Мұрағат: 06.12.2017


Масштабная индустриализация страны

Күні: , 583 рет оқылды

Вчера в г. Астане Глава государства Нурсултан Назарбаев принял участие в презентации проектов Карты индустриализации и церемонии награждения победителей премий «Парыз» и «Алтын сапа».

В рамках телемоста состоялось 11 прямых включений из всех регионов страны, в ходе которых Президенту Казахстана были показаны наиболее значимые объекты Карты индустриализации.
– Ежегодный ввод в действие наиболее значимых проектов индустриализации стал хорошей традицией. Сегодня мы осуществили запуск 25 проектов в сферах металлургии, промышленности, строительных материалов, машиностроения, транспорта и логистики, – сказал Глава государства.
В своем выступлении Нурсултан Назарбаев отметил верность взятого курса на масштабную индустриализацию страны, полностью отвечающего вызовам времени.
– По всей стране за годы индустриализации было введено более одной тысячи новых производств, создано свыше 100 тысяч постоянных рабочих мест. Сегодня мы запустили проект ТОО «Giessenhaus» по производству легированного алюминия, а в перспективе, автомобильных дисков. К сотрудничеству привлекаются известные транснациональные компании, такие как POSKO, «Евразхолдинг», Tenaris, «Полиметалл», являющиеся признанными лидерами в своих сегментах, – сказал Президент Казахстана.
Особое внимание Глава государства акцентировал на вопросах развития производственной кооперации и сотрудничества в сфере автомобилестроения, в частности, отметил начало процесса сборки электромобилей на мощностях казахстанских автозаводов.
– Сегодня в Казахстане собирают различные модели автотранспортных средств 18-ти известных брендов. Мы стали экспортировать их в Китай, Россию, Таджикистан, Узбекистан и другие страны, – сказал Нурсултан Назарбаев.
Президент Казахстана отдельно остановился на увеличении объема производства в несырьевом секторе и подчеркнул его значимость для нужд экономики страны.
– В химической промышленности транснациональная компания «Еврохим» начала строительство завода по выпуску сложных удобрений. На 14-ти фармацевтических предприятиях внедрили международные стандарты ДжиЭмПи. Сегодня был дан старт еще одному проекту, который АО «Химфарм» реализует совместно с крупной фармацевтической компанией «Польфарма». В строительной отрасли по базовым стройматериалам была преодолена импортозависимость. Реализовано свыше 180 проектов, в том числе с участием таких иностранных компаний, как Heidelberg, KNAUF, Basf, Sika и другие, – сказал Глава государства.
Кроме того, Нурсултан Назарбаев отметил важное значение инфраструктурного развития в контексте диверсификации экономики и рассказал присутствующим о запуске в рамках программы «Нұрлы жол» мультимодульного Евразийского транспортного коридора и завершении строительства международного транзитного коридора «Западная Европа – Западный Китай»
– За эти годы построено 2 тысячи километров железнодорожных линий, 5 тысяч километров автомобильных дорог. Реконструированы морские и воздушные гавани. В порту Курык введены в эксплуатацию железнодорожный и автомобильный паромные комплексы. В результате реализации проектов СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» и морского порта Ляньюньган объем транзитных контейнерных перевозок через Казахстан в направлении Азия-Европа ежегодно удваивается. Это позволит к 2020 году повысить доходы страны от транзита до 5 миллиардов долларов, – сказал Президент Казахстана.
Глава государства, отмечая успешность проведения международной специализированной выставки «ЭКСПО-2017», поручил Правительству выстроить системную работу по практическому внедрению и использованию научных изобретений в области альтернативных и возобновляемых источников энергии, продемонстрированных на выставке.
Вместе с тем, Глава государства указал на необходимость внедрения в рамках госпрограммы «Цифровой Казахстан» технологий Индустрии 4.0., а также усиления сотрудничества в данной сфере с индустриально развитыми государствами ЕАЭС. Кроме того, Президент Казахстана обратил внимание на важность подготовки специалистов с современными навыками в сфере цифровых технологий.

