«Чтоб вы смогли поверить в невозможность…»

Күні , 103 рет оқылды

Уральскому русскому театру драмы имени А. Н. Островского исполняется 160 лет. Коллектив встречает новый театральный сезон в обновлении, полный сил и грандиозных творческих планов. 9 ноября состоялось открытие 160-го юбилейного сезона.

В юбилейный сезон – с новыми спектаклями
Новый театральный сезон был открыт постановкой «Женитьба» (Н. В. Гоголь). Как отметила главный режиссер театра Оксана Малуша, это хороший подарок не только для зрителей, но и для артистов, потому что спектакль получился по-настоящему театральным, он отражает направленность коллектива.
– Гоголь у нас уже был в репертуаре, ставился спектакль «Ревизор». Есть планы, что мы к нему еще можем вернуться, потому что материал бессмертен. Сами актеры с удовольствием играют классику, и зрителю смотреть классические спектакли интересно и поучительно, – сказала Оксана Михайловна.
Также в новом сезоне зрителя ждет еще одна премьера – комедия-детектив «Кофе с цианистым калием с молоком или без» испанского драматурга Хосе Алонсо Мильяна. Главная мысль спектакля – попытка ответить на вопрос, а что же превращает людей в чудовищ? Затем театр приступит к новогодним мероприятиям: будет праздничный спектакль для детей, «подъелочные» представления, благотворительные Рождественские елки, которые, как правило, проводятся совместно с Уральской Епархией.
– Надеемся, что и новый 2019 год мы начнем с премьеры. Руслан Джумахметов собирается поставить спектакль «Конек-горбунок» по сказке Ершова. Руслану удаются сказки, у него хороший вкус и к драматургии, и к музыке. Его недавняя сказка «Аленький цветочек» стала большим подарком зрителям и украшением нашей сцены, в ней хорошие актерские работы. Также надеемся пригласить на постановку режиссера из Самары, с которым мы уже работали, ведем переговоры с Александром Мальцевым, – рассказала Оксана Михайловна.

Старые новые кадры
Существенное обновление ждет не только репертуар театра – на уральскую сцену вернулась Анна Гальцева, артистка, запомнившаяся и полюбившаяся местному зрителю по спектаклю «Безымянная звезда». Она окончила Саратовскую государственную консерваторию имени Л. В. Собинова, работала в Пензенском областном театре драмы имени Луначарского, а ныне вернулась в родной театр с супругом Анатолием Громовым, который также достойно вошел в число актеров труппы. Их творческий союз можно будет увидеть в грядущей премьере «Кофе с цианистым калием с молоком или без».

Между грацией и звуком
Однако задача: сделать так, чтобы спектакль состоялся – возложена не только на режиссера и актерскую труппу. В первую очередь, важную работу выполняет постановочная бригада, куда входят хореографы, заведующий музыкальной частью, хормейстер, художники. По словам Оксаны Михайловны, эти люди являются творческим аккумулятором, развивающим идеи, которые предлагает режиссер. Так, хореограф театра – весьма известный профессионал Лариса Станичная. Ее каждодневный самоотверженный труд в буквальном смысле сотворил чудо. Если ранее коллектив театра был далеко не хореографическим, то сейчас под наставничеством Ларисы Викторовны артисты достигли выдающихся успехов.
Татьяна Ковалева – заведующая музыкальной частью театра. По словам коллег, за годы работы у нее выработалось определенное чутье к режиссерской манере.
– Таня – исключительный помощник. Мы с ней на одной волне, а это очень важно. На мой взгляд, режиссер должен консолидировать такие творческие силы, которые могут еще и самостоятельно развиваться. Мы все работаем в одном направлении, но свободно. Принимается все, что работает на спектакль, что делает его интереснее, ярче, глубже. Татьяна Ковалева – человек, безусловно, профессиональный, грамотный в музыкальном отношении, с хорошим вкусом, – подчеркнула
О. Малуша.
С хормейстером Любовью Мутагаровой артистам и режиссеру всегда интересно работать, потому что она добивается порой совершенно неожиданных результатов. По словам режиссера, после ее занятий даже не поющие артисты открывают в себе новые вокальные данные.

