Немеркнущий маяк просвещения

Күні , 30 рет оқылды

Об актуальном творчестве Гумара Караша, педагогических идеях, вопросах гуманизма и патриотического воспитания, которые поднимал этот выдающийся степной просветитель, говорили в ходе презентации в Уральске трехтомника сочинений Г. Караша, который считается первым полным собранием произведений, изданным посмертно.

В презентации сборника приняли участие видные деятели и представители культурной интеллигенции области, краеведы, исследователи, педагоги. В трехтомник вошли ранее неизданные произведения поэта и труды о нем.
В первый том вошли стихи, опубликованные в сборниках и печатных изданиях при жизни и стихи из сборника «Қырғи», не увидевшего свет. Во втором томе – научные труды, рассказы и публицистические статьи, в третьем собраны труды исследователей, воспоминания о Гумаре Караше, в том числе, написанные его внучкой Надеждой Карашевой, стихи, посвященные памяти просветителя. В новом трехтомнике в полном объеме содержатся произведения из сборников «Шайыр яки қазақ ақындарының басты жырлары» и «Көксілдер яки бұрынғы мырза ұлы һәм ноғайлы батырлары уә гайри мағналы жырлар», изданные в Оренбурге самим Г. Карашем.
Как отметил руководитель медиахолдинга «Жайық Пресс» Жантас Сафуллин, работа по восстановлению и изучению наследия Гумара Караша велась в госархивах Российской Федерации.
– Мы там находили газеты «Қазақстан», «Ұран», «Дұрыстық жолы», издававшиеся в Казахстане, а в газетах было много произведений Гумара Караша. Огромный объем материалов нам передала внучка поэта, Надежда Карашева, а ей, в свою очередь, часть своих исследовательских наработок оставляли ученые Мустафа Смагулов и Гулжау Султангалиева.
Долгое время творчество Гумара Караша находилось под запретом советской власти. До сих пор даже не известны точные обстоятельства его убийства. Исследователи его деятельности и творчества предполагают, что смерть поэта имела политический подтекст, так как в результате своей просветительской деятельности Гумар Караш был неугоден ни красным, ни белым, ни та, ни другая сторона не хотела образования Казахской автономии и не поддерживала идеи Алаш. Его убили в 1921 году, через год эта же трагическая участь постигла его сына. Так как Гумар Караш всегда выступал за народ, то, возможно, его убийцы опасались, что сын продолжит дело отца. Также в 1947 году вышло постановление о запрете всех произведений Гумара Караша за его близость к деятелям Алаш. Его убрали из всех учебных программ, а также изъяли те книги, которые Караш издавал сам при жизни. На территории Казахстана этих исторических изданий не сохранилось.
В ходе работы над сборником было проведено мероприятие в Алматы с участием видных ученых, которые ознакомились с черновым вариантом сборника, дали ему высокую оценку и поделились своими наработками.
– Хотелось сделать именно полноценное издание, куда бы вошли все труды и наработки людей, занимающихся исследованиями деятельности Гумара Караша. Участие в этой встрече принимала и ученый Светлана Смагулова, которая переводила журнал «Айқап» – это первый журнал на казахском языке в истории, который выходил в 1911 году. И в этом журнале выходило особенно много статей Г. Караша. Эти переведенные материалы мы также включили в книгу, – подчеркнул Ж. Сафуллин.
Гумар Караш получил прекрасное образование, знал турецкий, татарский языки, его произведения также публиковались в татарских газетах и журналах. Об этом рассказал исследователь, редактор просветительского журнала «DANA.KAZ» Казыбек Куттымуратулы. По его словам, этот сборник предваряет начало большой работы по новому направлению – «Ғұмартану». Так до сих пор в творчестве Гумара Караша встречается много неисследованных и ранее неизвестных фактов.
