15.01.2018, 20:26
Просмотры: 301
Как перевозчики выкачивают деньги из бюджета

Как перевозчики выкачивают деньги из бюджета

В прошлом году в городах страны стали подниматься цены на проезд в общественном транспорте. Эта статья расходов одна из основных для кошельков казахстанцев, поэтому мы проанализировали ситуацию в сфере пассажирских перевозок в целом по республике. Так, на сегодняшний день самый высокий тариф в Астане, Кызылорде и Усть-Каменогорске – 90 тенге. При этом, в Кызылорде и Усть-Каменогорске для ветеранов войны и инвалидов предусмотрен бесплатный проезд, а пенсионерам старше 70 лет предоставляется скидка на 50%. Самый низкий тариф сложился в городах Актау – 50 тенге, Актобе – 55 тенге, Талдыкоргане – 60 тенге, Шымкенте – 70 тенге, но здесь за проезд не платят не только ветераны ВОВ, но и многодетные матери, обладатели знаков «Алтын алқа» и «Күміс алқа», а с недавних пор почетные граждане города. В Атырау правом на бесплатный проезд пользуются и школьники, а студентам проездные компенсируют из городского бюджета. Мы попытались выяснить, как складывается тариф на услуги пассажироперевозок и почему он так разнится в соседних городах страны.

Согласно официальным расчетам, которые были произведены в прошлом году, себестоимость пассажироперевозок на общественном транспорте в Уральске составляет 185 тенге при действующем тарифе 80. Естественно, местные перевозчики заявили о своей убыточности и потребовали от исполнительных органов компенсировать им затраты, либо поднять тариф до расчетной стоимости. При таком раскладе городской акимат, который является организатором городского пассажирского сообщения, должен еще поднять тариф, либо выплатить перевозчикам в виде субсидий 6 млрд. тенге.

Кого «загнал в угол» расчет по новой методе?
В конце 2015 года в Казахстане вышли новые правила субсидирования за счет бюджетных средств убытков перевозчиков, связанных с осуществлением социально значимых перевозок пассажиров. Обновленные Правила принесли с собою изменения и в методику расчета тарифа на автомобильные пассажироперевозки, которые доставили немало проблем властям и заставили ломать голову над их решением.
– Дело в том, что раньше по методике мы делали расчет по фактическим затратам перевозчиков, а сейчас – по нормативным. К примеру, если заработная плата водителя автобуса – 35 тысяч тенге, кондуктора – 20 тысяч тенге, мы брали эти реальные цифры. Теперь по методике мы должны брать среднюю зарплату по городу, области. Сейчас для водителя она составляет 109 тысяч тенге. Плюс к тому учитывается удорожание услуг по всему спектру содержания автопарка, причем не фактические данные, а нормативные, поэтому у нас при реальной себестоимости перевозок в 79-80 тенге, вышла сумма в 185 тенге, – объясняет заместитель акима г. Уральска, председатель комиссии по рассмотрению тарифов на общественном транспорте Рустем Закарин.
За цифру в 185 тенге, рассчитанную исполнительными органами на основе предоставленной финансовой отчетности пассажироперевозчиков и проверенную уполномоченными органами, вполне на законных основаниях ухватился руководитель одного из 6 предприятий перевозчиков Уральска ТОО «УралТехСервис» Александр Баклан.
В правилах субсидирования прописано, если разница между тарифом на перевозку пассажиров, определенным в соответствии с методикой и тарифом на социально значимые автомобильные сообщения, установленным местным исполнительным органом, не субсидируется из местного бюджета, то величина тарифа местным исполнительным органом устанавливается на уровне тарифа на перевозку пассажиров, определенного в соответствии с методикой. Тогда нам должны разницу выплачивать из бюджета в виде государственных субсидий. Но ни того, ни другого нет, – говорит он.
– Они правы, мы обязаны выплачивать из бюджета субсидию на разницу между себестоимостью и действующим тарифом, – соглашается Р. Закарин. – Но, только на те маршруты, которые входят в перечень социально значимых, убыточных. Этот перечень был составлен в 2016 году, в него вошли 12 пригородных и дачных маршрутов. Внутригородских в этом списке нет, так как в 2015 году, когда проводился подсчет пассажиропотока, рассчитывались затраты перевозчиков, анализ показал, что внутригородские маршруты рентабельны, поэтому они не были включены в перечень социально значимых маршрутов. Между тем, ТОО «УралТехСервис» выплачено в 2017 году 19 млн. тенге субсидий за маршрут 30 «Д», который есть в перечне.
В прошлом году тоже были заявки, но мы, а также депутаты маслихатов, сочли необходимым оставить перечень без изменений – рассказал Р. Закарин. – В этом году мы планируем внести изменения. Сказать какие маршруты войдут в перечень, пока сложно, мы должны проверить финансовую отчетность перевозчиков.
Стоит отметить, что, по словам руководителя ТОО «УралТехСервис» А. Баклана, в штате их предприятия кондукторы не числятся, а все по той же методике заработная плата данных сотрудников указывается в обязательном порядке, причем ее размер учитывается не ниже средней по области.
Как принималась данная методика расчетов, которая в итоге подвела «под монастырь» городской бюджет, сказать сейчас никто не может. На должностях в уполномоченных органах давно сменились главные фигуранты процесса, которые, в свое время, когда принималась методика и спускалась на места для внесения предложений, подписали документ «не глядя».
В Уральске на сегодня насчитывается 36 маршрутов, по которым ходят около 500 автобусов. В этом году автопарк будет пополнен еще 80 новыми автобусами. 20 из них планирует закупить ТОО «УралТехСервис». По словам руководителя предприятия, на эти цели им придется брать в кредит около 700 млн. тенге.
– Часть ставки по кредиту, который предприятия берут на покупку автобусов, гасит государство через фонд «Даму» – это 7%, – отмечает заместитель руководителя отдела экономики и бюджетного планирования г. Уральска Рауан Куанов. – В 2013 году, когда некоторые перевозчики оформляли кредиты на покупку подвижного состава, была такая же схема.

