Мұрағат: 25.07.2018


Не допускать нарушения прав ребенка

Күні: , 24 рет оқылды

Круглый стол по вопросам защиты и обеспечения прав несовершеннолетних состоялся в акимате. В нем приняла участие депутат Сената Парламента РК, уполномоченный по правам ребенка в РК Сауле Айтпаева.

Открывая встречу, заместитель акима области Г. Оспанкулов отметил важность обсуждаемой темы.
В Казахстане провозглашено инклюзивное образование, что означает равный доступ к образованию для всех обучающихся с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
По информации облуправления образования безбарьерные зоны, обеспечивающие доступ детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов в общеобразовательную среду, созданы в 280 общеобразовательных школах, что составляет 73,6% от их общего количества. Число общеобразовательных школ, обучающих инклюзивно детей с ограниченными возможностями в развитии составляет 237 школ или 62,3% от их общего количества. Охват детей инклюзивным образованием составляет свыше 3,8 тысяч детей или 63% от общего количества детей с особыми образовательными потребностями.
– В области проживает более 180 тыс. несовершеннолетних детей, защита их прав и интересов осуществляется 18 специалистами органов опеки и попечительства.В виду загруженности специалистов органов опеки и попечительства возникает частая смена кадров, что приводит к проблемам в области защиты прав детей. Для решения данной проблемы просим рассмотреть возможность внести на законодательном уровне на 3 000 детского населения 1 ставку специалиста органа опеки, – предложила руководитель управления образования ЗКО Шолпан Кадырова. 
В области проводится системная работа по улучшению положения детей, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В результате наблюдается снижение общего контингента детей, оставшихся без попечения родителей. По сравнению с предыдущим годом, численность детей данной категории сократилась на 40 человека или 4,2% от их общего количества. За 3 года – с 2015 года по текущий момент, число детей, оставшихся без попечения родителей, снизилось на 8,6% — с 998 до 914.
В связи с сокращением контингента учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в текущем году областной детский дом и центр адаптации несовершеннолетних реорганизованы в центр поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Такой центр по республике первым начал функционировать в нашей области.
Причины вторичного сиротства: социальная дезадаптация воспитанников детских домов; психологическая неготовность усыновителей, опекунов принять ребенка (низкий уровень подготовки); ненадлежащее выполнение усыновителями обязанностей по воспитанию детей; факты опеки с целью материальной выгоды.
– Необходимо признать, что опекуны и патронатные воспитатели часто оказываются неготовыми к сложностям воспитания ребенка, пережившего отказ биологических родителей и родственников. Как следствие того, мы имеем факты вторичного возвращения ребенка в интернатные учреждения.
В своем выступлении Сауле Айтпаева подчеркнула некоторые аспекты, на которые следует обратить пристальное внимание – это профилактика подростковой преступности и ранняя беременность школьниц, так как в этом направлении необходима скоординированная работа всех заинтересованных компетентных ведомств.

Арайлым БЕККАЛИЕВА


Учимся пользоваться latynskim алфавитом

Күні: , 42 рет оқылды

Вводные лекции по изучению латиницы и применению этих навыков на практике проводятся по инициативе сотрудников городской библиотечной системы и специалистов областного управления по развитию языков.

