Купола над Уралом

Күні , 58 рет оқылды

Об исторических архитектурных памятниках Уральска сложены легенды, что неудивительно – большинству зданий старого города возраста более века, так как историческая часть застраивалась преимущественно в период ХIХ – ХХ вв. И лишь одно здание, по компетентным сведениям, сохранилось от века XVIII – это Собор Архангела Михаила, именуемый также Старым Собором.

Старожилы и краеведы уверяют, что Старый Собор – не только самая старая постройка города, но и в целом первое кирпичное строение и первая церковь, появившаяся у уральцев. Деревянный собор был построен не позднее 1705-1706 годов неизвестными мастерами. Но деревянная церковь  сгорела в 1723 году, и через два года,  в 1725 году, на ее месте построили новую, тоже деревянную церковь. В 1740 году  казаки решили строить новый кирпичный храм вместо деревянной церкви. Кирпичный  Собор заложен в 1741 году. Фамилию мастера-новгородца, помогавшего строить храм, летопись не оставила, но храм построен в Псково-Новгородском стиле.  Как пишет искусствовед Галина Гурьева в своей книге «Летит столетье над Уралом», для того, чтобы состоялась первая кирпичная постройка в городе – Собор, в тогдашнем Яицком городке создали первый кирпичный завод, с которого и началась уральская промышленность. Новгородско-Псковскую архитектурную школу также называют Северной, она принципиально отличается от другой школы русского храмового зодчества – Владимиро-Суздальской. По свидетельству Г. Гурьевой, в те неспокойные времена храм выполнял функцию не только духовной обители, но и крепости, и иногда был последним пристанищем при вражеском налете и захвате города, поэтому главное внимание при строительстве таких храмов уделялось мощности и массивности. Таков и Михайло-Архангельский Собор: мощные стены выдержали даже удары пушечных ядер Пугачева, небольшие окна снабжены решетками, да и в целом внешнее убранство храма очень простое.
Рядом с Собором,  на его северной стороне в 10 шагах,  поставили 4-х ярусную готической архитектуры колокольню, но она до нашего времени не сохранилась, так как была разрушена во время Пугачевского бунта. Сейчас у храма другая колокольня, построенная позднее, о чем говорит нехарактерное для Новгородско-Псковской архитектуры домонгольского периода шатровое покрытие, появившееся в храмовом зодчестве значительно позже. «Если верить «Истории Пугачевского бунта»
А.С. Пушкина, то колокольня стояла отдельно от Собора, поскольку пугачевцы делали под нее подкоп, и она во время восстания была взорвана», – пишет Галина Гурьева. Однако войска мятежного атамана не смогли взять Собор, даже взорвав колокольню. И в храмовой крепости продолжали укрываться защитники Яицкого городка, правительственный гарнизон. Как водится, величественные исторические постройки часто обрастают различными легендами, мифами, а там уж и небыличек напридумывают. Рассказывают, к примеру, что в Соборе венчался сам Пугачев с бедной Устей Кузнецовой. И, якобы, с не сохранившейся до нашего времени колокольни сбросился священник, не пожелавший венчать самозваного царя, к тому же еще и двоеженца. Однако на самом деле священник погиб от руки набеглого царя, который, разгневанный отказом, столкнул его с колокольни Петропавловской церкви, ныне не сохранившейся в Уральске (сейчас на этом месте расположен сквер имени А.С. Пушкина). В Старом же Соборе Пугачев не мог находиться технически, так как Собор в это время был занят защитниками города под командованием полковника Симонова и капитана Андрея Крылова, державшими оборону. Среди тех, кто укрывался от восставших, были и маленький Ваня Крылов, будущий баснописец, со своей матерью.
Михайло-Архангельский Собор стал своего рода сакральным местом для великих представителей мировой литературы. Так, кроме Крылова, в Соборе побывал Александр Сергеевич Пушкин, который в 1833 году собирал материал для воссоздания батального литературного полотна об истории пугачевщины. Поэт осмотрел Собор и поговорил со старожилами, свидетелями тех событий. А в 1837 году в Соборе молился поэт Василий Жуковский вместе со своим воспитанником, цесаревичем Александром Николаевичем. Сопровождавший наследника в поездке Владимир Даль, бывший в то время чиновником по особым поручениям, так и записал слова местной жительницы, услышанные в толпе: «Царского племени не видывали со времен Петра Федоровича» (Пугачев представлялся государем Петром III).
