Мұрағат: 28.11.2018


Сохранить уважение к традициям

Күні: , 26 рет оқылды

Я восхищаюсь мудростью нашего Елбасы, который в своей статье «Семь граней Великой степи» многогранно исследовал национальную историю, культуру и искусство.

Изучение исторического прошлого Казахстана нужно не только для народа нашей страны. Во всем мире должны признавать казахстанскую нацию, ее исторические, духовные и культурные ценности. «Наши прославленные батыры, мыслители и правители достойны стать примером для подражания не только в Казахстане, но и во всем мире», – призвал Глава государства.
Наша задача – в эпоху освоения новых цифровых технологий сохранить уважение к национальным традициям, без которых немыслимо воспитание молодого поколения. Молодые люди не должны слепо подражать западным новшествам, так как у нас сложился свой определенный менталитет, методы воспитания. Реформы в области образования надо проводить разумно и обдуманно, любое новшество должно сочетаться с патриотизмом и духовным обновлением. Для этого необходимо опираться на отечественную педагогику, к примеру, на труды Магжана Жумабаева. В современном мире, во времена преобразований социальной и духовной жизни общества, педагогические поиски Магжана Жумабаева привлекают актуальностью проблем обучения, воспитания подрастающего поколения. По мнению Магжана Жумабаева, общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и ее ценностям, памяти своих предков, к каждой странице нашей истории.

Гульбаршын АХМЕТШИЕВА

преподаватель русского языка и литературы
Каратобинского колледжа


Легенда и быль о лошадях

Күні: , 14 рет оқылды

Недавно в рамках программы «Рухани жаңғыру» в Мичуринском сельском округе Зеленовского района открылся этнотуристский центр «Sayat», что как ожидается, внесет вклад в развитие конного спорта.

Гости центра будут учиться ездить верхом, при этом имея возможность пройти лечение в комплексе иппотерапии. Хотелось бы, чтобы молодежь не теряла пристрастия к лошадям, ездила верхом и даже участвовала в спортивных соревнованиях. Ведь недаром наши далекие предки слагали легенды о конях. С лошадью у древних казахов было связано немало верований и магических ритуалов. Например, след копыта тулпара воспринимался как «след ангела», а глину от него использовали как оберег. Щепотку земли, взятую из середины следа, завязывали в узелок и клали под подушку младенца в колыбельку. Бывало, что эту землю добавляли и в воду для купания. Существовал и такой ритуал: проносили ребенка под стременем коня прославленного человека – акына, бия, батыра, чтобы в будущем он стал таким же знаменитым. Наши предки довели до совершенства стрельбу из лука на скаку. Другим технологическим новшеством стало изобретение сабли. Наши предки создали защитную броню для коня и всадника. Это привело к появлению тяжеловооруженной конницы – важнейшей военной новации евразийских кочевников. Мы не должны забывать, что человечество пользовалось плодами этой великой технологической революции, пришедшей в мир с древней казахской земли.
В статье Главы государства отмечается, что история Казахстана должна быть понята с высоты современной науки, а не по отдельным ее фрагментам. И для этого есть убедительные аргументы. Во-первых, большинство протогосударственных объединений образовались на территории Казахстана, став одним из элементов этногенеза казахской нации. Во-вторых, выдающиеся культурные достижения не были привнесены в степь, а в большинстве случаев родились именно на нашей земле и лишь затем распространились на Запад и Восток, Север и Юг. В-третьих, исторические находки последних десятилетий отчетливо подтверждают неразрывную связь наших предков с самыми передовыми технологическими новациями своего времени и позволяют по-новому взглянуть на место Великой степи в глобальной истории.

Ертай БИМУХАНОВ

директор-редактор Зеленовского филиала ТОО «Жайык Пресс»


Всевидящее око школы

Күні: , 28 рет оқылды

Обеспечение безопасности детей является первоочередной задачей не только для родителей, но и для работников учебных заведений. Немногочисленный состав охраны, даже при содействии педагогического коллектива, не в состоянии проконтролировать ситуацию во всем здании. Поэтому сегодня все большее количество образовательных учреждений обзаводятся собственными системами видеонаблюдения.

Учитывая важность детской безопасности, поручаю обеспечить оснащение всех школ и детских садов системами видеонаблюдения.