Реформирование казахского алфавита в связи с переходом на латинскую графику осуществляется поэтапно по всей республике. Однако интерес к нововведению у населения существует, люди все активнее самостоятельно пытаются освоить написание казахских слов посредством латинской графики. Для этих целей в городской библиотеке имени Горького был открыт кабинет латиницы, где проводятся вводные лекции. Темы таких лекций разнообразны – это и освоение правописания на латинице в целом, и использование латинского шрифта для написания казахских слов при работе на компьютерах, планшетах, смартфонах, и освоение навыков чтения на латинице. Слушатели лекций могут полностью погрузиться в рабочую атмосферу посредством наглядного материала: цитат великих людей казахской культуры, написанных с помощью латинской графики, пособий, а для лучшего усвоения материала в кабинете всегда присутствует плакат-шпаргалка, где указаны обозначения букв и звуков.
– Как только Президент объявил о переходе на латинскую графику в рамках программы «Рухани жаңғыру», мы начали свою работу с того, что приступили к поиску книг в нашем фонде, которые издавались в Казахстане с 1929 года, когда страна официально перешла на латинский алфавит. Но, к сожалению, таких книг у нас не сохранилось, и начали изучать процесс перехода на латиницу по газетам, журналам, а также самостоятельно. Когда были внесены последние поправки в казахский алфавит на основе латиницы, мы всем коллективом при поддержке управления по развитию языков сначала проводили всеобуч для наших работников, знакомились с алфавитом, историей казахского языка и казахской письменности, ее видоизменениями. Потом мы решили открыть на базе библиотеки кабинет изучения латиницы, так как, мы считаем, что нами накоплен значительный опыт по данной проблематике, – сказала директор городской библиотечной системы Гулайым Акашаева.
Кабинет был открыт 5 июля текущего года в преддверии Дня столицы, и почти сразу стал востребованным у посетителей библиотеки. Как отмечают специалисты, вводные лекции – это не конкретное изучение казахского языка на основе латиницы, так как не разработаны еще учебно-методические пособия, сейчас эта работа ведется на республиканском уровне. Две первые лекции нашли живейший отклик у общественности, к занятиям присоединились солдаты срочной службы из военной части №5517, молодежь. Наравне с молодыми латиницу осваивают и ветераны, которые, несмотря на почтенный возраст, стараются идти в ногу со временем. Данные вводные лекции доступны для всех желающих.
Занятия проходят насыщенно, интерактивно, с использованием мультимедийных средств. Это не только изучение грамматики и фонетики, ознакомление с новыми буквами и их соответствием привычным звукам казахского языка, но и краткое введение в историю языка, интересные моменты его развития, а также, что немаловажно, – использование латиницы совместно с новыми технологиями и гаджетами, которые сегодня есть у большинства людей. Последнее особенно необходимо как для работы, так и для повседневного общения, так как цифровизация затронула практически все сферы общественной жизни.
– Уже есть мобильное приложение по казахскому языку на латинице, есть казахская клавиатура с применением латинской графики, которые можно скачать в соответствующих сервисах App Store и Play Маrket. Мы подготовили небольшие тематические шпаргалки, как правильно писать на латинице, используя клавиатуру компьютера, сенсорные устройства. Наш кабинет оформлен полностью на латинице, в дальнейшем мы работу продолжим и распространим этот опыт по всей библиотечной системе. Также ждем экземпляры книг из проекта «Новое гуманитарное знание. 100 новых книг», – сказала Г. Акашаева.
Как отметила главный специалист отдела областного управления по развитию языков Света Ганиева, управлением разработан совместный план с пятью организациями, по которому ведется работа над внедрением и использованием латинской графики. Открытие кабинета латиницы и проведение вводных лекций также осуществляется в соответствие с данным планом. На сегодняшний день охват занятиями составляет свыше 50 человек.
– Изучение нового алфавита не составляет особых трудностей, – отметил слушатель лекций, военнослужащий Куаныш Сайлауов. – Последние изменения, внесенные в казахский алфавит на латинице, сделали его более адаптированным. Чему мы прежде всего учимся сегодня – это набирать текст на компьютере и сенсорных клавиатурах с использованием латинской графики.

Галина САМОЙЛОВА


Выход есть

Күні: , 24 рет оқылды

С начала года по г. Уральску было совершено семь попыток самоубийства, шесть из которых закончились смертью. Самый последний случай произошел месяц назад – 16-летняя девочка спрыгнула с крыши 9-этажного дома. Увы, спасти ее, конечно, не удалось.