«Я нарисую мир таким…»
Немаловажна также в подготовке спектакля и роль художников: в театре имени А. Н. Островского сложилась настоящая команда профессионалов, которую возглавляет Максим Будаев. Это он создал оригинальный и символичный герб для спектакля «Джут», и данная сцена получилось самой трагичной и пронзительной, когда героиня Элеоноры Бактыгереевой стоит с умершим от голода ребенком на руках, а сзади зловеще мерцают черепа вместо колосьев хлеба. Обещанная сытость обернулась голодом и разрухой коллективизации, и в этом плане работа художника оказалась весьма концептуальной. Также в цеху работает Устин Комаров, хороший живописец. Он оформлял такие спектакли, как «Трактирщица» К. Гольдони, «Провинциальные анекдоты»
А. Вампилова.
– Это совершенно разные направления – живописец и театральный художник. Но Устину удалось создать квинтэссенцию, он активно проявляет себя при подготовке спектаклей. Хороший художник – Сакен Жангазиев, также мы приглашаем для совместной работы Мурата Мамбетова, который всегда готов откликнуться. Он оформлял спектакль «Последняя жертва» по пьесе А. Н. Островского. Также мы его привлекали и в качестве артиста, например, для спектакля «Джут». Думаю, мы с ним еще будем работать, – сказала главный режиссер театра Оксана Малуша.
Художник Сакен Жангазиев работал над декорациями для сказки «Аленький цветочек». Спектакль в плане оформления был непрост, так как в нем было задействовано несколько локаций: купеческий дом, заколдованный лес и дворец чудища. Зачарованный лес был нарисован на супере, а за ним в затемнении осуществлялась смена локаций. Как отметил С. Жангазиев, эту сказку наш театр также возил на гастроли, она была тепло встречена зрителями в Атырау.
Спектакль «Провинциальные анекдоты» стал первой театральной работой для художника Устина Комарова. По словам Устина, после образования живописца работать в театральном направлении было сложно, но результат ему пришелся по душе. Вдохновением для воссоздания интерьера провинциальной гостиницы прошлого века стали работы советских художников, тематические интернет-сообщества.
– Приходилось смотреть свет, использовать элементы старой мебели, чтобы воссоздать советский быт. Работать было интересно. В следующем году театр планирует поставить сказку «Конек-горбунок», там много сцен и мест действия. Сейчас подготавливаю для нее эскизы. Конечно, в процессе первоначальный вариант может сильно измениться, – рассказал У. Комаров.
На невидимом фронте
Заведующую костюмерно-пошивочным цехом, закройщика-модельера Веру Могилеву и технолога по пошиву театральных костюмов Татьяну Васильеву любят все артисты. Оксана Малуша с восторгом отмечает их непревзойденное умение, тем более, когда речь идет о театральных, сценических костюмах. В пошивочном цехе всегда кипит работа. Как отмечают сами мастера, любой костюм для спектакля начинается с эскиза. Затем эскиз утверждается, обсуждается образ артиста, прическа, реквизит, приобретается ткань, и начинается непосредственно пошив. Примечательно, что костюмы для того или иного спектакля шьются на конкретного артиста по индивидуальным меркам. Например, для персонажа Елены из спектакля «Дядя Ваня» были сшиты разные костюмы для артисток первого и второго составов.
– Создание костюма должно многое учитывать: ткань, мизансцены, движения артиста, потому что от этого зависит, будет ли удобно. Сказочные костюмы готовить даже интереснее, чем классические. Например, костюм для чудища, которое оказалось заколдованным принцем, мы здесь придумали. В театре невозможно положиться на спецэффекты, поэтому все детали для костюмов мы придумываем сами и подгоняем непосредственно на наших артистах. Работа творческая, – сказала Вера Могилева, чей стаж работы в театре насчитывает уже 40 лет.
Несмотря на творческую составляющую, легкой работу рукодельниц невидимого фронта не назовешь: это и постоянная физическая нагрузка, и четкие сроки сдачи.
– Но зато, когда мы смотрим спектакль, когда проходит премьера, мы очень счастливы от осознания того, что у нас все получилось, – отметила Татьяна Васильева.
Современная ткань, по мнению мастеров костюмерно-пошивочного цеха, отличается богатым выбором, разнообразием фактур и расцветок. Но для сценических костюмов предпочтительнее использовать натуральные матералы. По словам В. Могилевой, синтетика плохо взаимодействует со светом, не подходит для театральных образов. Натуральные же ткани при правильном освещении смотрятся богато, в духе жанра.
Гример-постижер Галина Ялфимова работает в театре уже 15 лет. Как она отмечает, образ артиста заканчивает именно прическа. Причем парикмахерам и постижерам работать приходится порой в авральных ситуациях, когда шедевр парикмахерского искусства создается буквально за 10-15 минут. По словам Г. Ялфимовой, прически для каждого конкретного спектакля делаются на основе эскизов, причем как из париков, так и непосредственно из волос артистов. Фонд париков в театре богатый, он периодически пополняется современными моделями, в том числе и бутафорскими, карнавальными, яркими, которые выигрышно смотрятся на сцене. Кроме того, задачей мастера является не только создать прическу, но и закрепить головной убор, если он необходим.
– Это задача непростая, потому что артисты по ходу действия могут двигаться очень динамично, и сползающий головной убор их сразу начинает отвлекать. Бывает и так, что сделаешь прическу на парике, и ее даже жалко разбирать, когда спектакль списывают. Для меня исторические прически создавать несложно, потому что наработан опыт, и всегда есть возможность пополнить свои знания, посмотреть, образы в фильмах на историческую тематику. Помню, на один из праздников Дня города делала прическу императрицы Екатерины II, как раз в это время вышел телесериал «Великая», и там в том числе у персонажей были красивые прически. Конечно, наши возможности не сравнить с теми, что есть у создателей телесериала, но получилось все равно весьма неплохо, артистка осталась довольна, – поделилась Галина Григорьевна.
– Над каждым спектаклем в театре работает большая команда, задействовано много специалистов. Это и костюмеры, которые одевают артистов, следят за опрятностью костюмов и реквизиторы, и специалисты монтировочного цеха. Наш бутафор Олег Чумаков – очень театральный человек, про которого говорят: «умеет сделать все из ничего». Нам очень повезло с художником по свету, Ольгой Лясиной. Нехитрыми и немудреными средствами, которыми мы располагаем, она создает и организовывает на сцене художественное пространство. Вообще, как показывает практика, случайных людей в нашем театре нет. Каждый в чем-то художник, и наш главный принцип – делать все с любовью, – подчеркнула главный режиссер драматического театра имени А. Н. Островского Оксана Малуша.

