13.12.2018, 10:27
Просмотры: 80
Наследие степного философа

Наследие степного философа

«Асан Қайғы аялдаган аяулы мекен Шыңғырлау» – «Шынгырлау – священное место, где останавливался Асан Кайгы», так звучала тема научно-практической конференции в Шынгырлау, организованная в честь великого философа, мыслителя, жырау Асана Кайгы. Мероприятие собрало представителей соседних областей и районов: Актюбинской, Мангистауской, Западно-Казахстанской областей.

Известные историки и профессоры всесторонне и глубоко обсудили отношение Асана Кайгы к шынгырлауской земле, идею «Жерұйық» созданную мыслителем, философию и язык его сочинений. После заседания для участников конференции в районном историко-краеведческом музее была организованна экскурсия, где их ознакомили с экспонатами. Затем участниками были возложены цветы к памятнику Асана Кайгы.
На заседании обсуждались гуманитарные идеи Асана Кайгы в контексте национальных интересов, новый взгляд на образ Жанибек хана в произведениях Асана Кайгы в эпосе об истории великого хана Жанибека. Асан Кайгы – родоначальник казахской философии Великой степи. В одном из выступлений Гульбайрам Жалекеновой, магистра гуманитарных знаний ЗКГУ им. М. Утемисова прозвучали такие слова: «Сегодня наступил момент, когда необходимо углубиться в историческую саморефлексию, которая началась с программы «Рухани жаңғыру». Что мы можем представить миру в историческом масштабе? Какую цивилизацию мы представляем, чем мы обогатили эту цивилизацию и как мы можем это показать?».
Многие, приезжая в Казахстан, ищут огромные материальные памятники – храмы, здания. Но надо понимать, что кочевая культура, превалировавшая на территории страны, оставила иное наследие, отличные формы собственной истории. Среди них хозяйственные привычки, навыки выживания, ведения боя, предметы искусства и т.д.
Многое даст обращение и анализ устной традиции тюркских племен, к примеру, обнаружение общих сюжетов для многих народов. Помимо этого, устные предания содержат в себе модели поведения, нравственные образцы. Их изучение откроет новое понимание многогранности казахского народа, его истории. Это ключ к настоящему, нахождение и утверждение себя в потоке мировой истории. Шокан Уалиханов, придавая исключитель­ное значение идее государственного обустрой­ства, назвал Асана Кайгы первым степным философом, считавшим, что земля – это главное, основополагающее понятие в истории становления национального самосознания, мировосприятия народа. Хаким Асан предупреждает: если жить среди соотечественников, на родной земле, в едином государстве, без лада и согласия, то и дело, нападая друг на друга и обвиняя во всем тех, кто рядом с тобой, то это ни к чему хорошему не приведет.
Эта идея мудрого Асана Кайгы могла бы стать холодным отрезвляющим душем для иных ретивых приверженцев родовых делений и в наше время. Асан Кайгы – родоначальник отечественной философии, заложивший исторические формы национальной идеи. Нам действительно есть, чем гордиться. Чувство национальной гордости за своих предков имеет под собой серьезную научную базу, конкретные исторические факты и доказательства, найденные и признанные мировым сообществом ученых и экспертов.

Екатерина КИВА

Общество

Другие статьи

Оставить ответ

Ваш адрес электронной почты не публикуется.