4.06.2018, 19:00
Просмотры: 129
Судебная система РК в новом качестве

Судебная система РК в новом качестве

Нынешний год стал годом работы судебной системы в ее новом структурном и функциональном качестве и, анализируя первые итоги, можно сделать бесспорный вывод, что активно проводимая в последние годы судебно-правовая реформа уже приносит позитивные результаты, а выбранная стратегия и модель национального правосудия является правильной.

Общеизвестно, что в соответствии со второй реформой «Обеспечение верховенства закона» было предусмотрено 19 шагов по вопросам развития правовой системы государства. 11 из них были направлены на реформирование судебной системы, реализация которых была возложена на Верховный Суд. Главными приоритетами правосудия определены верховенство закона, профессионализм судейского корпуса, упрощение и эффективность судопроизводства, внедрение альтернативных способов разрешения споров, современных информационных технологий. В связи с этим в судебной системе произошли существенные преобразования. Одно из главных нововведений – это переход от пятиступенчатой системы правосудия к трехуровневой. При этом значительно усилилась роль судов первой и апелляционной инстанций, в которых рассматривается большинство дел. Такая мера предотвратила судебную волокиту и сократила сроки принятия судебных вердиктов. Некоторое число дел, за счет законодательного ограничения подсудности Верховного суда, теперь завершается рассмотрением на уровне апелляции областных судов. Если при старой системе правосудия отдельные категории дел рассматривались в срок до полутора лет, то сегодня они разрешаются максимум за 6-9 месяцев. Важно отметить, что переход к трехзвенной системе прошел системно и не вызвал никаких сбоев в работе судебной системы. В соответствии с изменениями, внесенными новыми законами, ужесточены требования к кандидатам в судьи и усилена система их отбора. Немало нововведений, направленных на дальнейшее развитие институтов альтернативных способов урегулирования споров. В судопроизводство внедрены новые информационные технологии, которые оптимизировали работу судов, а также позволили достичь прозрачности судопроизводства, упростить доступ для граждан к судебной системе. Благодаря этому, сейчас любой гражданин может, не выходя из дома и офиса направить свое заявление в суд и проконтролировать его дальнейшее движение. Сейчас в своей ежедневной практике суды стали больше использовать возможности IT-технологий и интернет-ресурсов. Департаментом по обеспечению деятельности судов при Верховном суде РК запущена эффективная информационно-­аналитическая база «Төрелік», обеспечивающая автоматизированный учет в судах всей корреспонденции, включая судебные дела, автоматизированное их распределение между судьями, возможность для граждан подачи исков через сервис «Судебный кабинет». Способствуя процессу отправления правосудия, она позволила существенно облегчить доступ к правосудию, стала началом формирования единой судебной практики. Информационный сервис «Судебный кабинет» стал немаловажным составляющим перехода к электронному судопроизводству, который был запущен в июне 2014 года. Он направлен на оперативную работу и обеспечивает доступность и открытость судебной системы. Кроме того, у сервиса «Судебный кабинет» имеется и мобильная версия, при назначении дела к судебному разбирательству или других действиях по делу, на смартфон приходят бесплатные уведомления. Благодаря данному сервису переписка ведется электронным способом и сторонам почти не направляются почтовые направления, что способствует полному переходу к электронному судопроизводству и экономии государственных бюджетных средств.
С недавних пор в сервисе «Судебный кабинет» внедрен новый функционал – онлайн-примирение. Функционал автоматически «всплывает» перед пользователем сервиса при подаче искового заявления в суд. Нововведение позволяет обратившемуся еще раз обдумать необходимость обращения в суд и предлагает попробовать в качестве альтернативного метода решения спора медиацию. В случае выбора медиации «всплывает» список медиаторов с фотоснимками, сведениями о специализации, опыте и контактами. После выбора медиатора, «Судебный кабинет» предоставляет возможность отправить онлайн-заявку на проведение процедуры медиации и прикрепить необходимые для этого документы. Кроме того, можно скачать образцы договора о проведении медиации и соглашения об урегулировании спора в порядке медиации. Функционал прост в использовании и открывает ряд возможностей пользователю сервиса: можно без суда быстро и эффективно разрешить спор на условиях, которые приемлемы обеим сторонам, экономиться время, моральные и материальные затраты на продолжительные судебные процессы.
Кроме того, двадцатым шагом Плана нации Главой государства была поставлена задача по внедрению аудио, видеофиксации всех судебных процессов. Реализация данного шага Плана нации является демонстрацией прозрачности и доступности правосудия. В 2016 году во всех залах судебных заседаний страны установлено и модернизировано оборудование аудио-видео фиксации. И раньше суды были оснащены системами АВФ, однако они обладали ограниченными возможностями из-за того, что не было централизованной базы данных. В рамках проекта АВФ развивается и проведение дистанционных судебных заседаний посредством видеоконференцсвязи.
В регионах уже появляются Центры внесудебного примирения. Там работают медиаторы, психологи, конфликтологи и другие специалисты. Задача этих центров – найти и предложить спорящим приемлемое для них решение. Преимущество примирения в том, что оно не только урегулирует спор, но и восстанавливает отношения. Стороны приходят к согласию по собственному желанию, осознанно. Примириться можно и в суде. Этот механизм у нас уже работает. В суде рассмотрение спора можно прекратить на любой стадии.
И в целях реализации данного проекта в суде №2 г. Уральска был презентован «Кабинет примирения», где созданы все условия для того, чтобы граждане чувствовали себя комфортно. При проведении примирительных процедур сторонам в обязательном  порядке разъясняется возможность выбора: заключение мирового соглашения, партисипативного соглашения, медиативного соглашения с участием медиатора либо путем проведения судебной медиации.
Мы находимся в начальной стадии использования альтернативных методов разрешения споров. Конечно, переговоры между сторонами без участия посредника вполне могут быть успешными, но, как показывает опыт стран, где медиация получила большое распространение, роль медиатора, иногда решающая, состоит именно в том, что он способен сформировать волю сторон, направленную на урегулирование острого конфликта.
Иногда с помощью медиатора соглашаются вести переговоры между собой даже те участники отношений, которые и слышать не хотели о возможности дружественного урегулирования конфликта между ними. Кроме того, даже если стороны готовы к ведению переговоров, они не всегда способны выработать позицию, которая устраивала бы обе стороны. И позволила бы им максимально учесть не только свои интересы, но и интересы контрагента. Опытный специалист помогает сторонам постепенно сближать позиции и достигать той границы взаимных уступок, которые позволяют обеим сторонам выйти из трудного положениями с минимальными потерями.
Предстоит еще немало усилий по созданию надлежащих условий для распространения этих полезных способов разрешения конфликтов на пути формирования эффективных институтов гражданского общества. Особенно большая роль, разумеется, при поддержке государства, должна принадлежать структурам гражданского общества, общественным объединениям граждан или юридических лиц, таким как союзы предпринимателей, торгово-промышленным палатам, посредническим центрам и средствам массовой информации, обеспечивающим активизацию и поддержку этих цивилизованных и весьма эффективных способов преодоления конфликтов. Таким образом, мы подчеркиваем значимость и действенность института медиации, акцентируем внимание на необходимости усиления работы государственных органов в этом направлении.

А. БУРАМБАЕВ,
председатель суда №2 г.Уральска

Общество

Другие статьи