Что самое ценное для человека? Уверена, что большинство скажет, что нет ничего ценнее человеческой жизни. Тогда что же побуждает людей во всем мире добровольно лишать себя этого бесценного дара? По количеству суицидов Казахстан каждый год занимает ведущее место среди стран СНГ. По официальным данным, в мире ежегодно фиксируется около 800 тысяч случаев суицида. Из них от 3,5 до 4 тысяч приходится на нашу страну. За всю историю независимого Казахстана, по официальным данным, добровольно простились со своей жизнью более 100 тысяч человек. Пик пришелся на период перестройки – 1996 год – официально зарегистрированных суицидов было в тот год 4796 случаев. Минимальная отметка была зафиксирована в 2014 году – 2957 человек. Однако в 2015 году произошел резкий всплеск — 3735 случаев суицида.
– В большинстве случаев причиной суицида у подростков становится непонимание со стороны близких, друзей, одноклассников. Оказавшись в ситуации конфликта или неблагополучия, они могут пойти на роковые поступки. Хотелось бы, чтобы взрослые помнили – дети всегда нуждаются в заботе, – говорит детский суицидолог Центра психического здоровья, управления здравоохранения ЗКО Айгерим Тайсалалиева.
По данным областного Центра психического здоровья, в ЗКО наибольшее количество завершенных суицидов отмечается среди мужчин, суицидальных попыток больше среди женщин. Средний возраст суицидентов от 18 до 55 лет. По способу превалирует повешение, порез вен, отравление медицинскими препаратами. Причинами чаще всего выступают конфликты в семье, социально-бытовая неустроенность, финансовые проблемы. По социальному статусу преобладают безработные. «Суицидальный» пик приходится, в основном, на категорию людей от 25 до 35 лет. Люди не справляются с требованиями, которые предъявляет к ним общество. Считается, что фундаментом для развития суицидального настроения является депрессия. Более чем у 70 процентов депрессивных больных обнаруживают суицидальные тенденции, а 15 процентов из них совершают самоубийства. Поэтому проблема самоубийств – это проблема депрессий. По словам специалистов, женщины реже совершают попытки суицида с фатальным исходом. Мужчины более склонны продумывать и доводить дело до конца.
Психика человека – очень тонкая материя, которая требует бережного и аккуратного отношения. Внимание к близким – решение многих проблем. Сейчас в стране делается акцент на профилактику подросткового суицида, и ее результаты позволили значительно снизить негативные показатели. По мнению экспертов, этот опыт следует переориентировать с подросткового на все суициды. Согласно государственному проекту по предупреждению и профилактике суицидов, он содержит в себе три этапа: информационный, обучающий и превентивный – выявление групп риска. Апробация данной системы в 2015 году в Кызылординской области показала положительные результаты. С 2017 года проект по превенции суицидов поэтапно стартовал в нашей области.
– В прошлом году мы провели два этапа анкетирования школьников старших классов и студентов 1 курсов колледжей. В сентябре планируем еще один этап анкетирования. В прошлом году выявили несколько молодых людей с признаками суицидального поведения, всех их наблюдаем по месту жительства. Дети с наиболее тяжелыми случаями были направлены в Центр психического здоровья ко мне на консультацию. Я осмотрела около 11 детей, которые получили квалифицированное лечение и дальнейшее наблюдение специалистов. Можно сказать, что результаты анкетирования показали свою эффективность в работе с детьми, снизилось количество фактов суицидов и попыток их совершить, – отметила Айгерим Тайсалалиева.
Сегодня ставятся вопросы о создании кризисных кабинетов для предотвращения суицидов не в психиатрических больницах, а в поликлиниках, и об усилении роли школьных психологов. Не последнюю роль здесь играет и религия, которая также оказывает моральную поддержку нуждающимся.
– Ни одна из традиционных религий не поощряет самоубийц, считая добровольный уход из жизни самым величайшим из грехов. Необходимо помогать в тяжелые моменты и всячески поддерживать отчаявшихся, утративших смысл жизни близких, знакомых, больше разговаривать с ними, уделять внимание. Ведь даже обычный разговор по душам может в корне изменить ситуацию и жизнь человека. Конечно, бывает, что к нам приходят люди и рассказывают о трудностях в жизни, мы стараемся выслушать и помочь каждому. Словом, делом, вниманием. Необходимо дать понять человеку, что выход есть всегда – только нужно приложить усилия, чтобы его найти, – советует отец Дорофей, игумен Уральской епархии.
С целью оказания экстренной психологической помощи для жителей области открыты кризисные телефонные линии, так называемые «телефоны доверия». В каждой из них определены ответственные психологи, которые принимают звонки, оказывают консультационную помощь людям, а также информируют Центр психического здоровья о принятых мерах.
– Конечно, наши советы зависят от конкретной ситуации. Главная задача – помочь человеку на другом конце провода справиться с его душевным состоянием. Уметь вывести на откровенный разговор, выслушать каждого – порой именно этого не хватает человеку, чтобы справиться с суицидальными мыслями, – говорит старший психолог областного Центра психического здоровья Оксана Чижова.
На телефон доверия может позвонить любой желающий. Психологи выслушают собеседника и обязательно помогут найти выход. В психологии описывался такой случай: в Нью-Йоркском метро в одно время люди регулярно прыгали под поезд, и никто не мог разобраться, в чем же дело. Один умный психолог посоветовал поменять табличку – и вместо вывески «Выхода нет» появилась «Выход есть». В скором времени количество суицидов резко сократилось.
Если человек по каким-либо причинам все-таки хочет лишить себя жизни, то ему нужно знать, что, по данным статистики, в окружении самоубийцы в среднем находятся около 6 человек, которые продолжают жить дальше с тяжелейшей душевной травмой. Поэтому, как бы ни била нас жизнь, в последний момент подумайте, не только о себе, но и о своих близких, и не отступайте, а боритесь с невзгодами. Нет нерешаемых проблем, есть проблемы, решение которых вы еще не нашли.

