Фундамент национальной идентичности

Күні , 223 рет оқылды

Объединяющая духовность
Когда Глава государства Н.А. Назарбаев поручил разработать проект «Духовные святыни Казахстана», он отметил, что главная задача – создать единое поле важных с точки зрения культуры и духовности исторических мест. По словам Президента, вопрос даже не в реставрации памятников, зданий, сооружений, а в том, чтобы гармонично соединить в национальном сознании комплекс памятников вокруг Улытау и мавзолея Кожа Ахмета Яссауи, древние памятники Тараза и захоронения Бекет Ата, древние комплексы Восточного Казахстана и сакральные места Семиречья и многие другие места.
«Все они образуют каркас нашей национальной идентичности. Когда сегодня говорят о воздействии чуждых идеологических влияний, мы не должны забывать, что за ними стоят определенные ценности, определенные культурные символы других народов. А им может противостоять только собственная национальная символика», – подчеркнул Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.
По мнению Елбасы, культурно-географический пояс святынь Казахстана – это символическая защита и источник гордости, который незримо несет нас через века.

Природное сокровище
По Западно-Казахстанской области в республиканский реестр сакральных мест Казахстана вошли шесть объектов – городище Жайық, курганный комплекс Таксай в Теректинском районе, захоронения Гумара Караша и Жумагазы хазрета, Бокейординский историко-музейный комплекс и музей Алаша в Сырымском районе, где ранее располагалось Западное крыло Алаш Орды. Вместе с тем в области есть немало интересных, памятных и живописных мест, овеянных легендами и рассказами о чудесах, которые здесь когда-то происходили.
Уникальные реликтовые природные ландшафты сохраняются в Теректинском районе – заказник «Дубрава», расположенный на территории в шесть гектаров, Воровская балка, являющаяся частью Кирсановского заказника, Полоусов и Сауркин яры, Белый лоб, родник Карабулак, находящийся близ села Тельман. Краевед и истинный патриот своего края, директор Теректинского Дома детского творчества Геннадий Кремер рассказал, что в этих местах природа создала впечатляющие ландшафты. Только на территории Теректинского района до Уральска насчитывается пять яров, образованных из соляных куполов и признанных памятниками природы. В балочных лесах на этой местности скрываются родники. Растительность сходна со средней полосой России, что для нашего климатического пояса в принципе редкость. В реликтовых лесах можно обнаружить такие редкие растения, как папоротник, бересклет бородавчатый, осина, медуница, дикий торн, чистотел, чабрец и др., которые считаются лекарственными. Есть версия, что эти растения попали к нам в ледниковый период. В заказниках запрещена любая антропогенная деятельность, поэтому здесь не протаптываются тропинки, не спиливаются деревья, даже сухие, все идет естественным путем. Яр Белый лоб высотой 28 метров, Сауркин яр – 32, его называют самой высокой точкой Урала. В окрестностях яра Белый лоб можно увидеть непримечательную серую возвышенность, которую местные называют Змеиной горкой – именно здесь гнездится множество змей.
Еще одним заповедным местом является гора Ичка – Ешкі тау в Таскалинском районе, которая является самой высокой точкой Западного Казахстана. Это место овеяно множеством легенд. Например, существует поверье, что если подниматься на гору через осиновую рощу, обретешь остроту и прозорливость ума и душевную гармонию. А если повязать на дерево ленточку – сбудется сокровенное желание. Насколько правдива эта примета, сказать сложно, но, судя по числу ленточек на деревьях, люди верят в нее и, повязывая ленту, надеются на хорошее. А вот профессор Всеволод Иванов и вовсе придерживался мнения о том, что раньше на месте осинника росли могучие дубы, которые исчезли с течением времени. Об этом свидетельствуют сопутствующие травы и наличие родника. К слову, родник на склоне горы – и вовсе настоящее чудо природы, противоречащее всем законам физики. Объяснения этому феномену пока не найдено, предполагается, что его питают воды, находящиеся близко к вершине горы. Это предположение породило множество легенд о том, что Ичка – не гора, а спящий вулкан, наполненный вместо лавы водой. Также старожилы рассказывают предание о том, что у этой горы есть свой дух, который нельзя сердить или тревожить, иначе гора обрушит на землю потоп.
И, конечно, поскольку нельзя представить Уральск без Урала, то и могучую реку смело можно назвать сакральным местом нашей области. Урал-батюшка, Урал Горыныч, Золотое донышко, серебряные берега – так местные жители ласково называют реку-кормилицу. Название «Урал» пришло в 1775 году, когда по приказу Екатерины II и город, и река были переименованы, дабы не осталось памяти о бунтовщике Е. Пугачеве, собравшем свою ставку в приуральных землях. Однако прежнее название реки – Яик – сохранилось по-прежнему в памяти народной. Топоним Яик происходит от тюркского слова «жайық» и характеризует разливающие, затопляющие свойства реки. Считается, что в Урале утонул красный командир В. Чапаев, простреленный пулей. А кто-то говорит, что Чапаев не утонул, а был похоронен на берегу великой реки. Где правда, а где легенда – наше поколение уже вряд ли узнает, тем более что своенравный Урал, подмывая берега, с каждым годом меняет русло, и уже нельзя точно указать ни места утопления Чапаева, ни места его предполагаемого захоронения. Вместе с тем, из-за того, что русло реки меняется, многие села, стоящие по берегам, либо оказывались далеко от воды, либо на старицах, а местами и вовсе ушли под воду, как рассказывают старожилы.

