3.09.2018, 21:06
Просмотры: 547
О материнской любви и нравственном возрождении

О материнской любви и нравственном возрождении

Читателю хорошо знакома общественный деятель, которую по праву называют в Приуралье ласковым именем Ақ шағала, что в переводе с казахского означает Белая чайка. Речь пойдет об Акуштап Бактыгереевой, которая не только женской привлекательностью и необычным именем заслуживает к себе внимание, но и незаурядным поэтическим талантом.

Именем Ақ шағала назвали поэтессу, дочь казахского народа неспроста. Ведь не только поэтической деятельностью, но и участием в общественной жизни заслужила Акуштап Бактыгереева такое признание народа.
Произведения лауреата международной литературной премии «Алаш» любимы и популярны у народа. Ее книги пользуются большим спросом у читателей.
Поэтическое творчество нашей землячки – это своего рода отражение душевных переживаний, мыслей, чувств человека, умеющего видеть красоты окружающего мира, отражать нежное, трепетное чувство.
– Болған емес сүюдің жолы жаңа,
Қыз мұраты – қашан да болу Ана.
«Жаным» деген жігітті жек көрмеңдер,
Өзі сүю – қыздардың соры ғана…
Предназначенье свыше девушке дано –
быть матерью,
Но перед тем любовный трепет
испытать в душе,
Не отрекайтесь от джигита девушки,
Кто вас назвал жаным, единственной своей,
Увы, самовлюбленность портит
девушек всегда..,
Если внимательно вдуматься в смысл этих стихов, то можно уловить и наставления мудрого человека о том, чтобы юные красотки, влюбляясь, не теряли голову и не становились жертвами неразделенной любви. Девушка подобна тюльпану, который расцветает весной. Поэтому и любовь у нее должна быть такой же прекрасной как цветок, чистой как утренняя роса. Талантливая поэтесса с большим жизненным опытом стремится передать свои мудрые наставления молодому поколению в стихах. К примеру, девушка должна знать, к каким последствиям может привести мимолетное чувство, и что только брак, построенный на любви, уважении и преданности, является самым прочным.
В детстве Акуштап Бактыгереева отличалась смелым и бойким нравом на радость отцу, но, подрастая, поняла, что существует женское предназначение, начертанное судьбой. Женщина должна познать материнское счастье. Мысли о матери, проникнутые переживаниями самой Акуштап Бактыгереевой, психологически тонко передаются читателю:
Апа, сенде Тәңір бар, Жасаған бар,
Ал, біздерде алаяқ, асаған бар.
Тас көше бар, тас үй бар, темір қақпа,
Айқайласаң ашпайды-ау тас адамдар…
В тебе Всевышний и Создатель – Мама,
В нас плутовство и пресыщение.
Из камня улицы, дома, ворота каменные,
Изойдешься криком – никто не услышит,
Не примчится на помощь…
Языком поэтических аллегорий поэтесса указывает на черствость в людских взаимоотношениях, утрату нравственных ценностей в современном обществе, когда порой трудно достучаться до окаменевших людских сердец.
В казахской литературе материнские чувства воспеваются в лиро-эпической поэзии. К примеру, материнские образы в поэме «Баян Сұлу и Козы Корпеш», образы женщин в поэме «Айман-Шолпан», галерея образов матерей в произведениях классиков советской литературы Мухтара Ауэзова, Габита Мусрепова. Образ матери воспевает в своих произведениях и Акуштап Бактыгереева. В поэме «Анама хат» есть такие замечательные строки:
Аналық ауыр парыз атқардың да?
Артына қыз қалдырып батқан мұңға.
Есімің жер үстінде өшкен жоқ деп,
Әкеме барған бетте мақтаңдың ба?
Ты исполнила нелегкую ношу,
став матерью,
Но сердце печали полно о дочери:
Сумеет ли она продолжить путь,
Не посрамив честь и достоинство отца.
Наши предки во все времена радовались рождению мальчика, продолжателя рода. Поэтому то, о чем пишет Акуштап Бактыгереева, актуально и сегодня. Талантливая поэтесса описывает тоску женщины, мечтающей родить сына, наследника. В детстве Акуштап Бактыгереева, как дочь, пыталась заполнить эту пустоту в сердце матери, проявляя мальчишеские замашки и задор, но, к сожалению, чем старше она становилась, тем отчетливее выражалась разница между нею и ребятами со двора, ровесниками. Но сильная духом девушка обещает матери увековечить память отца благородными делами и поступками. В перечень произведений, прославивших имя поэтессы, входит «Баллада о матери». В основу сюжета легла судьба без памяти влюбленного в девушку джигита. Холодная и расчетливая девушка ставит невозможное условие: я стану твоей возлюбленной только тогда, когда ты преподнесешь в жертву сердце своей матери. Тяжело было единственному сыну принимать решение. В здравом смысле современный человек рассуждал бы так: мать не заменит никто, она одна, а с девушкой не получилось, найду другую. Но джигит был болен, болен безответной любовью, и как душевнобольной совершил самое страшное, что может сделать самый омерзительный человек на земле, убийство матери… По дороге, ночью, джигит спотыкается и чуть не падает. А в этот момент сердце матери, выпавшее из рук, произносит: «Осторожно, сыночек…»