Ныне покойный ветеран журналистики Юрий Ильич Асманов в своем сборнике очерков «Записки старого газетчика», рассказывая о Михайло-Архангельском Соборе, упоминает о том, что в храме хранилось множество реликвий, которые имели не только духовную, но и историческую ценность. Например, образ Казанской Пресвятой Богородицы в серебряной вызолоченной ризе, привезенный в Уральск в 1721 году (то есть, сама икона могла быть и старше), образ Покрова Богоматери, складной, походный, его преподнесли в дар Собору служивые люди полка, который был наряжен на службу в Грузию в наказание за «бунт» в 1837 году. Полковой образ было решено соорудить на кругу, как пишет Ю. Асманов, и уже в 1842 году по ходатайству нового начальника штаба Кавказского корпуса Павла Коцебу многострадальный полк вернулся в родные края. Чудотворный образ подарили любимому Собору, ибо люди верили, что долгожданное возвращение домой было чудом, явленным заступничеством Пречистой Девы. Юрий Ильич также упоминает, что видел этот образ в запасниках музея, но без серебряных украшений, которые бесследно исчезли. «Особую же ценность представляли 70 богослужебных книг, среди которых имелись очень редкие, например, Евангелие, печатанное еще при первопечатнике Иване Федорове (1550 г.) … диптих, в котором записаны цари от Иоанна Грозного до Михаила Федоровича. Среди поминальных записей в нем были имена казаков, павших под Азовом во время похода Петра Великого», – написал Юрий Ильич Асманов в очерке «Собор Яицкого Кремля».
Колокольный звон Михайло-Архангельского Собора возвещал молебен перед началом багренья. Это уникальный вид промысла, который старожилы, краеведы и исследователи даже называют Уральскими Олимпийскими Играми, ибо аналога багренью нет во всем мире. Жители города, принимавшие участие в этом промысле, показывали не только физическую силу, но и ловкость, выносливость, хитрость, умение просчитать свои действия.
Конечно, ни одно уважающее себя старинное здание не обходится без легенд о призраках и прочих интересностях, о которых так любят травить байки. Уральск в этом плане в целом весьма уникален – попробуйте пройтись по городу и невзначай расспросить пожилых людей об истории того или иного здания. Вам наверняка расскажут много из того, чего не прочитаешь в краеведческих источниках и всеобъемлющей Википедии. Вот и Старый Собор в этом плане имеет свои истории. Так, например, старожилы в Куренях рассказывают, что возле Собора периодически появляется «мартовский призрак». Кто-то считает, что это убитый в марте 1748 года атаман, кто-то утверждает обратное, мол, это ходит призрак его убийцы, который не может покинуть место преступления. Еще говорят, что когда Пугачев второй раз побывал в Уральске, правда, его уже конвоировали в Москву на казнь, и деревянную клетку с самозванцем провозили по улице мимо Собора, набеглый царь выражал сожаление о том, что не смог взять эту мощную опору Яицкого городка. А впрочем, правда это или нет, мы уже вряд ли узнаем.
В советское время коммунистическая власть, насаждавшая среди населения атеистические взгляды, не только разрушила в Уральске множество духовных сооружений православной и мусульманской культур, но и оставшиеся храмы и мечети предала поруганию. В 1940 году в  Старом соборе открылся антирелигиозный музей. В 1943 году Собор был возвращен верующим, и до 1961 года в нем совершались богослужения.  С 1961 года по распоряжению местной власти собор был закрыт и  до 1966 года   пустовал. С 1966 года по 1988 год в нем находился областной краеведческий музей. Как свидетельствуют документальные источники, в результате бесхозяйственности новой администрации пришлые художники, приглашенные для оформления стендов, похитили несколько редких икон из иконостаса Собора. Однако все же некоторые образцы духовного наследия удалось спасти. При участии искусствоведов музейные работники привели в порядок и исследовали иконы, определили, что все они представляют историческую и культурную ценность. Кроме того, там находились подлинные иконы старого письма, чья стоимость не может быть определена точно. Еще 16 икон Собора, изъятые при таможенных процедурах, были присланы пограничниками.
Собор был возвращен верующим в 1989 году, его освятил епископ Алма-Атинский и Казахстанский Евсевий. Как следует из информации сайта Уральской Епархии, первоначальные труды  по открытию Собора понесли протоиерей Владимир Корчажников и Павел Николаевич Чечин, впоследствии  ставший священником  Собора.
С образованием Уральской Епархии в 1991 году  и назначением первого Правящего Архиерея Владыки Антония, Собор стал Кафедральным, то есть первенствующим храмом Уральской  Епархии, в котором  ежедневно проходят как богослужения, так и требы. Нередко в наше время в Уральск прибывают великие православные святыни, чудотворные иконы, как икона Казанской Божьей Матери, икона «Умягчение злых сердец» и другие. Для поклонения верующим эти святыни бывают доступны, в том числе и в Соборе Архангела Михаила, и люди выстраиваются в очередь, чтобы приложиться к чудотворному образу и попросить благоустроения и душевного спасения. Вместе с тем в Соборе есть и свои святыни, которые статично находятся в нем: икона Божией Матери  «Смоленская – Одигитрия» и  мощевик  с частицами мощей высокочтимых святых – Апостола Андрея Первозванного, святого Великомученика Георгия Победоносца, святителя  Луки Войно-Ясенецкого и других.

Галина САМОЙЛОВА


Социальная сфера

Культура

Спорт

Программы развития



ЗКО, г.Уральск, ул. Мухита, 57/1
zhaik_presscenter@mail.ru
pri_ru@mail.ru

Главный редактор газеты: 51-31-91
Заместитель главного редактора: 54-50-22
Секретарь: 50-40-47
Корреспонденты: 24-02-78, 50-59-21
Отдел рекламы: 51-51-09
Яндекс.Метрика