По данным ВОЗ, первое место в мире по числу суицидов занимают КНДР и Гайана (страна на северо-восточном побережье Южной Америки), следом идет Южная Корея. После Танзании и Непала Казахстан занимает десятое место в международном рейтинге — 23,8 случая на 100 тысяч населения. Если сузить коридор статистики по Казахстану до категории от 15 до 29 лет, то это уже будет не десятое, а третье место в мире.

Телефоны доверия
г. Уральск – 8 (7112) 53 74 74,  Зеленовская ЦРБ – 8 (71130) 25046, Зеленовская РБ – 8 (71131) 21222, Бурлинская ЦРБ – 8 (71133) 52652, Казталовская ЦРБ – 8 (71144) 33222, Казталовская РБ – 8 (71138) 22061, Акжаикская ЦРБ – 8 (71136) 91377, Жанибекская ЦРБ – 8 (71135) 21026, Жангалинская ЦРБ – 8 (71141) 31496, Сырымская ЦРБ – 8 (71134) 22081, Каратобинская ЦРБ – 8 (71145) 21970, Теректинская ЦРБ – 8 (71132) 23455, Теректинская РБ – 8 (71143) 92434, Таскалинская ЦРБ – 8 (71139) 20644, Чингирлауская ЦРБ –8 (71137) 50207, Бокейординская ЦРБ – 8 (71140) 40015.

Жанна БАЛЫКОВА


Певец светлой реки

Күні: , 54 рет оқылды

Имя нашего земляка, писателя Хамзы Есенжанова хорошо известно культурной и просвещенной общественности. В основном, многие узнают его по произведению «Яик – светлая река», каждая страница которого буквально пропитана духом Приуралья и вящей любовью автора к родной земле. В этом году со дня рождения известного прозаика отмечается 110 лет.