Вчера в Астане в рамках Дня индустриализации с участием Президента РК Нурсултана Назарбаева состоялась церемония награждения победителей конкурсов на соискание премии Президента РК «Алтын сапа», республиканского конкурса-выставки «Лучший товар Казахстана», а также конкурса по социальной ответственности бизнеса «Парыз-2017».

Напомним, конкурс на соискание премии Президента Республики Казахстан «Алтын сапа» является ключевым событием года. Премия «Алтын сапа» на протяжении 12-ти лет присуждается за достижение значительных результатов в области качества продукции или услуг, обеспечения их безопасности, а также за внедрение организацией высокоэффективных методов управления качеством.
Организатором конкурса на соискание премии Президента РК «Алтын сапа» и республиканского конкурса-выставки «Лучший товар Казахстана» с 2015 года является Национальная палата предпринимателей РК «Атамекен». В этом году на премию «Алтын Сапа» претендовала 101 компания. В конкурсе «Лучший товар Казахстана» приняли участие 144 предприятия – победители региональных этапов.
Сегодня же в рамках ежегодной торжественной церемонии награждения лауреатов Премии Президента РК «Алтын сапа» и республиканского конкурса-выставки «Лучший товар Казахстана» состоялось вручение специальной премии «Іскер», учрежденной Национальной палатой предпринимателей РК «Атамекен» в 2015 году. Ее удостоились предприятия, которые постоянно стремятся совершенствовать свой товар и улучшают его качество.
В числе обладателей специальной премии НПП РК «Атамекен» – ТОО «Уральская торгово-промышленная компания».
По итогам конкурса-выставки «Лучший товар Казахстана» в номинации «Лучшие продовольственные товары» дипломом III степени наградили предприятие нашей области – ТОО «Нуржанар».
Отметим также, что в этот же день с участием Главы государства был осуществлен запуск индустриальных, инновационных и инфраструктурных проектов в рамках Дня индустриализации. В ходе общенационального телемоста Президент РК Нурсултан Назарбаев вручил гран-при конкурса по социальной ответственности бизнеса «Парыз».
Евразийская Группа (ERG) признана самой социально ответственной компанией года в национальном конкурсе «Парыз». Высокую награду Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев вручил председателю Совета директоров Eurasian Resources Group Александру Машкевичу.
В номинации «За вклад в экологию» награду получило ТОО «Белес Агро».

В ЗКО запущена новая птицефабрика

Вчера состоялся общенациональный телемост «Новая индустриализация страны: Прыжок казахстанского барса» с участием Президента страны Н. Назарбаева. В рамках телемоста в режиме онлайн по всей стране были запущены новые агропромышленные, индустриально-инновационные и другие проекты. Среди введенных в эксплуатацию объектов был и проект ТОО «Жайык Агро LTD» – птицефабрика, мощностью 7 тысяч тонн мяса бройлеров.