Н. Назарбаев, Президент Республики Казахстан
Из Послания Президента «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни»

Задачи, решаемые системой видеонаблюдения в школе, делятся на три основные группы: обеспечение безопасности, контроль учебно-воспитательного процесса и разрешение конфликтных ситуаций.
Угрозы, которым подвержены школы как объекты защиты, сводятся к внутренним (разного рода инциденты с участием учащихся и преподавателей) и внешним (вторжение злоумышленников и последующие их злонамеренные действия). С учетом того, что количество охранников на этом типе объектов существенно ограничено, роль видеонаблюдения через Интернет в охране школ становится еще более важной.
– Установка камер видеонаблюдения в школах и детсадах становится обычным явлением. Объясняется это участившимися случаями совершения преступлений против детей, а также фактами хулиганства, совершаемыми детьми. В 2016 году на установку камер видеонаблюдения для организаций образования города было выделено порядка 52 млн. тенге из республиканского и областного бюджетов. На сегодняшний день камеры установлены во всех объектах образования – школах, детских садах и других школьных организациях. В общем было установлено около 1800 камер видеонаблюдения, как внутренних, так и наружных, – отметила заместитель руководителя отдела образования г. Уральска по финансам Ж. Сахипкереева.
ДВД области проводится контроль записей с камер наблюдения. Срок хранения информации составляет не менее 30 суток.
– По заявкам школ и рекомендациям департамента внутренних дел, если камер в каком-то учебном заведении недостаточно, то мы рассматриваем этот вопрос, и выделяются дополнительные средства на их установку. На установку камер в одной школе необходимо приблизительно 240 тысяч тенге. На сегодняшний день потребности в дополнительных камерах нет, – говорит Жанна Сахипкереева.
Системы видеонаблюдения в школах – один из элементов комплекса средств получения данных о происходящих на контролируемом объекте событиях. Видеоконтроль отражает основные аспекты учебного процесса, выявляет неправомерные действия среди учеников, педагогического коллектива, третьих лиц, позволяет решить спорные ситуации.
Правильно спроектированная схема расстановки видеокамер, предоставляет полную картину обстановки всего учебного заведения. Для администрации школы это возможность устанавливать достоверность фактов травм, насилия, хулиганства, краж и тому подобных неприятных явлений. Ведь нарушение порядка – не редкость в школах любой страны. Видеоконтроль для предотвращения таких явлений может здорово помочь. Как показывает практика, страны, в которых такие системы работают уже много лет, результативность уже ощутили.
В настоящее время при проектировании и строительстве новых школ обязательно предполагается установка систем видеонаблюдения, а здания старого типа оснащаются видеокамерами в зависимости от архитектурных особенностей. Примечательно, что сразу же после установки системы, обстановка в школе значительно улучшается, что является прямым доказательством пользы видеонаблюдения.
Кроме камер наблюдения в пяти школах города с целью безопасности школьников установлены еще и турникеты. Система таких электронных пропусков, установленная в учебном заведении, позволяет не только предотвращать проникновение посторонних лиц в учреждение, но и осуществлять контроль посещаемости обучающихся и вести кадровый учет.
Турникет, как правило, устанавливается на проходной и имеет встроенную систему контроля доступа. Обучающимся и сотрудникам образовательной организации выдаются электронные пропуска – пластиковые карты. Информация, занесенная на карточку, считывается при входе и выходе через турникет, идентифицирует проходящего и заносится в память системы. Функциональные возможности установленной системы кроме защиты от несанкционированного проникновения могут использоваться, например, для извещения родителей о приходе и уходе ребенка из учебного заведения с помощью СМС-уведомления. Как следствие, уверенность родителей в безопасности ребенка повышает рейтинг образовательной организации.
В городе турникеты установлены в пяти школах в районе Мясокомбината, так как этот район наиболее подвержен криминогенной сфере.
– Потребность в турникетах вообще имеется, поэтому запрашиваются дополнительные средства на их установку. Установка одного турникета обходится приблизительно в миллион тенге, – говорит Ж. Сахипкереева.

Данные, полученные из систем видеонаблюдения, установленных в учебных заведениях, позволяют:
выявить и устранить конфликтную ситуацию, определить виновника при получении школьником травмы;
определить виновников порчи школьного имущества;
выявить и наказать тех, кто занимается кражами, вымогательством;
выявить прогульщиков, учеников, которые постоянно опаздывают на уроки;
контролировать выполнение учителями своих должностных обязанностей;
предотвратить проникновение на территорию школы посторонних лиц;
обеспечить контроль за территорией школы во время массовых мероприятий (1 сентября, выпускной, выборы и т.д.);
отследить проходящих через школьную территорию;
предотвратить выгул собак на школьной территории.

