1.11.2018, 15:17
Просмотры: 97
В режиме открытого интернет-пространства

В режиме открытого интернет-пространства

Жизнеспособность блогосферы в качестве одного из средств массовой информации на сегодняшний день доказана временем. Вместе с тем еще остаются вопросы, касающиеся информационной безопасности, цензуры и свободы слова, тех или иных видов интернет-активности. О роли соцсетей в пространстве Казнета и блогерской деятельности рассказал председатель движения «Жаңғыру жолы», заместитель генерального директора медиахолдинга «Нұр-Медиа» Максим Споткай.– Максим, почему, по Вашему мнению, на сегодняшний день актуальны вопросы казахстанской блогосферы и ее взаимодействия со СМИ?
– Сегодня, откровенно говоря, все проводят время в социальных сетях. Но четкого механизма, как себя там вести, мы пока еще не выработали, размещение постов, чтение и комментирование происходит интуитивно. Больших возможностей, которые дают нам социальные сети, мы еще не осознали. Если вспомнить теорию поколений, то сейчас мы наблюдаем поколение Z, тех, кто родился в эпоху Независимости, и для них нет никакой разницы между жизнь онлайн и оффлайн. Свою жизнь в социальных сетях они воспринимают так же, как и объективную реальность. Возможно, через несколько лет мы привыкнем к этому феномену, будем жить как в онлайн, так и в оффлайн мире, и для нас не будет существовать границ между ними. Поэтому нам нужно быть готовыми к этому, знать, как себя вести в интернет-пространстве. И сегодня активно проводятся мероприятия по блогерству, взаимодействию со СМИ, раскрытию возможностей соцсетей и цифровизации, в том числе и в рамках движения «Жаңғыру жолы».
– Движение «Жаңғыру жолы» как связано с блогерством, и как они взаимодействуют в рамках цифровизации?
– Движение «Жаңғыру жолы» начало свою работу недавно. Так как мы являемся носителями ценностей модернизации и теми людьми, которые стараются интегрировать в молодежную среду идею духовного обновления, стремления к знаниям, то естественно, что одним из направлений нашей работы является создание данной системы ценностей и в социальных сетях. Очень сложно сказать, что ведется какая-то отдельная работа с блогерами – потому что сегодня в соцсетях задействованы все, просто есть более и менее активные пользователи. Отрадно, что в движении «Жаңғыру жолы» также представлены многие лидеры общественного мнения, и мы стараемся развивать нашу работу в данном направлении.
– Есть ли возможность создания объединения блогеров Казнета?
– Такие попытки предпринимались, сейчас у нас создан Альянс блогеров Казахстана. Но блогерство как направление – это фриланс, а не бюрократический подход. В целом соцсети подразумевают такой формат деятельности. Поэтому говорить о каком-то объединении всех отечественных блогеров невозможно. В социальных сетях они чувствуют себя свободно и не хотели бы соответствовать каким-либо рамкам. Вместе с тем мы, как активисты, своим присутствием в соцсетях также должны создавать определенные правила. Наша активная молодежь, которая конкретными делами зарекомендовала себя в реальной жизни, должна присутствовать и в виртуальной реальности, задавая тон. Тогда мы сможем говорить о конструктивном диалоге в соцсетях.
– Вы, как активный блогер, можете оценить, насколько развита блогосфера в казахстанском онлайн-пространстве? Ведь не каждый может считаться блогером, кто напишет пару строк на стене в Фейсбуке…
– На мой взгляд, данное направление у нас в Казахстане весьма развито. Мнение пользователей Фейсбука сегодня учитывается, и это факт. Так, например, вопрос земельной реформы стал первым в нашей истории случаем, когда из социальных сетей дискуссия перешла, можно сказать, «на улицу» и привлекла внимание исполнительной власти. Сегодня мнение, высказанное в социальных сетях, учитывается представителями государственных органов, и это имеет свою значимость, потому что протестные настроения у нас высказываются только в соцсетях. И есть возможность не только высказать мнение, но и решить проблему.