Осындай аңыз қалған халық ішінде,
Кім білсін махаббаттың даңқы үшін бе?
Болмаса жоқ нәрсені болғыз дейтін
Қыз кездің тәкаппарлық салты үшін бе?
Такую легенду услышала я,
Ради чего? Неужто для любовной славы?
Для утехи глупого девичьего упрямства?
Так Акуштап Бактыгереева воспевает материнскую любовь как самое сильное и безграничное чувство на земле, с которым не могут сравниться никакие другие чувства. Только с молоком матери крепнет ребенок, только мать способна понять и простить своего дитя. Это произведение нашей землячки учит ценить и чтить матерей. Оно несет в себе воспитательное значение для молодого поколения.
В современном обществе воспитание в духе национальных традиций теряет свою первоначальное предназначение под влиянием модных тенденций. Поэтому уважение к семейным традициям нужно воспитывать с раннего возраста, возвышая образ женщины-матери как хранительницы семейного очага. Слова Мухтара Ауэзова «Ел боламын десең, бесігінді түзе» (Заботу о будущем нации начинай с колыбели) не теряют актуальности и в наши дни. Акуштап Бактыгереева раскрывает тему материнского счастья открыто, с некоторыми присущими только ей особенностями. К примеру, в письме к матери пишет об упущениях в воспитании казахских девушек. Этой теме посвящены сочинения поэтессы, в поэзии и публицистике. Акуштап Бактыгереевой хорошо знакомо материнское чувство, она ставит его превыше всего.
Анамын бөбегін сағынған,
Акынмын жыр болып ағылған.
Көңілмін екіге бөлінген,
Жүрекпін екіге жарылған…
Я мать, тоскующая по дитя,
Стихи мои известны хорошо народу,
И сердце, и душа моя,
Навеки пополам я меж ними,
– Эту особенность отмечал и ее наставник по литературному творчеству народный писатель Казахстана Кадыр Мырза Али. Свои мысли о творчестве поэтессы он выразил так: «Она является и прекрасной матерью, и талантливым поэтом. Эти два природных дара слились в неразделимое целое. Мир она созерцает как глазами матери, так и глазами поэта.»
Акуштап Бактыгереева в своей поэзии придает значение роли матери в воспитании подрастающего поколения в духе патриотизма и преданности своему народу. Семейные традиции должны сыграть свою роль как в воспитании отважных джигитов, так и девушек, созидателей нашего счастливого будущего. На исторических примерах доказано, что ошибки в воспитании, которые совершают матери, отражаются на будущем всей нации.
– Бірақ, бірақ…
Өзгертпес гүл өскенін,
Тоқтатпайды тіршілік күрестерін.
Адамзаттың ұрпағын тәрбиелеу –
Бір ғасырдан алатын үлестерің.
…Мейлі түрлі түспенен қасты боя,
Алуан тілде айтылар жастық Ода.
Білетінім: Отанын, Халқын сүю,
Болу қажет қашан да басты мода!
Однако, однако…
Не изменить взращенный цвет,
Не остановится борьба за жизнь,
Но воспитать человеческое потомство,
Остается главным долгом навеки.
…Пусть в разные цвета покрасят брови,
Пусть на разных языках звучит
молодежная Ода,
Знаю точно одно:
Любить Родину, народ,
Обязано быть главною Модой всегда!
Известная поэтесса иногда поражается при виде холодной расчетливости и равнодушия молодых женщин, и начинает вспоминать свою маму, которая отличалась безграничной добротой и сердечностью. Конечно, не сравнишь поколение послевоенного времени с нашим, современным поколением компьютерных технологий и цифровизации, когда сам человек работает в ритме машины. Может быть, подрастающему поколению как раз не хватает тепла и внимания, которое могли бы восполнить их родители. Акуштап Бактыгерееева описывает переживания женщины, которая оплакивает маму и рассуждает о том, что «теперь так не хватает тепла и внимания в доме»:
Анасыз қалдық халқым-ай,
Анасыз үйдің салқыны-ай.
Жүгіріп шыққан алдымнан
Жүрегі жұмсақ жалқым-ай.
Трудно остаться без матери,
Без мамы в доме холодно.
Какое теплое сердце было у нее,
Когда она выбегала, встречая меня.