Лучия КУРАРАРУ


Бессмысленные жертвы во имя ложных идеалов

Күні: , 19 рет оқылды

Бессонные ночи, невыплаканные слезы, тупая боль в груди – это состояние стало привычным для Жазиры. Даже когда в ее жизни происходят радостные события, ко всему примешивается горечь утраты, невосполнимой и тяжелой. Ее сын Ануар погиб в Сирии, участвуя в войне, которую экстремисты называют священной войной против неверных.

Жизнь этой несчастной женщины расколота на два периода. До смерти сына Жазира считала себя самой счастливой матерью на свете, ведь сын никогда ей не перечил и относился трепетно и с любовью. После его гибели не радует ее сердце ни встреча и замужество с любимым мужчиной. Лишь трехлетний малыш, который напоминает ей любимого первенца, служит утешением.
Ануар с детства был опорой своей матери, которая рано вышла замуж и родила его в 16 лет. К сожалению, после рождения второго сына, семейная жизнь затрещала по швам и Жазира развелась с мужем. Муж ничем не помогал и в воспитании детей не участвовал. Жазире пришлось испытать все тяготы жизни матери-одиночки. Она работала акушеркой в городе, а Ануар рос у ее родителей в Сырымском районе. Был послушным мальчиком, не по годам умен и служил примером во всем своему младшему братишке.
– Ануар всегда старался уберечь меня от проблем, может, поэтому так рано повзрослел, – отметила Жазира. – Окончив 9 классов, он поступил в местный колледж, выбрал профессию юриста. Учился хорошо, в школе был активистом, занимался спортом. С детства характер у сына был несгибаемым, он участвовал во всех школьных разборках, в разрешении конфликтов. Даже старшеклассники уважали и боялись его. Я очень переживала за сына. На мои увещевания он с неизменной улыбкой отвечал: «Мама, все будет хорошо, только не переживай». Я привыкла ему доверять и полагаться на него, как на взрослого мужчину. Он в свою очередь очень уважал меня и никогда не спорил со мной. Будучи студентом первого курса, Ануар сообщил мне, что принял решение читать намаз. Его слова застали меня врасплох, но поразмыслив, я скорее даже обрадовалась. Ведь мои дедушка с бабушкой читали намаз. Помню, я просила их меня научить, но они говорили, что каждый сам к этому приходит… И я посчитала, что сын выбрал правильный путь. Подумала, что с одной стороны это хорошо: наконец-то, я избавлюсь от переживаний, ведь он частенько заступался за друзей, дрался. Решила, что чтение намаза утихомирит его характер.
Трудолюбие Ануара поражало мать. Сын вставал в 5 часов утра, ехал на рынок к оптовикам, не гнушался тяжелой работы: разгружал машины, приводил в порядок склады, сортировал овощи, помогал грузчикам. Возвращался домой и приносил ей деньги, когда она только просыпалась. Вместе позавтракав, Ануар уезжал на учебу, Жазира – на работу. Вечером, несмотря на усталость, он успевал учить лекции и ложился далеко за полночь. На радость матери Ануар и впрямь, как будто, успокоился, стал меньше проводить время с друзьями. Тяжелая работа, учеба, чтение намаза, походы в мечеть занимали весь его день. При этом он всегда находил время поговорить с матерью, рассказывал, как прошел его день, объяснял смысл хадисов. Он много читал религиозные литературы, любознательность пытливого парня не знала границ.
– Настолько был напряженный график у сына, что я переживала, как бы он не бросил все на полпути. Конечно, были страхи насчет того, правильное ли он направление веры выбрал. Ведь учителя всегда ставили на вид, что у него штаны были укорочены. Ануар на все их вопросы отвечал, что мать сама ему их укорачивает и подшивает. Они разводили руками и укоризненно качали головой, звонили мне и спрашивали меня, читаю я ли намаз. Сын же мне объяснял, что носит короткие штаны из соображений гигиены.
Предметом огорчений и переживаний для молодого мужчины было то, что как он и старался, на лице у него не вырастало ни единого волоска. Ведь все его друзья, братья по вере, ходили с бородками.
Окончив колледж, Ануар женился на девушке-мусульманке, которая окончив местный вуз, не пришла на вручение диплома. Асель была родом из Жанибекского района.
