Досудебная пробация – институт защиты прав несовершеннолетних

Күні , 74 рет оқылды

В декабре 2016 года был принят закон РК «О пробации», который предусматривает такой вид деятельности, как досудебная пробация. Это совокупность мер по оказанию социально-правовой помощи подозреваемым, обвиняемым, направленных на коррекцию их поведения.

Служба пробации составляет в отношении лица индивидуальную программу оказания социально-правовой помощи и обеспечивает ее реализацию. По результатам реализации указанной программы служба пробации составляет досудебный доклад, представляемый лицу, к которому применяется досудебная пробация, до начала судебного разбирательства.
Досудебная пробация проводится в отношении несовершеннолетних; инвалидов; женщин в возрасте пятидесяти восьми и свыше лет; беременных; имеющих малолетних детей в возрасте до трех лет; мужчин в возрасте шестидесяти трех и свыше лет; воспитывающих в одиночку малолетних детей в возрасте до трех лет, кроме лиц, к которым применена мера пресечения в виде домашнего ареста или содержания под стражей.
Роль института досудебной пробации в отношении несовершеннолетних лиц весьма значима, поскольку, во-первых, позволяет несовершеннолетнему получить социально-правовую помощь по вопросам получения медицинских услуг; среднего образования; овладения профессией (профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации); содействия в трудоустройстве; обеспечения психологического сопровождения; получения установленных законодательством РК льгот и социальных выплат; содействия в восстановлении и формировании поддерживающей системы социальных связей, включающих: социально-психологическое и психологическое консультирование; социальный патронаж; помощь в восстановлении семейных и иных социально-позитивных связей при условии взаимного согласия сторон; социально-бытовой адаптации, включающей: обеспечение местом пребывания; организацию реабилитационных мероприятий; привлечение к участию в культурных мероприятиях; предоставления консультаций по социально-правовым вопросам. Кроме того это позволит суду получить более обширную информацию об индивидуально-психологических особенностях несовершеннолетнего для правильного реагирования на совершенное деяние.
Перечисленные меры реализуются субъектами, осуществляющими пробацию, на основании индивидуальной программы оказания социально-правовой помощи.
Как правило, при рассмотрении уголовных дел в отношении несовершеннолетних лиц ведется шаблонный сбор документов, характеризующих подсудимого, которые содержат минимум информации о подсудимом, тогда, как при решении вопроса об ответственности несовершеннолетнего лица, назначения вида и меры наказания, при решении об освобождении от уголовной ответственности либо наказания, суду необходимы полные данные о лице, его индивидуально-психологических особенностях, характере и темпераменте, потребностях и интересах, условиях его жизни и воспитания.
Считаем, что необходимо применять данный вид досудебной пробации в отношении всех без ограничении несовершеннолетних правонарушителей, в том числе и в отношении несовершеннолетних, к которым применена мера пресечения в виде домашнего ареста или содержания под стражей, насколько это возможно (п.1 ст.13 Закона РК «О пробации»), поскольку все несовершеннолетние подозреваемые (обвиняемые) имеют равные права и не могут быть ущемлены ни по каким отличиям.
Требуют корректировки и другие положения Закона. Так, согласно п.4 ст.13 Закон РК «О пробации», служба пробации составляет в отношении лица индивидуальную программу оказания социально-правовой помощи и обеспечивает ее реализацию. По результатам реализации указанной программы, а также на основании сведений, полученных в порядке, предусмотренном пп.9) п.2 ст.9 настоящего закона, служба пробации составляет досудебный доклад, представляемый лицу, к которому применяется досудебная пробация, до начала судебного разбирательства. Однако, как правило, несовершеннолетний подсудимый и его законный представитель не представляют суду досудебный доклад, в материалах дела он отсутствует, в связи с чем суду приходится истребовать его дополнительно из службы пробации. По сути, досудебный доклад составляется для суда, рассматривающего уголовное дело, поскольку в его рекомендательной части указывается примерный перечень обязанностей и ограничений, которые рекомендуется использовать при назначении лицу наказания и его исполнении. Поэтому считаем необходимым данный пункт изложить в следующей редакции: «Служба пробации составляет в отношении лица индивидуальную программу оказания социально-правовой помощи и обеспечивает ее реализацию. По результатам реализации указанной программы, а также на основании сведений, полученных в порядке, предусмотренном пп.9) п.2 ст.9 настоящего Закона, служба пробации составляет досудебный доклад, представляемый лицу, к которому применяется досудебная пробация, а также суду до начала судебного разбирательства». Полагаем, что при возникновении вопросов по докладу и рекомендациям суд может заслушать сотрудника службы пробации на судебном заседании.
Для широкого применения института досудебной пробации и внедрения процедуры досудебной пробации по уголовным делам необходимо проведение разъяснительной работы со стороны следственных органов среди лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, подпадающих под досудебную пробацию и внедрение практики параллельной и в тоже время одновременной работы досудебной пробации и медиации, с целью разрешения споров между подозреваемым (обвиняемым) и потерпевшей стороной на стадии досудебного расследования и в суде.
Согласно ч.1 ст.1 Закона РК от 30 декабря 2016 года №39-VІ ЗРК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам пробации» в Уголовно-процессуальный кодекс в п.9 ст.64 был включен п.п.13-1, согласно которому подозреваемый вправе обратиться в службу пробации для проведения в отношении него досудебной пробации.
Согласно ст.216 УПК РК лицо, осуществляющее досудебное расследование, перед началом допроса сообщает подозреваемому, в совершении какого уголовно наказуемого деяния он подозревается, а также разъясняет ему права, предусмотренные статьей 64 УПК РК.
Согласно ч.2 ст.64 УПК РК орган уголовного преследования в момент задержания незамедлительно до начала производства любых следственных действий, с участием подозреваемого обязан разъяснить подозреваемому его права, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается отметка в протоколе задержания, протоколе допроса подозреваемого и постановлениях о признании лица подозреваемым и квалификации деяния подозреваемого.
При несоблюдении данных требований УПК судам необходимо реагировать путем вынесения частного постановления за нарушение прав граждан и других нарушений закона, допущенных при производстве досудебного расследования.

Слуканым КАДРАЛИЕВА,
председатель специализированного межрайонного суда по делам несовершеннолетних ЗКО


Социальная сфера

Культура

Спорт

Программы развития


ЗКО, г.Уральск, ул. Мухита, 57/1
zhaik_presscenter@mail.ru
pri_ru@mail.ru

Главный редактор газеты: 51-31-91
Заместитель главного редактора: 54-50-22
Секретарь: 50-40-47
Корреспонденты: 24-02-78, 50-59-21
Отдел рекламы: 51-51-09
Яндекс.Метрика