Все решат проверки доходности перевозчиков
Как рассказал заместитель руководителя городского отдела пассажирского транспорта и автомобильных дорог Айдар Менеев, в данное время ведется работа по сбору финансовой отчетности пассажироперевозчиков.
– Как только они полностью предоставят нам все документы, наши специалисты проверят их правильность и достоверность, затем мы подадим бюджетную заявку на выделение субсидий, тем маршрутам, которые будут включены в перечень социально значимых убыточных. Решаться этот вопрос будет на сессии областного маслихата.
На вопрос о том, что предпримет городской акимат в случае, если все маршруты попадут в перечень, заместитель руководителя городского отдела экономики и бюджетного планирования Рауан Куанов ответил, что, скорее всего, придется изыскивать средства для выплаты субсидий перевозчикам.

Сравнительный анализ показал
Какова ситуация в соседних городах мы выясняли у руководителей отделов пассажирского транспорта и автомобильных дорог городов Актобе и Атырау.
Руководитель отдела ПТ и АД г. Актобе Руслан Торегали рассказал по телефону, что в настоящее время в городе в сфере пассажироперевозок работают всего два предприятия – государственный троллейбусный парк и частный ТОО «Автопарк». Большая часть маршрутов принадлежит частнику.
– В Актобе функционируют 54 маршрута, по которым ходят более 400 автобусов, обслуживающие более 400 тысяч населения. Эти маршруты охватывают город, а также пригородные 5 сельских округов. Стоимость проезда составляет 55 тенге, этот тариф действует уже более 2 лет. Но в этом году сферу пассажироперевозок ждут перемены. В целях реализации программы улучшения работы общественного транспорта, мы обновляем автопарк. В прошлом году в лизинг перевозчиками были приобретены 40 новых автобусов большой вместимости марки «Лиаз», в 1 квартале 2018 года ожидается поступление еще 80 новых автобусов «Анкай» отечественного производства ТОО «СарыаркаАвтоПром». Контроль за соблюдением графиков выхода, соблюдением интервала движения, контроля пассажиропотоков осуществляет ТОО «Центр управления пассажирскими перевозками», для чего установлены GPS-трекеры на автобусы и микроавтобусы всех перевозчиков. Действует мобильное приложение «AktobeBUS». Также сейчас разрабатывается система электронного билетирования по принципу «Онай», – рассказывает Р. Торегали. – Но есть и свои проблемы, качество обслуживания пассажиров, которому мы сейчас уделяем особое внимание. Далее займемся формированием перечня социально значимых маршрутов, требующих субсидирования, так как себестоимость перевозок с 2015 года мы еще не рассчитывали по новой методике, соответственно, субсидии не выплачивались. Раньше дотации получали социально значимые убыточные маршруты. И сейчас, конечно, есть нерентабельные маршруты, из 20 (государственных) скажем – 3, но зато остальные 17 с лихвой покрывают их убытки. Как только урегулируем эти вопросы, во втором полугодии текущего года будем принимать решение о повышении тарифа до 70 тенге.
Руководитель отдела ЖКХ ПТ и АД г. Атырау Умирбек Камалов также отметил, что субсидии перевозчикам пока не выплачиваются. Здесь своя проблема, городу с населением в 305 тысяч человек катастрофически не хватает автобусов. И по сравнению с Уральском, где примерно такое же население обслуживают 500 автобусов, в Атырау ходят всего 350 единиц общественного транспорта. Люди подолгу ждут автобусы на остановках.
– В Атырау работают 7 предприятий перевозчиков по 30 маршрутам. Этого недостаточно для нашего города. Планируем закупать новые автобусы, их нужно порядка 150 единиц, – рассказал У. Камалов. – При этом все льготные категории граждан, а также школьники во время учебы, ездят на автобусах бесплатно. Студентам проезд в общественном транспорте компенсирует городской бюджет.
Более подробно о ситуации на общественном транспорте в Атырау мы выясняли у наших атырауских коллег, журналистов, которые знают проблему, как говорится, изнутри.
Так, по их сведениям, уже несколько лет подряд атырауцы жалуются на переполненные автобусы, отсутствие культуры вождения, хамство кондукторов, грязь в салонах. Из 30 маршрутов реально работают 24. Всего нефтяная столица нуждается в 345 новых автобусах, в том числе в больших – 125, средних – 165, малых – 55. И ничего не меняется, только цена за проезд повышается. Теперь разработали Концепцию развития общественного транспорта города Атырау на 2017–2022 годы стоимостью почти 23 миллиона тенге, с помощью которой планируется решить проблему. В рамках концепции предлагается создать единый диспетчерский центр движения городских маршрутов на базе коммунального государственного учреждения «Смарт Атырау» и из одного места регулировать движение городских и пригородных автобусов. Кроме того, с 2018 года планируется ввести систему электронного билетирования, аналога алматинской системы «Оңай».

Наталья ГОРОХОВА

Общество

Другие статьи