Непокоренная вера
Уральск называют самым миролюбивым городом в плане религии и духовности. За все время существования города и области здесь мирно сосуществовали представители ислама, православного христианства, католичества и даже старообрядчества. Краевед, автор историко-краеведческих маршрутов по Приуралью Нина Пустобаева рассказала, что в нашем городе с XVII века вместе селились и жили представители разных этносов и вероисповеданий, и рядом строились церкви и мечети. И Уральск, пожалуй, единственный город, где ни разу не было конфликтов на религиозной почве, настолько у жителей развито уважение друг к другу, в том числе и к религии. Поэтому, когда в советское время вера и религия были объявлены пережитками прошлого, запрещалось вести конфессиональную деятельность, люди сохранили духовность в своих семьях. И не только духовность, благодаря таким подвижникам до нашего времени сохранились редкие агиографические тексты на церковнославянском и арабском языках, древние иконы, приспособления для религиозных обрядов.
К духовным святыням также можно отнести некрополи на территории области. Уникальными в этом отношении являются некрополи Жангир хана, Жанторе хана и комплекс Маулимберды, который также называют последним пристанищем ученых. Некрополь Маулимберды открывает целую плеяду религиозных деятелей области и ярко характеризует историческую уникальность Приуралья. Маулимберды состоит из кулпытасов полностью
на арабском языке, без тюркизмов, все надписи очень грамотные. Упокоившиеся здесь ученые, помимо родного, владели арабским, персидским языками, после них осталось множество трудов, которые нам еще только предстоит открыть. Сейчас по изучению кулпытасов, расшифровке и переводу высеченных на них надписей ведется большая работа, в которую вовлечены не только ученые Приуралья, но и представители республиканских научных центров и институтов, такие как А. Муминов, Д. Медерова, А. Нурманова и другие. Эта работа дает мощный импульс для новых открытий в религиозной и духовной истории казахского народа.
Еще одним интересным объектом, имеющим репутацию сакрального, намоленного места, является Свято-Никольский мужской монастырь на Кумыске. Он был создан в XIX веке на Сутягином озере, и первоначально здесь селились старообрядцы. В конце XIX века монастырь был преобразован в православный.

Запад помнит
В ЗКО большое внимание уделяется увековечиванию истории в памятниках, мемориалах и музейных экспозициях. За короткое время в городе Уральске были установлены памятники выдающимся творцам казахской музыки Курмангазы Сагырбаеву и Дине Нурпеисовой, легендарным дочерям казахского народа – Маншук Маметовой, Алие Молдагуловой, Хиуаз Доспановой. Памятник Маншук Маметовой, украшавший одноименную площадь, в Уральске был отреставрирован и с почетом установлен в Бокейординском районе, где родилась Маншук. Был построен и открыт Центр культуры и искусства имени Кадыра Мырза Али, рядом с которым установлен памятник поэту.
Подлинными хранителями исторического и культурного наследия также можно назвать и музеи. Наша область в этом плане богата – сеть областного историко-краеведческого музея насчитывает 10 музеев, кроме этого есть мемориальные музеи, музеи, созданные в организациях и на предприятиях, народные музеи. Одной из новых экспозиций областного историко-краеведческого музея является зал Ассамблеи народа Казахстана, открытый после реконструкции. В экспозиции представлены 12 национальных костюмов – казахского, русского, еврейского, азербайджанского, украинского, уйгурского, чеченского, дунганского, татарского, корейского, белорусского и немецкого этносов. Посетители выставки отмечают, что сейчас, когда курс развития страны направлен на духовную модернизацию, трансформацию общественного сознания, исходя из поручений Президента, очень важно обращение к истокам, национальным традициям, культуре, знание истории родного края.
Примечателен в плане возрождения духовности и модернизации общественного сознания зал искусств казахского народа, который открывается портретом гения степной музыки Курмангазы. Здесь представлены такие ценные артефакты, как копия домбры великого кюйши-композитора Курмангазы (подлинник хранится в Астрахани), камзол «күй анасы» Дины Нурпеисовой, представленный в оригинале, который передали в фонд музея родственники великой Дины, а также сценические наряды народных артисток Казахстана Хадиши Букеевой и Розы Джамановой, а также детская скрипка нашего земляка, виртуоза-скрипача, известного во всем мире, Марата Бисенгалиева. Само здание музея является старинным сооружением 1879 года, построенным в мавританском стиле. Фонд областного музея весьма богат, насчитывает более 125 тысяч экспонатов, принадлежащих к разным историческим периодам. Помимо стационарных выставок ежегодно организовываются новые тематические экспозиции. Неоднократно музей представлял свои экспозиции в ходе Дней ЗКО, проходивших за пределами области, в том числе в столице нашей родины Астане.

Галина САМОЙЛОВА



ЗКО, г.Уральск, ул. Мухита, 57/1
zhaik_presscenter@mail.ru
pri_ru@mail.ru

Главный редактор газеты: 51-31-91
Заместитель главного редактора: 54-50-22
Секретарь: 50-40-47
Корреспонденты: 24-02-78, 50-59-21
Отдел рекламы: 51-51-09
Яндекс.Метрика