За роман «Яик – светлая река» Хамза Есенжанов был удостоен Государственной республиканской премии имени Абая в 1968 году. Но задолго до лавров славы писателю пришлось испытать на себе горе и невзгоды, отверженность врага народа, тяготы лагерного заключения. Родина Есенжанова – село Сарыомир Сырымского района, где он родился 25 декабря 1908 года. Рано потеряв родителей, маленький Хамза воспитывался в селе Джамбейта (ныне Жымпиты) у дяди Каиржана Есенжанова. Многие исследователи его творчества считают, что именно дядя – справедливый, сильный, грамотный, являвшийся авторитетом для мальчика, впоследствии стал прототипом для главного героя книги «Яик – светлая река» Хакима Жунусова.
Первые стихи и рассказы Хамзы Есенжанов опубликовал в периодической печати в тридцатые годы. Публикуются рассказы на сельские темы, стихи, фельетоны. На страницах журнала «Әдебиет майданы» вышли рассказы «Өлеңтінің жағасында», «Қызыл құмақ», «Күшке-құш». В те же годы он принимает участие в подготовке хрестоматии для учащихся средних школ, переводит на казахский язык роман И.С. Тургенева «Рудин», роман И. Шухова «Ненависть».  Хамза Ихсанович принимал участие в переводе романа М. Шолохова «Тихий Дон». В студенческие годы, года Х. Есенжанов учился на филологическом факультете первого в Казахстане педагогического института (1929-1933 годы), он сблизился с писателями Бейимбетом Майлиным, Ильясом Жансугуровым. К сожалению, тяжелая судьба творческой и передовой казахской интеллигенции, попавшей между молотом и наковальней тоталитарно-репрессивной системы, не обошла и Хамзу Есенжанова. В 1938 году писатель был осужден по печально известной 58-й статье, объявлен врагом народа и приговорен к 25 годам лагерей и ссылок. Семнадцать лет он провел в лагерях Семипалатинска, Томска, Новосибирска, после чего его определили на вечное поселение в Красноярский край. Даже находясь за колючей проволокой, Хамза Есенжанов  не бросил писать,  хотя условий для творчества практически не было.
– Хамза Есенжанов около семнадцати лет провел в лагерях, но даже в этих нечеловеческих условиях продолжал работать над трилогией «Яик – светлая река». Каждый миг работы над ней мог стоить Есенжанову жизни, он писал на маленьких листочках, которые потом прятал в подушку, использовал арабскую вязь, чтобы надзиратели не смогли понять, – рассказала о жизни писателя в заключении директор областной библиотеки для детей и юношества имени Х. Есенжанова Звайда Утешева. – Страницы о родной земле, написанные в лагере – свидетельство гражданского мужества писателя. Быть может, именно эта горячая любовь к малой родине и помогла Хамзе Есенжанову пережить тяготы лагерного режима. Читая роман «Яик – светлая река» понимаешь, что каждая его страница проникнута таким тонким знанием родного края, что по ней дети могут изучать флору и фауну Шалкара, на берегах которого вырос Х. Есенжанов, а также историю Уральска.
Действительно, с самого начала романа читатель встречает знакомые топонимы, описания улочек и старинных зданий города, так милых сердцам уральцев. Анката, Булдырты, Уленты, Бударино, Рубежинское, имена политических деятелей Абдрахмана Айтиева, Жаханши Досмухамедова, фамилии крупных уральских промышленников Овчинникова, Акчурина, Макарова, Кубжасарова, даже название газеты «Уральский вестник» помогают образно и ярко воспроизвести для читателя события тех дней, происходившие у нас в области. Через призму мироощущения главного героя – Хакима – показано становление в Западном Казахстане советской идеологии, а также борьба простого народа за мирную и спокойную жизнь среди политических интриг и дележа власти. Немало теплых строк в романе Хамза Есенжанов посвятил озеру Шалкар, на берегах которого расположилось его родное село Сарыомир. «…Пошла молва, что в озере развелось столько рыбы, что не умещается. Оно и верно так было: прорубит кто прорубь, и не сетью, а прямо черпаком выгребает ее оттуда». Причем эти эпитеты присутствуют в тексте вовсе не ради красного словца или художественного вымысла. По заверениям краеведов, Шалкар действительно издавна славился своим рыболовецким промыслом из-за отмелей, укрытых камышом, которые представляют собой идеальные нерестилища. А небольшая глубина озера позволяет малькам расти в хороших условиях и хорошо прогретой воде.
У романа «Яик – светлая река» есть и продолжение. В 1959 году вышла вторая книга трилогии, а в 1965 году это произведение было завершено последней, третьей книгой «Крутое время». В 1963 году вышел роман «Много лет спустя», являющийся логическим продолжением трилогии «Яик – светлая река». В своих произведениях «Яик – светлая река», «Братья Жунусовы», «Много лет спустя» автор талантливо и правдиво создал  панораму гражданской войны.
Хамза Есенжанов был реабилитирован в 1956 году. Все тяготы лагерей делила с ним его жена Софья Жакияевна, которая повторила подвиг жен декабристов, отправившись за мужем по этапу. В это трудное время у семьи Есенжановых родился сын Алихан. Первенец Эмиль, рожденный в 1937 году и названный в честь французского писателя Эмиля Золя, в 1943 году скончался.
После реабилитации Хамза Есенжанов вернулся к творчеству, получил всесоюзную известность не только как писатель, но и как драматург, педагог. Он занимался переводами классиков зарубежной литературы, так как, помимо казахского и русского, владел французским, арабским языками. За весомый вклад в развитие казахской литературы Х. Есенжанов был награжден орденами Трудового Красного Знамени и «Знак Почета».
Уральцы с большим почтением относятся к памяти Хамзы Есенжанова. К 100-летию со дня рождения писателя краеведами-этнузиастами Сайлау и Даметкен Сулейменовыми была издана книга «Ақжайық аңсаған азамат», в нее вошли ранее не опубликованные произведения автора, стихи 30-50-х годов, а также три пьесы.

Галина САМОЙЛОВА

Социальная сфера

Культура

Спорт

Программы развития



ЗКО, г.Уральск, ул. Мухита, 57/1
zhaik_presscenter@mail.ru
pri_ru@mail.ru

Главный редактор газеты: 51-31-91
Заместитель главного редактора: 54-50-22
Секретарь: 50-40-47
Корреспонденты: 24-02-78, 50-59-21
Отдел рекламы: 51-51-09
Яндекс.Метрика