Поэтесса сравнивает идеологию былого времени с современной идеологией, присущей ХХІ веку и отмечает, что нашим предкам свойственен был оптимизм и бодрость духа, они не стремились к наживе и богатству, были далеки от мещанской идеологии и просто радовались каждому прожитому дню, ведь радоваться жизни самой свойственно настоящему мусульманину. Каждодневная информация о событиях в мире, к сожалению, свидетельствует об ином. Она демонстрирует женщин корыстолюбивых и расчетливых, что не вызывает симпатию к слабому полу. Такой стереотип женского образа дает отрицательное воздействие на психологию и мышление того поколения, которое было воспитано в духе национального патриотизма. Поэтому казахстанская поэтесса Акуштап Бактыгереева не может смириться с мыслью о деградации женщины, и в своих стихах, сочинениях, высказываниях обращается к соотечественницам, призывая их менять стереотипы мышления, жизненные ориентиры и ценности:
– Жолықсаңдар тағдырдың ызғарына
Тілектеспін ел салтын бұзбауыңа.
Абай атты армандай ұл өсіріп,
Ат қойыңдар Тоғжан деп қыздарыңа…
Если повстречаются вам невзгоды судьбы,
Прошу: не изменяйте обычаям народа.
Растите сыновей и дочерей,
С любовью давая им имена Абая и Тогжан, – пожелала поэтесса.
Акуштап Бактыгереева считает, что в воспитании дочери ответственность больше ложится на плечи матери. Именно она должна объяснить будущей хранительнице очага, что от нее зависит не только материальное и духовное положение семьи, но во многом и будущее нации. Ведь воспитанию дочерей наши предки уделяли большое внимание. Когда рождался ребенок, его клали по обряду в колыбель «бесік». Ребенку пели песни, рассказывали сказки, эпосы перед сном в более старшем возрасте. Ели дети только натуральную пищу.
А что творится в настоящее время?! Из двух детей один обязательно болен. По этой причине из двух призывников в армию попадает только один. Если бы матери кормили детей грудью, давали натуральную пищу, возможно всего этого можно было бы избежать. Раньше у молодых матерей не было такой проблемы как мастит, потому что практически никто не отказывался от грудного кормления. Есть еще одна проблема нации, это сироты при живых матерях, так называемых «кукушках». Явление ужасное, беда нашего общества, нашей нации, которую мы обязаны искоренить. Когда такое было, чтобы мать оставляла беззащитного младенца на произвол судьбы. Да и детские дома, в конце концов не «резиновые». Всем известно, что домашний уют, тепло ничто не заменит. По мнению Акуштап Бактыгереевой, в школе пора ввести курс обучения по предмету «Женское воспитание». Откуда у казахских девушек взялись манеры бестактно и грубо разговаривать со старшими, вульгарно вести себя в присутствии лиц мужского пола, ведь это претит степным традициям наших предков. Мужчина воспринимался и как воин, и как глава семьи, и как продолжатель рода. Акуштап Бактыгереева видит здесь причину в чуждой нам западной идеологии. Счастье женщины заключается в материнстве, и об этом не стоит забывать девушкам, которые стоят около ночных клубов с сигаретами в руках, выпуская «смертельные клубы» дыма. Если не сейчас, то в более зрелом возрасте появится желание иметь собственного ребенка, а сигаретный яд может лишить такой возможности. Испокон веков эталон женщины заключался в ее женственности, поэтому знаменитую поэтессу до глубины души возмущает деградация определенной части молодежи. Как писал известный писатель Абиш Кекильбаев, «Акуштап Бактыгереева является образцом мужества не только в поэтической деятельности, но и в ее повседневной борьбе за будущее казахского народа». В действительности, не стоит забывать о том, что она является не только поэтом, но и общественным деятелем, поэтому как человек с высокими моральными убеждениями, Акуштап Бактыгереева не может оставаться равнодушной к судьбе своего народа. Доказательством тому является открытая ею в 2013 году «Женская школа» при Западно-Казахстанском государственном университете имени Махамбета Утемисова, в которой она читает лекции о целях и задачах женского воспитания.
В заключение хотелось бы отметить бесценный вклад Акуштап Бактыгереевой в дело воспитания подрастающего поколения в духе гражданского патриотизма и национальных традиций. Произведения этой поэтессы сочетаются с целями и задачами программной статьи Главы государства «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» и способствуют развитию у молодого поколения любви к матери, Родине. Будущее страны в наших руках, поэтому все должны следовать яркому примеру, который показывает нам в делах и свершениях Акуштап Бактыгереева.

Нурсултан МЫКТЫБАЙ,
член Союза журналистов Казахстана

Общество

Другие статьи