Взаимность зрительских симпатий
Конечно, жизнь театра была бы далеко не полной без административной и хозяйственной деятельности. По словам Оксаны Михайловны, благодаря работе директора театра Юрия Зеленцова, в коллективе царит стабильность и уверенность в завтрашнем дне.
– Юрий Александрович прекрасно понимает наш творческий коллектив и при своей железной воле остается чутким и понимающим человеком, внимательным к творческим людям. А заместителя директора по хозяйственной части Людмилу Леонидовну Козееву мы с любовью называем «хозяйкой театра». Она занимается каждодневными, рутинными, но очень необходимыми вопросами. И пусть эти вопросы далеки от творчества, зато благодаря ей в театре всегда царит порядок, и все системы работают исправно, – подчеркнула О. Малуша.
Недавно наш драматический театр имени А. Н. Островского побывал на гастролях в Атырау. Местный зритель всегда встречает их славно. Наша труппа подготовила такие прекрасные спектакли из репертуара, как «Двенадцатая ночь», «Проделки Ханумы», «Провинциальные анекдоты», «Трактирщица», а также сказки. Конечно, таланта и возможностей творческого коллектива Уральского драмтеатра хватило бы и на гастроли в других городах – вспомнить только их блестящее выступление в Астане во время «ЭКСПО-2017»! Но зачастую многие гастрольные поездки оказываются невозможными для нашей труппы из-за отсутствия финансирования. Остается надеяться, что в юбилейный год эта проблема будет решена, и творчество уральцев станет известным и востребованным в других городах нашей независимой родины.
У уральцев же любовь к своему театру особая и всегда взаимная – многих своих зрителей артисты знают в лицо и по именам, а билеты на премьерные показы раскупаются задолго до назначенной даты. Это тоже показатель любви к театру.
– Открытие сезона мы всегда встречаем с особым чувством, потому что любим своего зрителя, и эта любовь взаимна. Театр – это наша отдушина от суеты, бега по жизни. Мы загоняем сами себя интенсивным ритмом, живем в тревоге, в постоянно движущемся информационном пространстве, которое не всегда оказывает позитивное влияние. Информационный поток поступает к нам ежесекундно, и новости эти чаще всего негативного характера. Не у всех хватает силы воли выключить телевизор или оторваться от экранов смартфонов. И мы в театре все-таки стараемся создать особый мир, благоприятную атмосферу для душевного устроения человека. Это счастье – заниматься такой работой, – уверена режиссер Оксана Малуша.

Галина САМОЙЛОВА


Социальная сфера

Культура

Спорт

Программы развития



ЗКО, г.Уральск, ул. Мухита, 57/1
zhaik_presscenter@mail.ru
pri_ru@mail.ru

Главный редактор газеты: 51-31-91
Заместитель главного редактора: 54-50-22
Секретарь: 50-40-47
Корреспонденты: 24-02-78, 50-59-21
Отдел рекламы: 51-51-09
Яндекс.Метрика