Откуда происходит этноним «казах»?

Күні , 35 рет оқылды

В рамках программы «Рухани жаңғыру», объявленной Президентом, одним из приоритетных направлений является возвращение к своим истокам, сохранение национальных, культурных традиций, почитание своей истории. Множество ученых посвятили исследования вопросу, откуда произошли казахи как нация, как образовалась казахская земля.

Одно из ранних упоминаний слова «казах» в мусульманских письменных памятниках встречается в анонимном тюрко-арабском словаре (1245 год, Египет) со значением «вольный», «скиталец», «изгнанник». В исторической литературе существуют самые разнообразные толкования происхождения слова «казах» (қазақ). Одни исследователи выделяют его из тюркских глаголов қаз «рыть», кез «скитаться», қач «бежать», другие создали невероятную этимологию этого слова от қаз «гусь» и ақ «белый». Но каково бы ни было происхождение слова, несомненно то, что первоначально оно имело не этнонимическое, а социальное значение, использующееся для обозначение свободного, кочевого человека.
Не имея, таким образом, ни политического значения, ни этнического содержания, слово «казах» обозначало всякого вольного человека, отколовшегося от своего народа и племени и ведущего кочевой, образ жизни. Отсюда же обозначение «казак» и в русском языке. Казаками на Руси звали людей без определенных занятий и постоянного места жительства, вольных людей. Родиной русского казачества являются южные окраины Руси, смежные с Кипчакской степью.
Иными словами, исходное значение термина «казах» – социальное. Это состояние, статус некоего лица, коллектива по отношению к правителю, государству. Так, изгой, который бродит по разным местам, прокармливая себя саблей своей человек, который пускается в дальний и опасный путь один, без сопровождения – это казах. Известный исследователь, историк и литератор Мухаммед Хайдар Дулати в своем труде «Тарихи-и-Рашиди» отмечал, что считалось даже похвальным, чтобы мужчины в своей молодости провели некоторое время в уединении, в пустынях, в горах, питаясь мясом дичи и одеваясь в шкуры убитых зверей. Для обозначения образа жизни казаха в мусульманских источниках образовано қазақлық «казахование». Таким образом, в те далекие времена казахами становились, делались.
Слово «казах» служило также для обозначения группы, части кочевников, отделившихся от того государства, к которому они принадлежали, и находившихся с ним в состоянии войны. Вот таким коллективом и были кочевники ханства Абулхаира (Узбекского улуса), восставшие против него и в 1459 году, ушедшие из-под его власти, чтобы во главе с потомками Урус хана султанами Кереем и Жанибеком искать счастья в другом месте. Они получили название «узбек-казахи». В 14-15 вв. слово «казах» с нарицательным значением прилагалось к названию отдельных народностей, например: могульские казахи, ногайские казахи и т.п. А так как узбекское происхождение казахов Керея и Жанибека несомненно: они сформировались из беглецов из Узбекского улуса, что и получило отражение в их первоначальном названии «узбек-казахи», то есть беглые или вольные узбеки. Словом, такое событие, как откочевка 1459 года, не было ни началом, ни концом формирования казахской народности. Но оно было одним из главных моментов этого разноаспектного процесса: в 1459 году в степных просторах Семиречья произошла историческая встреча формирующейся народности с будущим своим именем. А с образованием Казахского ханства в 1465-66 гг. в Западном Семиречье и смертью хана Абулхаира в 1468 году путь для мятежных султанов в родные края был открыт. Вскоре они захватили там верховную власть, частью истребив, частью прогнав своих соперников. Замена правящей династии в бывшем Узбекском улусе другой ветвью Чингизидов не привела к сколько-нибудь существенным переменам в экономической и социальной структуре государства кочевых узбеков. Однако это событие, в конечном счете, дало предпосылки к изменению названия государства, и к приобретению словом «казах» этнического содержания. Отныне безраздельному господству термина «узбек» в Восточном Дешт-и-Кипчаке был положен конец. Если прежде племена, обитавшие в Узбекском улусе, характеризовались общим собирательным названием узбеки, то теперь их стали разделять на собственно узбеков, казахов и мангытов.

Булат САХИЕВ,
учитель истории Январцевской СОШ,
Зеленовский район


Социальная сфера

Культура

Спорт

Программы развития



ЗКО, г.Уральск, ул. Мухита, 57/1
zhaik_presscenter@mail.ru
pri_ru@mail.ru

Главный редактор газеты: 51-31-91
Заместитель главного редактора: 54-50-22
Секретарь: 50-40-47
Корреспонденты: 24-02-78, 50-59-21
Отдел рекламы: 51-51-09
Яндекс.Метрика