6.11.2018, 16:05
Просмотры: 46
Главное дело Абата Кыдыршаева

Главное дело Абата Кыдыршаева

При первой встрече с нашим героем невольно напрашивалось сравнение с горой, глыбой: высокого роста, статный, крепкого сложения, со стремительной, уверенной походкой и голосом степного трибуна… Начнет читать лекции или просто о чем-то беседовать – заслушаешься! Ученый, педагог-мыслитель, доктор педагогических наук, профессор, академик Академии педагогических наук Казахстана Абат Сатыбаевич Кыдыршаев известен в научных и педагогических кругах Приуралья и Казахстана как крупный исследователь, занимающийся изучением вопросов языкознания, риторики, лингводидактики. Сегодня он – декан факультета культуры и искусств ЗКГУ им. М. Утемисова.

Путевка в профессию 
Абат Кыдыршаев родился 15 ноября 1963 года в селе Кирово Тенгизского района Гурьевской области (ныне аул Тайланбай Курмангазинского района Атырауской области) в многодетной семье. Отец Сатыбай Кыдыршаулы, ветеринар по профессии, с детства приучал детей к труду, хорошо играл на домбре. Мать Зылиха Сарсенкызы вела воспитательную работу в школе. Такая трудовая и культурно-воспитательная «закваска» потом очень пригодится Абату, определит выбор профессии, главное дело его жизни.
Абат рос трудолюбивым и любознательным. В 1981 году он поступает в Уральский пединститут им. А.С. Пушкина на филологический факультет по специальности «Казахский язык и литература», и четыре года спустя оканчивает его с отличием. Студент Кыдыршаев получал знания у известных преподавателей – Сарсена Акмурзина, Матжана Тлеужанова, Габдырахима Абуханова, Меруерт Жолдыкайыровой, Сериккали Шарабасова. 
В 1985 году Кыдыршаев начал трудиться учителем казахского языка и литературы в средней школе Курмангазинского района. Всегда сдержанный и рассудительный, он никогда не ругал учеников, мог убедить любого лентяя изменить свое отношение к учебе, умел красиво и образно говорить. 
«На моих занятиях 
не зевают»   
В 1990-м Абат Сатыбаевич поступает на работу в Уральский пединститут. Теперь он коллега своего недавнего учителя-наставника – Сериккали Габдрешевича Шарабасова, по настоянию которого Кыдыршаева и пригласили в известный вуз.
За два года Абат Сатыбаевич проходит путь от ассистента кафедры казахского языка до заместителя декана филологического факультета. В 1993 году он поступает в аспирантуру Казахского педагогического университета им. Абая. В том же году в журнале «Жалын» выходит первая его научная статья «Ахмет Байтурсынов – основатель методики казахского языка». Кыдыршаев изучает арабскую вязь, которой напечатаны книги Байтурсынова. 
Абат Сатыбаевич работает увлеченно, можно сказать, неистово, все ярче проявляются его ответственность, настойчивость и потрясающая работоспособность. 
В 2001 году Абат Сатыбаевич защищает докторскую диссертацию на тему «Научно-методические основы обучения риторике/для гуманитарных отделений высших учебных заведений». Вдохновителями Кыдыршаева стали доктора филологических наук Б. Шалабаев, Н. Оралбаева и Р. Сыздыкова, заложившие основы научного направления казахской лингвостилистики.
– Многие люди ошибочно считают: для того, чтобы стать культурным, интеллигентным и образованным, достаточно иметь в кармане диплом о высшем образовании, – говорит Абат Сатыбаевич. – Причем эти люди сами двух слов связать не могут. Просторечие и жаргон характеризуют скудость кругозора, неразвитость мышления. Неграмотная речь свидетельствует и о недостатках воспитания. 
Не случайно культура речи, ораторское искусство, риторика стали ведущими в научно-исследовательской деятельности А. Кыдыршаева. Он является автором многих монографий, учебных пособий, методических разработок, научных статей по риторике.
Блестящее ораторское мастерство, умение ясно доносить свою мысль, отстаивать свою точку зрения необходимы практически любому человеку. Поэтому в числе слушателей Кыдыршаева появляются все больше представителей разных слоев общества: от студентов до госслужащих. Для них он читает лекции об ораторском искусстве предков. Его выступления на самые разные темы получаются все интереснее, поэтому они привлекают внимание большого количества слушателей. 
– На моих занятиях никто никогда не зевает – говорит, улыбаясь, Абат Сатыбаевич. – Я не позволяю человеку сделать это, так как в ходе тренингов мы часто обмениваемся мнениями, обсуждаем тот или иной вопрос, публично беседуем, выступаем перед аудиторией. – Во-первых, это дружеская атмосфера, в которой легко открыться и легко обучаться. Во-вторых, много практики, что позволяет уже с первых занятий почувствовать рост своего ораторского мастерства. И в-третьих, хорошо продуманная программа, когда каждое следующее упражнение дополняет предыдущее, и в результате знания складываются в единую, цельную систему. 
И вот результат: одним его лекции помогли побороть страх перед выступлением, другим – избавиться от комплексов, лучше раскрыть свой потенциал! Ученый постоянно подчеркивает, что в Древнем Риме, Древней Греции, на арабской, индийской и китайской земле риторика считалась одним из главных учебных предметов. В те далекие времена люди отлично понимали, что качественное образование напрямую связано с культурой речи. 
Мой собеседник очень кстати привел слова Антона Павловича Чехова: «Дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать или писать…». И с этим нельзя не согласиться!
Сегодня особенно нужны не разовые отчетные мероприятия, а комплексные меры, опирающиеся на лучшие мировые научные методики. Именно потому Абат Кыдыршаев уверен, что пора ввести ораторское искусство в качестве предмета в программы высших и средних учебных заведений, где готовят будущих специалистов. Ученым разработаны программы курсов «Ораторское искусство», «Педагогическая риторика», «Культура языковой коммуникации». Учебное пособие А. Кыдыршаева «Риторика» (2004, 2013 гг.) предназначено для молодых специалистов, студентов вузов и для желающих овладеть ораторским искусством. 
Под руководством Абата Сатыбаевича в ЗКГУ им. М. Утемисова регулярно проходят международные, республиканские и областные научные конференции по проблемам казахской филологии. На них отмечается роль педагога в обучении и воспитании молодого поколения. 
Например, в 2008 году в университете прошла республиканская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы риторики в современном обществе в сфере образования».
Абат Сатыбаевич в 2007 и 2012 годах удостаивался звания «Лучший преподаватель вуза Республики Казахстан», отмечен грамотами Министерства образования и науки, нагрудным знаком «За вклад в развитие науки РК» (2012 г.), Европейской золотой медалью и дипломом качества Европейской научно-производственной палаты. В 2009 году А. Кыдыршаев стал членом Российской риторической ассоциации (Москва). 
В год 210-летия Махамбета в ЗКГУ создается научно-исследовательский центр «Махамбет», руководителем которого приказом ректора Асхата Имангалиева назначен А. Кыдыршаев. Рекомендуя его на эту должность, Асхат Салимович подчеркнул особый талант ученого, его готовность реализовать самые передовые новаторские идеи. 
Он член Союза журналистов Казахстана. Тесно сотрудничает с печатными изданиями Казахстана с 1995 года, имеет более 500 публикаций. Регулярно публикует свои статьи в научном журнале «Вестник ЗКГУ», ведет рубрики в университетской газете, привлекая к такой работе студентов, неравнодушных к печатному слову. 
Александр СУЕТИН

Общество

Другие статьи

Оставить ответ

Ваш адрес электронной почты не публикуется.