«А по свету мчится поезд, и в вагоне едешь ты…»

Күні , 31 рет оқылды

Одной из красивейших исторических построек нашего города по праву считалось здание железнодорожного вокзала. Иначе и быть не могло – железная дорога открыла новые перспективы для развивающегося города, и вокзал стал лицом Уральска для всех приезжающих.

Самое первое здание вокзала в Уральске было построено в 1899 году, железная дорога же появилась пятью годами ранее, в октябре 1894 года. Безусловно, по внешнему облику здания можно сказать, что строительство велось с учетом географического расположения Уральска на стыке Европы и Азии, в архитектуре вокзала того времени присутствовало множество элементов восточного стиля. Если внимательно рассмотреть дореволюционные фотографии Уральского вокзала, можно увидеть, что центральный портал входа в здание вокзала был обрамлен двумя минаретами с навершием в виде башенок в мавританском стиле. В виде восточной арки был выполнен и сам вход, а архитектура центральной части напоминала здания знаменитых мечетей и медресе Средней Азии. От центрального входа были выполнены два симметричных крыла в духе классицизма. Каждое из них было украшено круглыми двойными окнами с витражами. Позже, после революции и окончания войны все окна были соединены в единое окно с полукруглым верхом, витражи исчезли, а вот наружное оформление сохранялось очень долго. Рядом с вокзалом была водонапорная башня, а для удобства жителей в здании вокзала был открыт ресторан.
Почему же в Уральске, который был расположен весьма далеко от столичных городов, появилась потребность в железной дороге еще в то дореволюционное время? Дело в том, что в городе была хорошо развита торговля, обороты увеличивались, а существующие тракты, связывающие Уральск с близлежащими городами и населенными пунктами, уже не отвечали возросшим требованиям купцов, поэтому появление железной дороги стало необходимым требованием времени. Железная дорога соединила Уральск с городом Энгельсом, в то время носившим название Покровской слободы, и стала продолжением линии Москва – Рязань – Саратов. Протяженность дороги составила 369 км. Краевед, искусствовед, писатель Галина Гурьева в своей книге «Летит столетье над Уралом» отмечает, что на открытие дороги и прибытие первого поезда собрался весь город, на торжестве играл духовой оркестр. Торговые люди ликовали, радуясь новшеству. По сведениям, которые также приведены в книге Г. Гурьевой, окончание строительства Урало-Рязанской железной дороги способствовало увеличению населения, развитию торгово-хозяйственной жизни города. Были созданы благоприятные условия для торговли, развития сельскохозяйственного и промышленного производства. Поскольку город разрастался быстро, то вскоре возле вокзала стали появляться и другие постройки, имевшие больше промышленное назначение – паровозное депо, паровая мельница Макарова, крупозавод, элеватор, мясной и нефтяной склады.
В годы войны благодаря железной дороге Уральск стал важным стратегическим центром – сюда эвакуировали раненых для лечения в госпиталях, отсюда на фронт уходили эшелоны с оружием и боеприпасами. По этой же железной дороге в Уральск привезли детей из блокадного Ленинграда, некоторые из выживших детей потом навсегда остались здесь, обретя в Уральске вторую родину. Уральская железнодорожная магистраль стала живой артерией, связавшей наш город со Сталинградом, куда доставлялись продукты, техника, боеприпасы. Естественно, гитлеровцы старались уничтожить или захватить железную дорогу, чтобы осуществить захват Казахстана и Средней Азии, ее постоянно бомбили, повреждали пути. Но, по свидетельствам историков, ремонтные бригады, в которых работали жители нашей области, оперативно исправляли все повреждения.
К сожалению, до нашего времени историческое здание Уральского вокзала не сохранилось. Уникальная постройка и расположенная рядом водонапорная башня были разрушены в 1983 году, а на этом месте построено современное здание, модное в брежневские времена, но, мягко говоря, не отличающееся красотой и оригинальностью. В феврале 2013 года, по сообщению местных СМИ, вокзал был капитально отремонтирован за 180 млн. тенге, необходимые средства были выделены НК «Қазақстан Темір жолы». Капремонт длился около 6 месяцев, после окончания работ в здании вокзала были открыты медпункт, аптека, были оборудованы зал ожидания, комната матери и ребенка, зона Wi-Fi. В 2017 году вокзал оснастили интроскопами – оборудованием для досмотра багажа пассажиров в целях безопасности.
Но все же кое-где еще можно прикоснуться к истории старого вокзала и воочию увидеть легендарное здание – в городском музее «Старый Уральскъ» есть уменьшенная точная копия сооружения, которую по дореволюционным снимкам сделал энтузиаст и житель города Марат Багаутдинов. А значит, история еще не потеряна.

Галина САМОЙЛОВА


Социальная сфера

Культура

Спорт

Программы развития



ЗКО, г.Уральск, ул. Мухита, 57/1
zhaik_presscenter@mail.ru
pri_ru@mail.ru

Главный редактор газеты: 51-31-91
Заместитель главного редактора: 54-50-22
Секретарь: 50-40-47
Корреспонденты: 24-02-78, 50-59-21
Отдел рекламы: 51-51-09
Яндекс.Метрика