23.05.2018, 19:57
Просмотры: 113
В защиту добросовестного налогоплательщика

В защиту добросовестного налогоплательщика

В Послании Президента Казахстана Н.А. Назарбаева от 31 января 2017 года «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» отмечено, что одной из основополагающих поставленных задач является преобразование налогово-бюджетной политики к новым экономическим реалиям.

1 января 2018 года вступил в законную силу новый Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» №120-VI ЗРК от 25 декабря 2017 года (далее по тексту – Новый Налоговый Кодекс).
Бесспорно, Новый Налоговый Кодекс имеет ряд существенных отличий по сравнению с прежним Кодексом.
В частности, Новый Налоговый Кодекс предусматривает изменение идеологии – теперь она направлена на защиту интересов добросовестного налогоплательщика. Также Кодекс предусматривает стимулирование для различных секторов экономики и упрощение администрирования. Новый Налоговый кодекс направлен на развитие малого и среднего бизнеса, на совершенствование налогового законодательства, предусматривает отмену неэффективных налоговых льгот, оптимизацию налоговых режимов, приведение налогово-бюджетной политики к новым экономическим реалиям, стимулирование выхода бизнеса из тени, расширение налоговой базы в сырьевом секторе, улучшение налогового администрирования.
Так, Новый Налоговый Кодекс стал более подробным и понятным, почти всем терминам даны определения во избежание двойного толкования.
Введен важнейший принцип добросовестности налогоплательщика, а именно статья 8 Нового Налогового Кодекса гласит, что если налоговое обязательство, исполненное налогоплательщиком (налоговым агентом) в соответствии с предварительно полученным индивидуальным письменным разъяснением налогового органа, которое впоследствии отозвано, признано ошибочным или направлено новое, иное по смыслу разъяснение, то налоговое обязательство подлежит корректировке (исправлению) при рассмотрении жалобы на уведомление о результатах проверки без начисления налогоплательщику штрафов и пени.
Нарушение налогового законодательства Республики Казахстан, допущенное налогоплательщиком (налоговым агентом), должно быть описано в ходе проведения налоговых проверок. Обоснование доводов и раскрытие обстоятельств, свидетельствующих о факте нарушения налогового законодательства Республики Казахстан, возлагаются на налоговые органы.
При рассмотрении жалобы на уведомление о результатах проверки все неопределенности и неурегулированные вопросы налогового законодательства Республики Казахстан толкуются в пользу налогоплательщика (налогового агента).
Необходимо отметить, что данная норма способствует уменьшению споров между фискальным органом и налогоплательщиком в суде, поскольку во многих случаях налогоплательщики, которые обращались в суд, обжалуя результаты налоговых проверок, приводили доводы, что в актах налоговых проверок основания в начислении сумм не указаны, либо неурегулированы налоговым законодательством.
Введен институт отсрочки или рассрочки по уплате налогов и (или) плат, а именно статья 51, регламентирующая изменение сроков исполнения налогового обязательства по уплате налогов и плат для налогоплательщиков, имеющих временные финансовые трудности, будет производиться в форме отсрочки и рассрочки. Отсрочка предполагает единовременную уплату налогов и плат в срок до шести месяцев. Рассрочка – ежемесячную или ежеквартальную уплату равными долями в срок, не превышающий трех лет.
Отсрочка или рассрочка по уплате налогов и (или) плат может быть предоставлена налогоплательщику, финансовое положение которого не позволяет уплатить налог и (или) плату в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность их уплаты возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка.
Данная норма ближе к бизнесу, поскольку предотвращает банкротство малого и среднего предпринимательства, когда их деятельность связана с производством и (или) реализацией товаров, работ или услуг налогоплательщиком и носит сезонный характер получения дохода.
Кроме того данная норма приведет к уменьшению споров, рассматриваемых судами, категории дел о банкротстве и о реабилитации. Из практики рассмотренных дел о применении процедуры реабилитации следует, что основанием для обращения в суд в 90% является отсутствие возможности погасить единовременно в ближайшие двенадцать месяцев кредиторскую задолженность, образованную по налогам и другим обязательным платежам в бюджет. Так как согласно статьи 116 Кодекса способы обеспечения исполнения не выполненного в срок налогового обязательства осуществляется приостановлением расходных операций по банковским счетам налогоплательщика, что во многих случаях приводит к приостановлению его деятельности.
Немаловажным моментом является изменение в части срока исковой давности по налоговому обязательству и требованию. С целью поддержки развития субъектов малого и среднего предпринимательства, действующий срок исковой давности в 5 лет сохранен только для налогоплательщиков:
– подлежащих налоговому мониторингу, то есть крупные налогоплательщики;
– и осуществляющих деятельность в соответствии с контрактом на недропользование.
Для всех остальных категорий налогоплательщиков – срок исковой давности составит 3 года с 2020 года.
Развитие малого и среднего бизнеса, которое предусматривает сохранение действующих специальных налоговых режимов. В патенте ставка снижается с 2% до 1%. Это делается для снижения налоговой нагрузки в связи с введением обязательного социального медицинского страхования. В режиме по «упрощенной декларации» требование по размеру дохода для физических и юридических лиц станет одинаковым.
Введены новые основания для ликвидации юридических лиц по решению суда. Новый Налоговый Кодекс расширил перечень оснований, по которым органы государственных доходов могут принимать меры для ликвидации юридических лиц (статья 93 Кодекса).
Новым налоговым кодексом предусмотрены меры, направленные на снижение налоговых проверок, а именно сокращены основания для проведения внеплановых проверок с тридцати двух до двенадцати оснований.
Уточнены права и обязанности налогоплательщика и налогового органа при проведении налоговых проверок.

Н. Танкиева,
судья

Общество

Другие статьи