Создатели казахской автономии

Күні , 214 рет оқылды

В условиях гражданской войны и непрекращающейся конфронтации между белыми и красными вооруженными формированиями грандиозной заслугой деятелей «Алаша» стало то, что им удалось сформировать предпосылки для создания казахской автономии в условиях Советской власти.

Об этом говорили ученые Казахстана, России, Узбекистана и Японии в рамках международной научной конференции «От идеи Алаш к независимости и национальной консолидации Казахстана» и на заседании в ЗКАТУ имени Жангир хана, проходившем в Уральске 20 октября, а также во время круглого стола «Актуальные проблемы евразийского сотрудничества», состоявшегося в Оренбурге, РФ, 21 октября 2017 года.
Организатором этих мероприятий, посвященных 100-летию движения Алаш, стал Западно-Казахстанский областной центр истории и археологии. Активное участие в подготовке отдельных мероприятий приняли Институт степи Уральского отделения РАН (Оренбург, РФ), НИИ истории и этнографии Южного Урала Оренбургского государственного университета и Западно-Казахстанский аграрно-технический университет. По словам руководителя центра истории и археологии, профессора Мурата Сдыкова, в обсуждениях приняли участие ученые и специалисты из Казахстана, России, Узбекистана и Японии. Также были затронуты темы голода 20-х годов, дана оценка Февральской и Октябрьской революций, так как за 25 лет у казахстанских и российских ученых появились немного разные взгляды на эти события.
– Оценивать историю можно с разных точек зрения, но дискутировать нужно в одной плоскости и глядя в одну сторону. Поэтому мы ищем соприкосновение наших позиций и выстраиваем новую концепцию взаимопонимания, это очень важно для нашей истории и духовной модернизации, – подчеркнул М. Сдыков.
По мнению авторитетного ученого, главной идеей алашординцев было не полное отделение, а создание казахской автономии. И именно вокруг этого тезиса развернулась самая острая дискуссия в самом движении Алаш.
– Согласно данным исследований, лидеры «Алаш Орды» не преследовали цель создать первое независимое государство и отделиться. Они хорошо понимали, что в условиях той реальности у данного замысла не было шансов, и ставили вопрос об автономии, а не о полном отделении. Да, они искали союзников и среди белых, и среди красных. Жаханша Досмухамедов и Алихан Букейханов лично встречались и с Лениным, и со Сталиным, обращались и к большевикам, и к Колчаку, и к белоказакам. Это говорит о том, что они искали толерантности и сотрудничества, так как в условиях масштабной Гражданской войны, охватившей всю страну, у них не было таких сил, чтобы противопоставлять себя всем. И главной задачей было создать автономию и отстоять ее. Да, они провозглашали идеи свободы, но задачу полного отделения не ставили. В ужасающих исторических условиях они сделали невозможное – отстояли территорию. И потом, уже в советское время, создание Казахской АССР – это результат деятельности движения «Алаш» по пропаганде и защите казахского народа и казахской культуры. Деятели «Алаша» смогли консолидировать народ и убедить большевистское руководство именно в таком подходе. В то время даже само название нашего народа писалось неправильно – киргизы. В 1924 году Сакен Сейфуллин выступил с предложением восстановить историческое название и вернуть этноним «казах». Основу этих требований сформулировали именно деятели «Алаш», благодаря которым мы смогли отстоять и название нашего народа, и автономию, и сохранить большую территорию. В этом грандиозная историческая заслуга алашординцев, по моему мнению, – отметил Мурат Наурызгалиевич.
Эту же точку зрения высказал и доктор философии, профессор центра славянско-евразийских исследований Университета Хоккайдо (г. Саппоро, Япония) Томохико Уяма. Как он отметил в своем выступлении, казахские лидеры ясно поставили цель добиться автономии позднее, чем лидеры многих других народов, и воздержались официально объявить автономию даже тогда, когда фактически создали автономное правительство в лице «Алаш Орды».
– Одной из причин такой осторожности, особенно до весны 1917 года, было влияние кадетов, которые отрицательно относились к национально-территориальной автономии, но более важными факторами были трезвая оценка казахских лидеров о своей силе и объективное положение казахских областей, в частности, присутствие многочисленного неказахского населения. Они не успели развить идею автономии так четко, как, например, азербайджанцы, но решительно и искусно реагировали на изменения ситуации после Октябрьской революции и развивали автономию на практике. Практичность алашординцев позже позволила им перейти на сторону Советской власти и отстаивать интересы казахского народа, – сказал доктор Уяма.