«Мама, к тебе на работу придет девушка, познакомишься, поговоришь. Если она тебе понравится, то я на ней женюсь. Все будет зависеть от твоего решения» – сказал мне сын, – вспоминает Жазира. – Пришла скромная, тихая девушка, которая на первый взгляд показалась мне рассудительной. Ну, что я могла сказать? Разве с одного раза можно вынести вердикт о человеке? Так они поженились.
Но пышной свадьбы, как это обычно принято, не было. Брак был зарегистрирован в ЗАГСе, саму церемонию бракосочетания провели в мечети при двух свидетелях.
– Хоть и не было свадьбы, я по нашим традициям хотела поехать к сватам. Но мне дали понять, что нас не примут. Оказывается, родители невестки не смогли ей простить уход в религию. Отец сказал ей, что его благословение она получит только в том случае, если снимет хиджаб. Ануар предполагал, что они не хотели с нами общаться по причине бедности, в которой они тогда жили. Мать девушки тогда работала техничкой, а отец скончался скоропостижно два года назад. Стыдно признаться, сватов я в глаза не видела, – рассказала Жазира.
Молодожены жили отдельно, снимали квартиру в течение года. Каждую неделю они приезжали навещать Жазиру, которая начала чувствовать неладное. Невестка начала облачаться в черные одеяния и закрывать лицо. Сын скрывал жену от всех, даже родной братишка ее не видел. На недовольство матери он отвечал, что примерная жена не должна показываться никому, кроме мужа и когда мимо проходит чужой мужчина, она должна опускать свой взор. А Жазире казалось, что наоборот, наряд, смахивающий на траур, привлекает больше людского внимания. Мясо матери приходилось покупать в определенном месте, так как для сына с невесткой было принципиально важно, чтобы при заклании животного читалась молитва. В доме постоянно проводились ауызашар, приходили мусульмане, друзья Ануара.
Однажды, в мае 2013 года, Ануар позвонил ей и сообщил, что он в Сирии и сказал, что находится там ради заветной цели построить мусульманское государство, где все люди жили бы по законам шариата.
Кстати, после окончания учебы Ануар не стал работать по профессии, считал, что только Аллах имеет право вершить суд над людьми. Занимался установкой пластиковых окон. По словам матери, он в жизни ни у кого не просил в долг, к чужому не притрагивался, зарабатывал на жизнь трудом, и просил ее не брать в кредит ни деньги, ни товар, считал это большим грехом.
Ануар искренне проникся ложной идеей создания исламского государства, а у матери получившей известие, что Ануар находится в Сирии, в самой горячей точке боевых действий, сердце дрогнуло в предчувствии беды. Тем временем Ануар начал присылать ей фото по ватсапу, где он на фоне коттеджа, сидит на новом мотоцикле, в окружении людей с автоматами. Он писал, что жизнь здесь просто сказка. Только мать понимала, что ничем хорошим эта сказка не закончится. Жазира плакала в трубку и просила сына одуматься, вернуться обратно. Тот успокаивал ее, говорил, что очень переживает за нее, но не может вернуться на родину, и просил мать помочь выслать беременную жену. Неожиданно через месяц в Сирии оказалась и беременная Асель. Для матери осталось загадкой, как пропустили на границе беременную женщину. 13 июля она родила в Сирии девочку.
Вещими оказались предчувствия – однажды в дом к Жазире пришел незнакомый парень и обрушил на нее черную весть о гибели сына – показал ей фото Ануара, где он лежал с простреленной головой в луже крови.
– Сын, оказывается, был убит еще в мае 2014 года. Узнала я только в июне, сначала не поверила. Но когда увидела фото, ужаснулась – это был он, моя кровиночка, – не сдержала слез Жазира. – Я сразу же побежала к Асану, другу Ануара. Он подтвердил, каялся, что не знал, как мне сообщить об этом. Обратилась в КНБ, мне дали ответ, что такого рода информация не поступала. Лишь когда мне в ватсап написала невестка, что видела собственными глазами убитого мужа, мои сомнения окончательно развеялись.
Исстрадавшаяся женщина во всем винит себя, считает, что не смогла повлиять на сына, в отличие от матери Асана, которая пригрозила покончить с собой, если он надумает уехать в Сирию вслед за Ануаром. Асан не смог переступить через мать и остался. Он так же носит бороду и читает намаз, торгует телефонами в торговом доме. При редких встречах с Жазирой смотрит на нее, как ей кажется, осуждающе.