– Присутствие представителей госорганов, руководителей департаментов и управлений, местной исполнительной власти тем и обусловлено – чтобы держать постоянную связь с населением?
– Однозначно. Это современный тренд. Если три-четыре года назад присутствие какого-либо руководителя или акима в соцсетях вызывало удивление, то сегодня, в 2018 году, удивление вызывает, если какой-то руководитель не присутствует в том же Фейсбуке. Сегодня крупные руководители республиканского уровня, видные политические деятели представлены в социальных сетях. Это воспринимается как должное, как современное явление.
– Глава государства в своем ежегодном Послании отметил, что госслужащий новой формации призван сократить дистанцию между государством и обществом. К соцсетям это тоже относится?
– Думаю, это один из самых эффективных механизмов, потому что в социальных сетях люди могут говорить открыто о своих проблемах, им не нужно обращаться в акимат, на прием к руководителям, подавать заявление. Дистанция между государством и обществом действительно сократилась. Теперь человек может опубликовать пост, отметить или тегнуть там руководителей госорганов, и если работа данного подразделения или ведомства налажена эффективно, то тогда будут приняты соответствующие меры по проблеме, изложенной в посте.
– Казахстанские пользователи интернета – это, в основном, пишущие люди или видеоблогеры, как на YouTube?
– Мы пока еще не пришли к видеоблогерству, для нас наиболее значимой в политическом и социальном плане остается платформа Фейсбука. Но по популярности лидирует Инстаграм. Визуальный контент легко запоминается и вызывает интерес.
– А интерес к Инстаграму не связан с развитием клипового мышления у молодежи?
– Сегодня ученые и социологи доказывают, что весьма трудно удержать внимание пользователя более 40 секунд, поэтому клиповое мышление – это не тенденция упадка, а мировой тренд. Для этого в Инстаграме, например, существуют сторис – короткие видео в 1 минуту. Есть инструменты новой реальности, новые цифровые возможности, и ими нужно пользоваться на современном уровне.
– Объективность для блогера важна так же, как и для журналиста?
– Я считаю – да. По большому счету блогер – это представитель СМИ, который освещает то или иное событие, рассказывает о нем своим подписчикам. Если раньше для того, чтобы осветить свое, пусть даже небольшое мероприятие, нужно было проделать значительную работу, обратиться в газеты, на телеканалы, то сейчас достаточно написать небольшой пост в блоге. Тем более что сейчас у некоторых блогеров на Фейсбуке аудитория подписчиков больше, чем, к примеру, у районной газеты. Естественно, что возрастает и ответственность. И в современном интернет-пространстве это пока еще не все осознают.
– А свобода слова и цензура в интернете как уживаются?
– Сегодня в условиях открытого информационного пространства данные понятия остаются на усмотрение пользователей. Естественно, что в соцсетях необходимо соблюдать требования действующего законодательства, это опять же вопрос ответственности. Например, недавний пост в соцсети учителя из ЗКО, который похвалил убийц знаменитого казахстанского фигуриста Дениса Тена, вызвал не только широкий общественный резонанс, но и привел к уголовному делу и к приговору суда. Важно помнить о том, что каждый пост остается на совести и ответственности разместившего его человека – насколько он объективен, образован и честен со своими подписчиками.
– Вы сами чьи посты предпочитаете читать в социальных сетях?
– Моя основная соцсеть – Фейсбук, это связано и с работой, и с личными предпочтениями. Для меня интересны не столько блогеры, сколько общественно-политические деятели, которые пишут о событиях, происходящих в стране, через призму своей деятельности. Читаю страницы таких видных деятелей нашей страны, как Мурат Абенов, Маулен Ашимбаев, Асет Исекешев, Канат Тасибеков. Канат Тасибеков, например, зарегистрировался в соцсетях, чтобы познакомить людей со своей методикой ситуативного казахского. Это уникальный человек, и благодаря соцсетям его книги «Ситуативный казахский» получили широкое распространение.
– Благодарю за беседу!

Галина САМОЙЛОВА

Общество

Другие статьи