Томохико Уяма давно разрабатывает тему общественно-политических движений Казахстана начала ХХ века, в которой лидирующее положение занимает история «Алаш Орды». Впервые профессор побывал в Западно-Казахстанской области в 2007 году, где в ходе частной поездки осмотрел село Жымпиты, где действовало Западное крыло «Алаш», и Букеевскую Орду. В 2011 году он участвовал в конференции в Уральске, посвященной 150-летию депутата первой Государственной думы Бахытжана Каратаева, где представил свою монографию по проблематике конференции. Томохико Уяма, помимо родного японского, говорит на английском, русском, бытовом казахском языках. На английском языке у него вышла книга «Азиатская Россия», где, в том числе, освещается тема «Алаша».
Весьма интересные факты в ходе круглого стола представил в своем докладе главный научный сотрудник Института российской истории РАН, профессор Российского государственного гуманитарного университета Василий Христофоров (г. Москва), который для изучения темы «Алаша» работал с архивами ФСБ. По словам специалистов, долгое время документы по истории Алаша находились под грифом «секретно», сейчас они постепенно открываются для широкого круга исследователей, но не все. Поэтому в истории «Алаша» еще очень много неизученного материла, которому только предстоит увидеть свет. В. Христофоров рассказал о репрессиях, которым подверглись лидеры движения Алаш, и их реабилитация началась только после смерти Сталина.
– В 1954–1957 годах были реабилитированы осужденные за участие в «контрреволюционных действиях» Ходжанов, Нурмаков, Рыскулов. В 1989 г. был реабилитирован А. Букейханов. В его и ему подобных делах не имелось объективных данных, свидетельствовавших как о наличии в Казахстане и в Москве «террористического центра», так и о контрреволюционной и националистической деятельности алашординцев после 1920 г. В соответствии с решением Президиума ВЦИК от 3 июня 1920 г. бывшие члены правительства «Алаш Орды» были допущены к работе в советских органах и их преследование за прошлую деятельность не допускалось, – отметил Василий Христофоров. – Ситуация с арестами деятелей движения «Алаш» в конце 1920-х
– начале 1930-х годов демонстрирует процесс противостояния политических элит в республике: когда не московские, а местные руководители органов госбезопасности настаивали на более жестких репрессивных мерах, в то время как Москва долгое время не решалась «покуситься» на свободу основных лидеров движения.
Ученые подтверждают, что идеи пантюркизма и панисламизма не завладели алашординцами, а значит, выдвинутые им обвинения в 30-е годы были весьма далеки от реальности. По словам профессора, доктора исторических наук Юлии Гусевой, умышленная, обоснованная остротой политического момента, попытка обрисовать данное движение на разных этапах развития советского востоковедения как сугубо националистическое или же, напротив, «пантюркистское», приписать ему иные, далекие от реального положения вещей, сущности, с опорой на ограниченный комплекс материалов, отнюдь не способствовали академической оценке явления. Подобный методологический подход и в настоящее время может уводить исследователей и широкую общественность в сторону от объективации исторических оценок деятельности движения и его лидеров.
Говоря об истории Алаша и создании автономии, исследователи, как правило, не выделяют роль Западного крыла, действовавшего в нашей области в селе Жымпиты. Вместе с тем значение Западного объединения переоценить сложно – именно здесь был сформирован Уильский вилайет, который возглавил Жаханша Досмухамедов.
– Одна из причин, по которой было создано Западное крыло, – слабость централизованного руководства, – отметил М. Сдыков. – Необходимо было сохранить автономию. Уильский вилайет – это ведь даже не вся территория Западного отделения Алаш и не вся территория Младшего жуза. Полностью проект государственной автономии Алаш не был реализован, не были расписаны организационные функции, кто за что отвечает, какое министерство и т.д. Идейно Алаш была сильна, но организационно нет. Почему было создано Западное и Восточное отделение Алаша? Потому что именно на западе и на востоке были территории, где шли самые ожесточенные сражения гражданской войны. Хотели столицу Алаш перенести в Семипалатинск, но этого не получилось из-за отсутствия организованности. Но можно ли обвинять в этом Алаш?