– Я чувствую, Асан не может простить мне повторного замужества. Наверное, тем самым я как будто предала память о его друге. Второй сын был тоже против, но я все же вышла замуж и родила. Мне кажется, иначе я сошла бы с ума. Сейчас мой маленький сыночек отвлекает меня от дурных мыслей и придает мне силы. Иногда я прихожу к Асану и просто сижу возле него. И возникает ощущение, будто я пообщалась с погибшим сыном. Помню, Ануар, уже студент, захотел повидаться с отцом и, спросив предварительно моего разрешения, поехал к нему вместе с другом. Бывший муж и свекровь встретили его холодно, даже чаем не угостили, выпроводили его. «Мама, когда мы возвращались домой и я был в расстроенных чувствах, Асан сказал мне, чтобы я не переживал, отныне его отец будет и моим отцом». Услышав это, я прослезилась, вот что значит настоящая дружба.
После смерти Ануара его жена узнала, что она беременна вторым, и скоро родила сына. Еще через некоторое время, она вышла замуж за мужчину из Астаны, который прибыл в Сирию, вдохновившись видео, в котором Ануар призывает братьев по духу помочь мусульманам и участвовать в войне против неверных. Асель родила ему третьего ребенка, но, увы, и новоиспеченный супруг вскоре погиб от шальной пули.
Свекрови Асель частенько жалуется на отсутствие элементарных бытовых условий и дороговизну продуктов. Вода в Сирии очень грязная, приходится процеживать ее через вату и уголь, килограмм лука стоит 2000 тенге в перерасчете на наши деньги. Питаются они очень плохо, впроголодь, и у детей больные десны и зубы из-за отсутствия витаминов. Раз в месяц вдовам выдают паек, денег они практически не видят. Еду готовят на керосинке. Света и газа в помине нет. Асель просит Жазиру выслать ей деньги, но обе не знают, дойдут ли они до адресата. В местечке Халифат, где проживают эти несчастные женщины, произошло убийство из-за денег. Одна вдова убила другую. Жазира боится, что внуки останутся без матери в чужой стране. Вернуться невестка хотела бы, но как считает она, это уже невозможно, назад дороги нет, она уверена, что их не выпустят оттуда.
– Невестка раньше была очень молчаливой и тихой, сейчас я чувствую в ней агрессию. Но это понятно, все это выдержать нелегко. При разговоре с ней я прошу ее потерпеть немного. Мы, Совет матерей, работаем над разрешением этого вопроса. Скоро в Астане состоится круглый стол, где соберутся все матери, сыновья и невестки которых находятся в Сирии. Моя мечта – вернуть моих внуков. Пока они там, я не смогу жить полноценной жизнью. Я думаю, надо создать специальные реабилитационные центры для женщин и детей, вернувшихся из Сирии. С ними должны работать психологи. Я считаю, что мы должны бить во все колокола об этой проблеме. Регулярно выступать в школе перед детьми, рассказывать жестокую правду. Мы должны защитить наше будущее поколение от экстремистов. Ведь нет героизма, нет высоких идей. Есть просто живые мишени – наши дети, которые почитают за честь погибнуть ради ложной цели. Как их одурманивают, заманивают, я не знаю. Скорее всего, обрисовывают безбедную жизнь и дают ее вкусить на короткое время. Но у любого яда есть противоядие, поэтому мы не должны молчать, а должны бороться с этим всеми способами. Ислам, как любая религия проповедует мир и добро. А те, которые сеет смуту и посылают на смерть наших детей, не могут считаться истинными мусульманами. Я виню себя в том, что упустила момент, когда можно было повлиять на сына. Мать Асана на все пошла чтобы уберечь сына от деструктивного влияния. Пускай это были бы манипуляции – надо было поднять переполох, устроить скандал, грозиться материнским проклятием. Да все что угодно можно было сделать, лишь бы не опоздать.
Ужасает то, что в нашу группу матерей в ватсапе все больше прибывает новеньких. Это страшно. Я знаю одно, мы не должны молчать об этом во избежание новых жертв.
Прошло уже пять лет, Жазира переехала из города в район. Живет с мужем и маленьким сыном, работает акушеркой. Второй сын работает в Шымкенте. В Уральске все напоминает ей о былой счастливой жизни со старшим сыном, поэтому она старается сюда не приезжать. Рана в ее сердце так же кровоточит.
(Имена изменены по этическим
соображениям)

