«Внести красоту национального колорита в современность»

Күні , 42 рет оқылды

Сегодня, когда весь Казахстан идет по пути модернизации и совершенствования общественного сознания, важно не только осваивать современные технологии и тренды, но и знать и уважать свои корни, беречь культуру и историю, сохранять национальный код. По словам Президента страны Н.А. Назарбаева, сочетание этих двух приоритетов – современности и национальной уникальности – должно стать основой для успеха казахстанцев на мировой арене. Директор Дома моды «Мария ханым» Жулдыз Хуспанова также черпает вдохновение в образах казахской национальной истории, культуры, которые переносит в современную жизнь и придает им неповторимый стиль. Так рождается этническая мода…

– Расскажите, пожалуйста, об этническом направлении в вашем творчестве.
– Уже около 20 лет я работаю в производстве одежды. У нас творческая команда дизайнеров, конструкторов, закройщиков, швей, вышивальщиков. До сих пор мы не устаем поражаться богатству и разнообразию казахского национального орнамента! Существует много техник и интерпретаций национальных узоров. И даже если использовать старинные орнаменты в первозданном виде, они не теряют своей актуальности и в наши дни. Мне доводилось встречать наши тюркские национальные элементы в зарубежных коллекциях. Орнаменты интересны не только своим разнообразием и значением, но и тем, что один рисунок можно исполнить в разных техниках, цветовых гаммах. Этим и интересно направление национальной, этнической одежды. Сейчас очень актуально патриотическое воспитание молодежи, духовная модернизация. Казахстан успешно позиционирует себя на мировом пространстве, у нас стабильность и мир, есть достижения, которыми можно гордиться, недавно прошла выставка «ЭКСПО-2017», где мы представляли большую коллекцию в этностиле. Эту коллекцию мы шили специально для «ЭКСПО», немного царственную, немного эпатажную – там использовались натуральные материалы, кожа, была интересная отделка, как компьютерная, так и ручная, бисер, стразы.
– Как долго создается один этнический костюм?
– В среднем на один костюм нужно не меньше месяца, зависит от сложности. Потому что идет разработка эскиза, потом техническая часть работы, создание лекал, раскрой, пошив, отделка. В создании одного костюма участвуют минимум 5-6 человек.
– Какие сакральные орнаменты используются в национальной одежде?
– Они очень разнообразны. В своей работе мы используем разные исторические направления, отталкиваемся от пожеланий клиента, его типажа и образа. Это могут быть и тенгрианские узоры, и петроглифы, древние символы, стилизованные орнаменты. Бывает, что используем и комбинацию мотивов.
– Ваши коллекции в национальном стиле выглядят очень необычно и современно. Как удается достигать такого эффекта при переложении исторической вещи на требования дня сегодняшнего?
– В этом и состоит наша идея, миссия – внести красоту национального колорита в современную жизнь. Мы стараемся старинные костюмы и исторические образы переработать так, чтобы они были интересны современникам. Мы хотим, чтобы этнические вещи были популярными, а для этого они должны быть современными. Ни один костюм не может быть повторен в точности – в любом случае, будет или другая ткань, или другая техника, добавятся или уберутся какие-то элементы дизайна. Поэтому каждый этнический костюм уникален. К нам приезжала консультант из Германии, она была приятно удивлена нашим производством и поражена тем, как дешево стоит наша работа по общемировым меркам. Но мы хотим, чтобы наша одежда была доступна нашим гражданам, и не гонимся за высокой ценой.
– По опыту участия в мировых выставках, расскажите, насколько сейчас продвигается казахстанский бренд на мировом рынке?
– За рубежом казахстанскую этническую одежду принимают восторженно. Потому что это богатые, колоритные, интересные модели, оформленные с большим вкусом. В Объединенных Арабских Эмиратах наша одежда полюбилась женщинам. Арабские клиентки с точки зрения художественности оценивают нашу одежду даже выше, чем этнические вещи Марокко, хотя там тоже очень богатая одежда, где в вышивке используются золотые и серебряные нити.
– Почему в этническом костюме отдается предпочтение именно натуральным тканям?
– Уже сама натуральная ткань вносит этнический колорит, говорит о национальном стиле. С другой стороны, в своих моделях мы используем и смесовые, современные материалы, чтобы вещь не мялась, не раздражала кожу, была удобной в носке.
– Насколько сейчас разнообразен и качественен рынок материалов?