Создание Западного отделения – это необходимая мера, призванная защитить хотя бы формирование образа государственности. Уильский вилайет – это территория, которой алашевцы смогли руководить. В тех исторических условиях не было возможности сразу создать независимое государство Алаш. Это ни в коем случае не умаляет заслуг алашординцев, это наоборот говорит о том, что лидеры движения имели реальный взгляд на вещи. Фактически тогда Казахстан был разделен на три части: Запад, Восток и Туркестанскую республику, куда вошли Сырдарьинская и Семиреченская области. И в условиях гражданской войны алашевцы искали наиболее оптимальные рычаги управления государством, поэтому создание Западного отделения наиболее всего отвечало объективной реальности, – подытожил Мурат Сдыков.
Об этом же говорит и исследование ведущего научного сотрудника ИРИ РАН (г. Москва) Дины Аманжоловой, в котором отмечено, что Алашская автономия стремилась всячески продемонстрировать самостоятельность, отстоять свою правосубъектность и равноправные отношения с областниками, апеллируя к будущей общероссийской власти. К тому же следует подчеркнуть, что в отличие от областников, явно принявших политический крен вправо, Алихан Букейханов рассматривал взаимоотношения с ними в широком контексте евразийского сотрудничества Казахстана, Башкирии, Туркестана и Сибири как будущих субъектов Российской демократической федерации. Конфликты между
Алаш Ордой и Сибирским правительством с его представителями на местах, имеющие локальный или даже микроскопический характер в масштабах России, объективно отражали никуда не исчезнувшую потребность в административной централизации и унификации крупных регионов, их экономической и коммуникационной интеграции. С другой стороны, столь же отчетливо отражались противоречия в разделении компетенций и полномочий, нуждающиеся в тонкой настройке для обеспечения устойчивости территориальной и политической организации полиэтничного государства, а также плюрализм реальных способов функционирования территорий и их активистов в рамках государства, которое восстанавливало свою целостность.
В России не так много специалистов, изучающих историю движения «Алаш», идеи, путь алашординцев. Среди них крупные ученые: доцент Оренбургского государственного университета Татьяна Тугай, директор НИИ истории и этнографии Южного Урала, профессор Веналий Амелин. Примечательно, что в конференции принял участие Владимир Рыскулов, потомок видного казахского государственного деятеля Турара Рыскулова. Для него изучение «Алаш Орды» началось с биографии его знаменитого деда, и позже возник интерес исследовать всех алашординцев, репрессированных в то время.
Татьяна Тугай, работая над этой темой, нашла в российских архивах «Марш Алаша», который ранее нигде не издавался.
Ученые пришли к выводу, что лидеры «Алаш Орды» придерживались идеи сотрудничества тюркских народов России и Востока, за что их обвинили в национализме. В результате переговоров с Советами они приняли предложенную большевиками идею советской автономии. К алашевцам была применена политическая амнистия и восстановлен гражданский мир. Однако в дальнейшем их подвергли репрессиям и полному разгрому. Несмотря на это, история и деятельность Алаш Орды остается одной из самых ярких страниц в истории Казахстана. Она символизирует уровень гражданской зрелости казахского общества и возросший потенциал казахской политической элиты, способной в начале ХХ века решать судьбоносные вопросы будущего развития в условиях острого социального противостояния. По словам Мурата Сдыкова, по итогам конференции планируется выпустить сборник научных статей. Также в рамках программы «Рухани жаңғыру» будет подготовлен сборник документов, посвященных истории Алаша, куда войдут ранее неопубликованные архивные документы.

Галина САМОЙЛОВА



ЗКО, г.Уральск, ул. Мухита, 57/1
zhaik_presscenter@mail.ru
pri_ru@mail.ru

Главный редактор газеты: 51-31-91
Заместитель главного редактора: 54-50-22
Секретарь: 50-40-47
Корреспонденты: 24-02-78, 50-59-21
Отдел рекламы: 51-51-09
Яндекс.Метрика