Шара Асылбекова


Чтобы села стали чище

Күні: , 13 рет оқылды

Вопрос утилизации твердых — бытовых отходов был обсужден на совещании в Теректинском районе.

В нем приняли участие заместитель руководителя департамента экологии ЗКО Мурат Ермеккалиев, главные специалисты департамента экологии ЗКО Николай Чаганов и Толеген Бактыгалиев, главный специалист отдела управления природных ресурсов и регулирования природопользования ЗКО Фариза Султанова, а также акимы сельских округов, руководители районных отделов.
Аким Теректинского района Адил Жоламанов отметил актуальность проблемы твердых бытовых отходов. Тем более, что имеется поручение Главы государства Н. Назарбаева о принятии мер по современной утилизации ТБО, целью которого является сокращение экологических загрязнений.
В районе есть хорошая практика привлечения малого бизнеса к сбору и утилизации ТБО – ИП «Таза ауыл».
Как известно, с будущего года в стране вводится запрет на захоронение ТБО без предварительной переработки для определенных видов. О том, что в районе внедрен раздельный сбор отходов с созданием соответствующей инфраструктуры рассказал руководитель районного отдела ЖКХ ПТ и АД Кайнар Жарылгапов. С этой целью были закуплены, по словам выступающего, в достаточном количестве контейнеры для бытовых отходов и пластиковых бутылок. В районе имеется 30 мест для бытовых свалок, из которых 22 узаконены, 8 – считаются местами стихийных свалок. 
О проделанной работе ИП «Таза ауыл» рассказал его руководитель Иван Гузь. На данный момент это предприятие охватывает своей работой три сельских округа – Подстепновский, Аксуатский, Федоровский. За время работы вывезено 185 тыс. тонн мусора с контейнеров. ИП «Таза ауыл», по словам докладчика, в состоянии охватить данной работой все округа района. И. Гузь рассказал не только о проблемах, которые имеются в повседневной работе предприятия, но и о перспективных целях. К примеру, о получении в доверительное управление полигонов ТБО, о приобретении мусороперерабатывающего завода.
О том, какие поправки внесены в Экологический кодекс по обращению с отходами, ознакомил участников совещания заместитель руководителя департамента экологии ЗКО Мурат Ермеккалиев. Он отметил, что введен запрет на захоронение на полигонах некоторых видов отходов. В частности, с 2016 г. запрещено на полигонах размещать ртутьсодержащие лампы и приборы, лом металлов, отработанные масла и жидкости, батареи, электронные отходы. С 01.01.2019 г. вступает в силу запрет на захоронение пластмассы, макулатуры, картона и отходов бумаги, стекла. С 01.01.2021 г. вступает в силу запрет на захоронение строительных и пищевых отходов. В Экологическом кодексе также предусмотрена статья по стимулированию уменьшения объемов образования ТБО, которая должна реализовываться местными исполнительными органами власти.
 Особо обратил внимание присутствующих на таких вопросах, как коммунальные отходы и узаконивание ТБО, на алгоритме работы с бесхозными, исторически сложившимися отходами и др.
Также докладчик сообщил о зафиксированных космических снимках 503 объектов стихийного размещения ТБО на территории г. Уральска и двух прилегающих к нему районов, одним из которых является наш район. Задача местных исполнительных органов власти на сегодня – как можно больше их минимизировать.
У участников совещания было немало вопросов, которые они адресовали гостям из области. Решать их еще предстоит.
Подводя итоги совещания, аким района Адил Жоламанов поблагодарил сотрудников из области за обстоятельную беседу. Отметил главную цель встречи – объединить усилия всех округов в данном направлении, широко информировать жителей района о проводимой работе, а также информировать, что при этом требуется от людей.

Нурзия СИСЕНБАЕВА

Теректинский район


Мы живем в период становления национальной идеологии

Күні: , 19 рет оқылды

Обсуждение новой статьи Главы государства Н. Назарбаева «Семь граней Великой степи» состоялось на площадке Региональной службы коммуникаций. Спикеры говорили о необходимости поднятия национального духа, самобытной культуры, возвращения к истокам жизненного уклада наших предков, насколько это возможно в современных реалиях.