Также в ходе мероприятия был поднят вопрос о гибели Гумара Караша, который до сих пор вызывает живейшее обсуждение, так как с этим фактом связано много нераскрытых тайн. Известно, что просветителя убивали зверски, мучительно. Кроме того, чтобы очернить имя писателя, осквернить память о нем, злые языки распустили беспочвенный слух о том, что трагедия произошла из-за связи с некой женщиной. Однако немало научных выводов опровергают эти нелепые домыслы. В том числе, ученые приводят во внимание тот факт, что Гумара Караша убили в 1921 году, при уже установленной советской власти, которая гарантировала порядок и законность. Однако за убийство такой выдающейся личности никто не понес законного наказания, не было следствия и суда. Тогдашние исполнительные власти предпочли замять дело и свалить всю вину на бандитов и бытовые разбирательства.
Также о том, что убийство Гумара Караша имело политическую подоплеку, говорит и то, что его пытали и мучили перед смертью. В частности, учеными было высказано предположение, что это было не просто убийство, а террористический акт, попытка запугать всех. То есть, посредством убийства Г. Караша была сделана наглая попытка сломать дух казахской творческой интеллигенции, запугать мыслящих представителей казахского народа и подавить свободолюбивые настроения в обществе. Потому что убийц не искали, никто не понес за это наказания, а значит – это было выгодно существовавшим в то время политическим силам.
– Я считаю, что в этом вопросе еще много предстоит исследовать и узнать. Не нужно пересказывать слухи, которые очерняют память Гумара Караша. Человек такого широкого кругозора, склада ума, при всем его воспитании и духовной культуре просто не мог быть замешан в чем-то скверном, так как сам жил теми принципами, о которых писал. И нам, сегодняшним исследователям его жизни и творчества, предстоит большая работа, чтобы выяснить обстоятельства его гибели, а также то, почему за смерть такого выдающегося человека никто не понес наказания. Гумар Караш был одной из знаковых личностей своего времени, он мыслил прогрессивно, был прямым и честным, открыто высказывал свое мнение. И многим это было неугодно. И я думаю, нужно не пересказывать непроверенную информацию, а заниматься конкретными исследованиями, чтобы пролить свет на это и открыть историческую тайну, – подчеркнул Жантас Набиоллаулы.
Особую благодарность выразила внучка просветителя Надежда Карашева, которая ныне живет в Москве.
– Я столько лет ждала этого дня, и, наконец, он настал! – поделилась она своей радостью в видеообращении. – Я искренне благодарна Жантасу Сафуллину и сотрудникам «Жайық Пресса». Мне очень приятно, что в трехтомнике использованы материалы о деде, которые хранились в нашей семье, но стократ приятнее, что Жантас поднял имя деда и увековечил таким образом его память. Благодаря этому труду, Гумаром Карашем стали интересоваться, читать, стали печатать его произведения. Это важно для подрастающего поколения. Я очень счастлива, что материалы о дедушке достались настоящим этнузиастам и профессионалам.
В оформлении книги тоже немало символики – это и желто-зеленое оформление обложки, под цвет флага Алаш Орды, и использование арабской графики в написании имени «Гумар Караш», и оформление таким же орнаментом, который использовался самим Гумаром Карашем в верстке газеты «Қазақстан» в 1911-1913 годах. Также на корешке книги расположен QR-код, по которому можно перейти на сайт gumar.kz, где собрана вся имеющаяся на сегодняшний день информация о жизни и творчестве этого выдающегося творческого деятеля.
– Идеи Гумара Караша очень созвучны направлениям программы «Рухани жаңғыру», и даже то, что захоронение Гумара Караша включено в перечень сакральных мест, говорит в пользу этого. Если мы хотим воспитывать молодежь в духе патриотизма, мы должны читать Гумара Караша. Мы планируем в дальнейшем выбрать лучшие произведения Гумара Караша в отдельный сборник и перевести его на русский и английский языки, сделать достоянием мировой общественности, – подчеркнул Ж. Сафуллин.

