4.06.2018, 19:03
Просмотры: 159
Казахстан и Финляндия – педагогика новой формации

Казахстан и Финляндия – педагогика новой формации

Для изучения передового международного опыта организации системы профессионального образования преподаватели системы ТиПО прошли краткосрочные курсы повышения квалификации и стажировки за рубежом – в Великобритании, Малайзии, Чехии и в Финляндии. Преподаватели Уральского педагогического колледжа имени
Ж. Досмухамедова имели возможность ознакомиться с финской системой образования и изучить опыт зарубежных коллег для решения актуальных вопросов современного обучения и подготовки специалистов.

В Послании Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» особое внимание уделяется вопросам образования, как отметил Елбасы, «нужно ускорить создание собственной передовой системы образования, охватывающей граждан всех возрастов». Конкурентоспособность нашей молодежи во многом зависит от образования, не только полученных знаний, умений и навыков, но и желания действовать, самообучаться в течение жизни, уметь применять полученные знания на практике, анализировать и систематизировать новую информацию. И изучение опыта зарубежных стран в вопросе повышения конкурентоспособности нашей молодежи является очень важным.
Несмотря на то, что система образования Казахстана и Финляндии имеет определенные сходства, есть также и отличительные черты. Финская система образования формировалась, преимущественно, в 60-х годах прошлого столетия, прошла большой путь за эти годы, и сегодня индекс образования в Финляндии один из самых высоких в мире – финские школьники демонстрируют впечатляющие результаты в рамках «Программы по международной оценке образовательных достижений учащихся» (PISA). В последние годы Финляндия не только занимает первые места в этом рейтинге, но и оказалась единственной европейской страной, вошедшей в число лидеров.
В программу курсов, пройденных уральскими педагогами, входило повышение уровня владения английским языком через практику «learning by doing», изучение системы образования в Финляндии, посещение предприятий – институциональных партнеров организаций образования, теоретические и практические занятия по английскому языку и программе Менеджмента и Лидерства. Курсы проводили преподаватели университета прикладного бакалавриата HAMK с привлечением студентов старших курсов университета, колледжа Vocational school г. Валькеакоски, менеджеры предприятий городов Тампере и Валькеакоски. Группа делилась на подгруппы в зависимости от темы занятий и потребностей обучающихся. Руководитель проекта университета прикладного бакалавриата HAMK господин Антти Исовиита оперативно и гибко вносил коррективы в темы занятий и разделение на подгруппы в зависимости от потребностей обучающихся.
В Финляндии, как и в Казахстане, образование начинается с дошкольного возраста, дошкольные учреждения должны подготовить ребенка к учебе в школе, причем больше психологически. Причем детские сады в Финляндии – платные, в то время как образование в средних и высших учебных заведениях осуществляется бесплатно. Вторая ступень системы образования в Финляндии – основная школа, где ребенок учится с 7 до 16 лет, как и у нас. Однако среди принципиальных отличий в этой системе можно выделить отсутствие экзаменов в финских школах, отсутствие дифференциации обучения и углубленного изучение каких-либо предметов, отсутствие «элитных» классов. Министерство образования Финляндии проводит политику выравнивания системы образования – это значит, что образование должно быть везде и для всех одинаковым как по содержанию, так и по доступности. Подход к занятиям носит индивидуальный характер, т.е. к каждому ребенку необходимо находить свой путь. В Финляндии существует традиция, согласно которой детей отдают в ближайшую школу, не выбирая. И только на третьей ступени образования финны имеют право выбирать, на кого им собственно учиться, а главное – где: в гимназии или профессиональном училище, которые заменяют старшую школу. И уже по окончании их финские школьники сдают единственный экзамен – матрикуляционный, имеющий статус общенационального. Его значение трудно оценить, ибо для поступления в вузы он не играет практически никакой роли. Поступление гарантирует только удачное прохождение вступительных экзаменов в самом вузе. На этом этапе становится понятно различие между гимназиями и профессиональными училищами. Выпускники первых, как правило, поступают в университеты, выпускники вторых – в университеты прикладных наук. По статистике, лишь не более трети выпускников школ продолжает свое образование в высших учебных заведениях.
В Финляндии в настоящее время принята концепция «обучающегося общества», разработанная в середине 90-х гг. XX века шведским профессором Торстеном Хюсэном. Она значительно переосмыслена финскими учеными и выходит за границы педагогической проблематики, затрагивая характеристики всего общества в целом, и этим отличается от других многочисленных теорий, выдвинутых в последнее время. Образование рассматривается в широком социально-экономическом контексте, включая в себя как профессиональные интересы населения, так и качество всей его жизни.
Профессиональное образование имеет большую популярность у молодежи Финляндии и молодежь заинтересована в этом образовании. Достижению таких результатов способствовала проводимая политика, позволившая изменить тенденцию, при которой в 90-е годы многие отрасли (металлообработка, машиностроение, строительство и т. п.) не имели достаточного количества кадров.
Опыт Финляндии в сфере образования представляет для нас несомненный интерес, однако вопрос о том, что из этого опыта можно перенести на казахстанскую почву остается открытым. Понятно, что современное образование требует современного материально-технического оснащения, которое позволяет сделать обучение практико-ориентированным. Важную роль играет привлекательность учительской профессии и тот статус, который она имеет в финском обществе. С одной стороны, это исторически высокое уважение населения к профессии учителя, с другой – высокий уровень образования и качество полученной подготовки. Заметим, что самый высокий конкурс при поступлении в университет Восточной Финляндии (до 20 человек на место) на направления «Педагогическое образование» и «Медицина».
Каждый участник группы учителей, прошедших краткосрочные курсы повышения квалификации в Финляндии, получил огромный опыт для последующей передачи его своим коллегам и 16 сертификатов, подтверждающих прохождение обучения в организациях Финляндии. Ознакомление с системой профессионального образования в Финляндии показывает, что каждый житель страны очень четко понимает, что занять достойное место в мире труда можно только через образование, которое помогает достигать результатов и продвижения по профессиональной (карьерной) лестнице. Эта же мысль лежит в основе концепции Общества Всеобщего Труда, она должна стать позитивным импульсом для казахстанцев на пути к благополучному и конкурентоспособному будущему, фундаментом которого является образовательный потенциал нации.

Куралай ИСКАКОВА,
заместитель директора
по учебно-методической работе
педагогического колледжа им. Ж. Досмухамедова

Общество

Другие статьи