В статье, которая продолжает и дополняет программу «Рухани жаңғыру» особо выделены семь граней нашей степи. В чем заключается сходство обеих статей? Первая статья состоит из двух частей, одна из них посвящена национальному самосознанию, где говорится о том, что фундаментальную основу его составляет историческое сознание нации. Новая статья также состоит из двух глав, одна из них называется «Модернизация исторического сознания». Смысл заключается в том, что без знания и досконального изучения своей истории, богатого языка и культурного наследия невозможно заложить духовно-идеологическую основу национального самосознания казахского народа.
– В последнее время Президент часто употребляет словосочетание «великая степь». Это вызывало скептическое отношение некоторых экспертов, которые считали это выражение неприемлемым для нас, так как наша страна расположена между двумя великими империями. Дескать, по сравнению с ними, мы меркнем. Казахстан по площади занимает 9 место, это второе место по территории среди государств СНГ. Уступает России, Китаю и некоторым другим странам. Но если посчитать площадь автономных республик, находящихся на территории России и Китая, то мы вполне можем претендовать на первое место, как когда-то наши великие предки кыпчаки. Недавно на торжественном собрании Елбасы еще раз подчеркнул, что казахский народ велик, и опять всколыхнулись пресловутые эксперты, которые считают, что не можем мы называться великим народом. Но нашлись те, которые смогли дать достойный ответ. Да, казахский народ по праву достоин называться великим. В годы советской власти, когда происходила насильственная депортация неугодных ей народов на нашу землю, именно казахи смогли проявить гостеприимство, дать кров, еду, человеческое тепло и сострадание представителям различных наций. В этом наша сила и величие. Благодаря политике нашего Президента за годы Независимости наблюдается рост национального самосознания нашего народа. В 1991 году в Казахстане было всего 7 млн. казахов, это всего лишь 40% от общего населения страны, в 2017 году мы достигли цифры в 12 млн. – 71%. Сейчас в соцсетях очень много статей, в которых анализируются различные исторические факты, преимущественно связанные с казахскими ханами и батырами. Это свидетельствует о возросшем интересе подрастающего поколения к нашему богатому прошлому. Если говорить об истории нашей области, то Ханская роща является уникальным местечком с богатой историей, которая берет начало с XIV века. Возможно, там происходила инаугурация нескольких ханов, это можно доказать. Может именно эта статья послужит начинанием для многих проектов и исторических исследований, – рассказал кандидат исторических наук, доцент Жанабек Жаксыгалиев.
– Я очень рад этой новой статье, так как всегда переживал за историю нашего края и считаю, что она полностью не исследована и в ней много белых пятен. В чем состоит наша ошибка как нации? То, что мы не знаем свою историю. У нас очень много кулпытасов, на которых высечены древние надписи, это исторический документ. Но почему-то этому не придается должного значения. Поэтому эта статья вышла вовремя, и я считаю, что мы живем в период становления национальной идеологии Казахстана. Было бы прекрасно, если бы слова, сказанные с высоких трибун, подтверждались делами, были разработаны программы и определены источники финансирования, были подобраны высококвалифицированные специалисты, которых, увы, не хватает. Если говорить об архиве, то нет централизованной единой электронной системы. Это сэкономило бы массу времени и денег. То есть, я не могу ознакомиться с историческими документами, которые, допустим, нашел ученый из Павлодара или Алматы. Недавно сотрудники нашего центра привезли из столицы Башкортостана Уфы архивные документы – 4 журнала по метрикам, более 10 тысяч страниц, связанных с историей Казахстана, написанных арабским алфавитом. Там много сведений о различных исторических личностях, живших и в нашем крае. Сейчас мы занимаемся переводом. Также Президент упомянул о необходимости открытия историко-археологических центров близ школ. Но нужно подготовить материальную базу, нужны хорошие специалисты, которых, к сожалению, очень мало. К примеру, предстоит большая работа по исследованию городища Жайык, но не хватает специалиста по раскопкам, это проблема, – сказал директор областного центра истории и археологии Жантас Сафуллин.
– После выхода статьи мы обсудили ее с коллегами. Отдельный пункт статьи Президента посвящен всаднической культуре. Это напрямую связано с нашим центром. Испокон веков казахи отождествляли себя со скакунами. Это благородное животное олицетворяло весь кочевой уклад нашей жизни и благородные помыслы. Добрую половину нашего фольклора занимают пословицы и поговорки, которые посвящены лошадям. И это неспроста, ведь первым животным, которое приручили казахи была именно лошадь. Дальше начали изготавливать сбруи, оружие, одежду, возник товарообмен. То есть, все пункты этой статьи неразрывно связаны между собой. Дальнейшая работа нашего центра будет заключаться в том, чтобы приобщать подрастающее поколение к искусству верховой езды, к уходу за лошадьми. Ведь это неотъемлемая часть нашей культуры. Раньше, в детстве, я помню, каждый второй мог усмирить непокорного скакуна. Испокон веков наши предки занимались этим. Сейчас наблюдается такая тенденция, что молодые люди, даже в селах, не могут обуздать и приручить молодого жеребца. Я считаю это неправильно. Надо возрождать наши традиции и развиваться в этом направлении – создавать ипподромы, проводить специальное обучение. Численность лошадей значительно упала, надо увеличивать поголовье, – отметил руководитель этнотуристического центра «Саят» Дастан Мырзагалиев.