Дарига Муштанова, поэтесса:

– Отрадно, что в трехтомнике есть педагогические статьи Гумара Караша, так как не раскрыта еще полностью его педагогическая деятельность. А ведь он очень много сделал для народного просвещения как педагог. И его идеи народной педагогики актуальны до сих пор как впрочем и насчет языка, патриотизма, воспитания духовной культуры. Как говорится, «білім берсең теріс берме», то есть, если чему-то учишь, не учи этому ошибочно, образование должно быть точным и правильным, чтобы мы могли получить действительно квалифицированно обученное поколение. У Гумара Караша много написано об этом, о взаимоотношениях учителя и ученика, о том, что не надо бесконечно назидать, но необходимо искренне участвовать в формировании будущей личности, увлекать ее своим примером.

Казбек Куттымуратулы,
исследователь, ученый, редактор журнала «DANA.KAZ»:

– Это – результат шестилетнего неустанного коллективного труда. Мы переживали, торопились, чтобы Надежда апа успела увидеть плоды того наследия, которое она нам передала несколько лет назад. Сразу же после выхода из печати, мы повезли сборник в Москву. Надежда апа очень волновалась, когда держала в руках сборник сочинений деда, и поблагодарила всех тех, кто принимал участие в увековечении имени ее деда.
Следует отметить, что основную часть сборника составляют материалы 17 папок, которые она собирала по крупицам и доверила нам. Нам предстоит большая работа по гумароведению. Даже после выхода нам встречаются все новые и новые сведения о Гумаре Караше. Например, в ходе недавнего визита в г. Уфу к нам в руки попали годовые записи в метрической книге, внесенные самим Г. Карашем. Он работал указным муллой. Копии привезли с собой. В документе написано, что Гумар родился в 1874 году. До этого были разные версии о времени рождения поэта. В последнее время ученые пришли к единому мнению и остановились на том, что он родился в 1875 году. А теперь найден документ, утверждающий фактический год рождения поэта.
Также в этой метрической книге мы узнали о том, что Гумар Караш религиозное образование получил в городах Уфе и Казани. До этого мы знали о том, что он учился у муллы Губайдоллы Галекеева в Фурманово, но сведения о том, что он получил высшее религиозное образование, у нас не было.

Бактылы Боранбаева, историк:

– Это большой вклад в историю Казахстана. Гумар Караш – многогранная личность. На сегодняшний день исследованы его такие стороны, как философ, юрист, поэт, общественный деятель. Осталась единственная сторона – его вклад в педагогику. Современные школы, вузы переходят на новую систему образования. По этой системе нужно создать условия для того, чтобы ребенок занимался самостоятельно. А учитель должен его направлять. Про этот метод Гумар Караш отметил в своем педагогическом труде, который опубликовывался в журнале «Мұғалім» от 1919 года. За свою короткую жизнь он успел оставить свой след в разных сферах науки. Это огромная ценность для будущего поколения.

Жанибек Исмурзин, ученый ЗКГУ имени М. Утемисова:

– Эта работа была проделана не академиями и институтами, а группой ученых-энтузиастов, которые сумели донести немеркнущий свет Гумара Караша до сегодняшнего дня. С обретением Независимости для казахского народа стали вновь открываться священные для нас имена, среди которых – Гумар Караш. Очень много еще предстоит исследовать, чтобы в нашей истории не осталось белых пятен и открытых вопросов.

Галина САМОЙЛОВА


Социальная сфера

Культура

Спорт

Программы развития


ЗКО, г.Уральск, ул. Мухита, 57/1
zhaik_presscenter@mail.ru
pri_ru@mail.ru

Главный редактор газеты: 51-31-91
Заместитель главного редактора: 54-50-22
Секретарь: 50-40-47
Корреспонденты: 24-02-78, 50-59-21
Отдел рекламы: 51-51-09
Яндекс.Метрика