– В плане рынка тканей у нас ситуация сложная. Хотелось бы иметь доступ ко всем мировым фабрикам, производящим ткани. Если мы привозим ткань из-за рубежа, то с учетом налогов и растаможивания она выходит в несколько раз дороже. И людям проще купить на рынке уже готовую вещь. Существуют определенные барьеры, и я считаю, что нужно добиться снятия этих барьеров именно для товаропроизводителей, фабрик, производств, чтобы были какие-то льготы в налоговом и таможенном законодательстве. Хочется привозить самые высококачественные ткани. В настоящее время у нас рынок тканей очень скромный – это либо расхожий материал на широкого потребителя, либо эксклюзив, но по заоблачной цене. Мы покупаем материал оптом, так как шьем не одну вещь, а создаем коллекцию, поэтому мы заинтересованы в доступных ценах. Еще один барьер – это высокая себестоимость изделия. У нас, как правило, бытует стереотип, что шить одежду – дешевле, чем купить на рынке или в магазине. За рубежом как раз наоборот, дешевле купить. Шить – это всегда эксклюзив. Потому что на производстве есть определенные издержки, затраты на себестоимость, но они покрываются за счет массовости выпуска товаров, конвейера. Например, многие фабрики выпускают по 500 костюмов в день. Соответственно, все издержки делятся на 500. Если производить одну вещь, она проходит все стадии создания долгое время. Например, мы делаем этнический пояс, и он весь забит бисером. Бисер нашивается вручную, и на одно изделие уходит около месяца. Это время, труд, соответственно, и вещь имеет высокую себестоимость. Еще один барьер – это платежеспособность людей. Бывает, что человек и хочет приобрести изделие ручной работы по достойной цене, но у него нет возможности, так как стоимость такого изделия подчас равна его зарплате. Не все получают хорошую зарплату, а те, кто могут себе позволить, покупают за границей. Порой за рубежом купить эксклюзивную вещь доступнее, чем у нас, так как у них непосредственно производятся все материалы, а сами производста располагаются в таких странах, как Таиланд, Индия, где имеется дешевая рабочая сила. Но несмотря на эти барьеры, мы пытаемся делать казахстанский этнический стиль привлекательным, а главное, доступным для людей, популяризируем вещи ручной работы. У казахов есть поговорка «Инемен құдық қазғандай», буквально «Копать колодец иголкой». Именно таков швейный бизнес, нужно приложить максимум усилий, чтобы получить результат. Но нам это нравится, в процессе работы мы соприкасаемся с чем-то сокровенным, сакральным. Это огромный духовный импульс.
– Раньше бытовал стереотип, что национальная одежда – это дресс-код пожилого поколения. Сейчас уже нередко можно встретить и молодежь, придерживающуюся казахского этнического стиля. Каково ваше мнение на этот счет?
– Мы как раз для этого и работаем, чтобы молодежь видела красоту казахской национальной одежды, восхищалась, тянулась к ней. Все мероприятия, конкурсы, показы – все это мы делаем для молодежи. И демонстрация национальной одежды – это не просто шоу, здесь есть скрытый смысл, чтобы воспитывать новое поколение, прививать любовь к своей истории, традиции, гордость за наше национальное богатство. Все, что делается для молодежи – должно быть модно, современно, привлекать внимание, но вместе с тем нести важное духовное значение и сохранять национальный код.
– Как известно, казахский исторический костюм очень сакрален. По одежде можно было определить социальное, семейное положение человека, принадлежность его к определенному роду. Учитывая тенденцию к духовному ренессансу и популярность этнического костюма, можно ли предположить, что эта особенность вернется в наш обиход?
– Я не думаю. Да, есть знаки рода, но они сейчас используются, в основном, в интерьере. Иногда мы делаем скрытые знаки рода в основном узоре на одежде. Но я не думаю, что эта особенность будет дальше развиваться, потому что многие знания об этом утрачены. Сейчас даже такой сакральный предмет одежды, как саукеле, делается по шаблону, без учета отличий рода, это и есть незнание.
– У вас не только этническая одежда, но и сувенирная продукция – кошельки, сумочки, коржыны. Расскажите об этом направлении вашего творчества.
– Я бы не назвала это отдельным направлением, скорее – попутным. Нам бы хотелось расширить эту линейку, но пока это маловозможно, потому что изготовление самого маленького кошелька или коржына затратно в плане ресурсов, людей. Сувениры на внутреннем рынке не продаются дорого, иностранцы тоже ищут сувенирную продукцию подешевле. И поэтому здесь есть расхождение между приемлемой для потребителя ценой и реальной себестоимостью. Но для выставок, выездов такие вещи нужны, и на них есть определенный спрос, потому что не каждый может позволить себе камзол или платье. А вместе с сувениром человек унесет частичку нашей культуры, может, ему захочется узнать больше о нашем народе и традициях.
– Расскажите, пожалуйста, о вашем участии в выставках казахстанских товаров.
– Мы ежегодно участвуем в выставках «Алтын сапа», конкурсах товаропроизводителей. Это большое подспорье, потому что нас, таким образом, узнают люди, мы можем заявить о себе. Хотелось бы, чтобы с каждым годом улучшался уровень организации, и чтобы участие в выставках давало направление на дальнейшее продвижение.
– Поддерживаете ли вы отношения с другими дизайнерами, творящими в этническом стиле, есть ли у вас совместные идеи?
– Конечно, в каждом регионе есть дома моды и дизайнеры, работающие в этническом направлении. Мы с ними сотрудничаем на выставках, показах. Нам есть, чему учиться друг у друга.

Записала Галина САМОЙЛОВА


Социальная сфера

Культура

Спорт

Программы развития



ЗКО, г.Уральск, ул. Мухита, 57/1
zhaik_presscenter@mail.ru
pri_ru@mail.ru

Главный редактор газеты: 51-31-91
Заместитель главного редактора: 54-50-22
Секретарь: 50-40-47
Корреспонденты: 24-02-78, 50-59-21
Отдел рекламы: 51-51-09
Яндекс.Метрика