Арайлым БЕККАЛИЕВА


Встреча с учащимися школы

Күні: , 11 рет оқылды

Сотрудники гражданской защиты Бурлинского района Западно-Казахстанской области совместно с детскими аниматорами провели с детьми беседу, целью которой являлась проверка знаний детей по пожарной безопасности и безопасности в зимний период, предупреждение пожаров от детских игр и шалостей с огнем.

Сотрудники ЧС приготовили для учащихся интересные и познавательные вопросы по основам безопасности, в процессе чего состоялись увлекательные игры с детьми. Ребятам объяснили, почему «спички — детям не игрушка», что игра с огнем очень опасна, огонь приносит много добра, но без присмотра может превратиться в жестокого врага человека, принося беды и несчастья. Поговорили о том, какие правила безопасности нужно соблюдать, чтобы предотвратить возникновение пожара, и как следует себя вести в случаи пожар. Детям также напомнили номера экстренных служб.

Также в целях предотвращения несчастных случаев в зимний период, рассказали детям, как вести себя в морозные дни, при гололеде, напомнили ребятам о том, что выходить на тонкий зимний лед очень опасно и играть возле водоемов без взрослых категорически запрещается. Затем привели примеры реальных историй, когда люди из-за собственной беспечности проваливались под лед. Во время беседы ребята повторили основные правила безопасного поведения на водных объектах, что нужно делать, если они стали свидетелями несчастного случая на льду. Также дети дружно вспомнили, какая опасность исходит от огня, как правильно вести себя во время пожара, как позвонить в «101» или «112». Как известно, что дети лучше запоминают любую информацию, если она представлена наглядно сотрудниками ЧС вручили памятки и памятные подарки.

 

Инженер ОЧС Бурлинского района

капитан гражданской защиты

А. Идалиева

 


ПРЕСС-РЕЛИЗ Обьявлен  конкурс  «Молодежная премия «Лидер года — 2018»

Күні: , 14 рет оқылды

23 ноября 2018 года «Ассоциация «Болашақ» объявила конкурса «Молодежная премия «Лидер года – 2018».

Конкурс проводится с 2008 года с целью  поддержки талантливой молодежи области, выявление и поощрение лучших молодых лидеров и специалистов, активно участвующих в реализации государственной молодежной политики в регионе, в политической и общественной жизни страны, проявившие свое профессиональное мастерство в своей отрасли. В этом году премия будет проходить по 10 основным, 2 специальным номинациям.

                   Конкурс молодежной премии «Лидер года — 2018» проводится по следующим номинациям:

  • «Лучший молодой лидер»;
  • «Лучший студент»;
  • «Лучший молодой учитель»;
  • «Лучший молодой ученый»;
  • «Лучший представитель творческой молодежи»;
  • «Лучший молодой врач»;
  • «Лучший молодой спортсмен»;
  • «Лучший молодой журналист»;
  • «Лучший молодой специалист»;*
  • «Лучший молодой бизнесмен».

Специальные номинации:

  • «За мужество и отвагу»;**
  • «Прорыв года»; (определяется решением комиссии)

 

Документы для участие в конкурсе принимаются до 7 декабря 2018 года по адресу ул.Ж.Молдагалиева 19, 108-кабинет.

Для подробной информаций: «Ассоциация «Болашақ» по ЗКО

93-35-49, 8775 252 10 02 Ахметова Гульзия

 

          *По данной номинации документы принимаются только от представителей  рабочих профессии;

            ** По данной номинации документы принимаются от представителей  Департамента внутренных дел ЗКО, Прокуратуры ЗКО, Департамента чрезвучайных ситуаций ЗКО, войнских частей.

Социальная сфера

Культура

Спорт

Программы развития



ЗКО, г.Уральск, ул. Мухита, 57/1
zhaik_presscenter@mail.ru
pri_ru@mail.ru

Главный редактор газеты: 51-31-91
Заместитель главного редактора: 54-50-22
Секретарь: 50-40-47
Корреспонденты: 24-02-78, 50-59-21
Отдел рекламы: 51-51-09
Яндекс.Метрика