди. Лирика Ф. Онгарсыновой нужна сегодня им, интересы которых отличаются от интересов прежних поколений. Только воспринимают они ее по-своему, не просто декламируя стихи популярной поэтессы, но и озвучивая их в стиле рэп. В спектакле звучит много песен на слова Ф. Онгарсыновой. Ее поэзия настолько близка людям – в том числе и молодым, – что они иногда совершенно искренне приписывают себе авторство. Настолько точно и тонко поэтесса передает чувства и мысли людей, что им начинает казаться, будто они сами и написали.
Всего час длится спектакль, но этот час равносилен всей жизни и переживаний народной поэтессы. Спектакль получился очень своеобразный. Идея, сама постановка, трактовка характера главной героини – все выглядит свежо и необычно. Диалоги, монологи, декорации, атрибутика, пластика – все направлено на то, чтобы как можно полнее раскрыть необычайно богатый поэтический мир Фаризы.
Возможно, не все воспримут спектакль из-за его новизны, необычности постановки. Сложившаяся традиция такова, что в завершение спектакля обычно приглашенные официальные лица, выйдя на сцену, вместе с поздравлениями дают оценку выполненной творческим коллективом театра работе. К удивлению публики, коллектива и гостей из Атырау, специально приехавших на премьеру спектакля о своей землячке, этого не последовало. Возможно, необходимо время, чтобы осмыслить и принять то новое и необычное, что несет в этот спектакль. Об успехе постановки можно судить по аплодисментам, то и дело сопровождавшим реплики героев.

Гульжан ХАЙРУЛЛИНА

Культура

Другие статьи

Оставить ответ

Ваш адрес электронной почты не публикуется.