Проектная стоимость объекта составляет 4 млрд. 200 млн. тенге. Благодаря запуску этого агропромышленного объекта открыто 150 новых рабочих мест. Птицефабрика будет обеспечивать внутренний рынок экологически чистым, качественным сельскохозяйственным продуктом, что позволит значительно снизить импорт данной продукции и в перспективе наладить экспорт в страны СНГ. В дальнейшем планируется запуск комбикормового завода, который позволит значительно снизить затраты на корм.
Предприятие специализируется на производстве мяса бройлеров в виде целых тушек и ее частей, также бройлерного яйца с целью организации собственного инкубаторного производства молодняка птицы при наличии родительского стада. Главной особенностью птицефабрики является реализация полного технологического цикла, а это в свою очередь означает, что проект не носит сезонный характер.
Стоит отметить, что данный проект включен в Карту индустриализации. По словам акима области А. Кульгинова, в 2017 году планируется ввод в эксплуатацию 10 таких проектов стоимостью 8,2 млрд. тенге, благодаря чему откроются 550 постоянных рабочих мест.
– По поручению Главы государства Н. Назарбаева мы увеличиваем экспортоориентированное производство. Так, 6 из 10 проектов будут ориентированы на экспорт своей продукции. Большое внимание уделяется переработке сельскохозяйственной продукции. Сегодня в рамках телемоста мы открываем одно из таких предприятий. Если потребность нашего населения в мясе птицы составляет 10 тысяч тонн в год, то это предприятие будет производить до 7 тысяч тонн, –
сказал А. Кульгинов.
По его словам, объем экспорта за 8 месяцев текущего года вырос на 10%. – Но это не предел, – подчеркнул аким области. По итогам прошлого года общий объем товарооборота региона с другими странами составил 4 млрд. долларов США, из них 500 млн. долларов США со странами ЕвразЭС.

Айнагуль САКПУСУНОВА


Определяя духовное возрождение нации

Күні: , 209 рет оқылды

Этот год для Казахстана ознаменован началом реализации Третьей модернизации страны, направленной на достижение глобальной конкурентоспособности. Главная цель – вхождение в число 30 передовых стран мира. Глава государства подчеркивает: успех и политической, и экономической модернизации зависит в первую очередь от уровня общественного сознания, где приоритетом является духовность. Поэтому духовное возрождение на сегодня – самая актуальная задача.

В программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» отражены мысли Главы государства Н. Назарбаева о том, как казахстанскому обществу сделать шаг в будущее, которое представляется таким изменчивым и непростым в силу ускорения всех технологических процессов и роста конкурентоспособности экономик мира. Поэтому начатые в стране масштабные преобразования должны сопровождаться опережающей модернизацией общественного сознания. На сегодняшний день проделана огромная работа. Казахстан – это состоявшееся государство. Но, как отмечает Президент, пришло время приступить к более масштабной и фундаментальной работе, которая позволит изменить общественное сознание, чтобы стать единой нацией сильных и ответственных людей.
Казахстан осуществил Первую модернизацию, создав новое независимое государство. Затем, приняв Стратегию – 2030 и построив Астану, Казахстан вошел в число 50 развитых стран – это результаты Второй модернизации. С нынешнего года Казахстан приступил к реализации Третьей модернизации страны, главная цель которой – вхождение в число 30 конкурентоспособных стран мира на базе выполнения Плана нации.
Елбасы в своей статье определяет: успех и политической, и экономической модернизации зависит в первую очередь от уровня общественного сознания, где приоритетом является духовность. Поэтому духовное возрождение на сегодня – самая актуальная задача.
Первое условие модернизации нового типа – сохранение своей культуры, собственного национального кода. Без этого модернизация превратится в пустой звук. И здесь Президент выделяет несколько направлений модернизации сознания как общества в целом, так и каждого казахстанца.
Прежде всего, это конкурентоспособность, когда важно сконцентрироваться и адаптироваться к новым реалиям и условиям, взяв лучшее из того, что несет в себе новая эпоха. В числе безусловных предпосылок этого выступают такие факторы, как компьютерная грамотность, знание иностранных языков и культурная открытость. Поэтому, как отмечает Президент, и программа «Цифровой Казахстан», и программа трехъязычия, и программа культурного и конфессионального согласия – часть подготовки нации к жизни в ХХІ веке. По каждому из этих направлений в регионе проводится масштабная работа.
Модернизация невозможна без изменения привычек и стереотипов, при этом выделяя важное направление – прагматизм. Как отмечает наш Президент, «Умение жить рационально, с акцентом на достижение реальных целей – это и есть прагматизм в поведении. И это единственно успешная модель в современном мире». При этом важно сохранить национальную идентичность, составляющими которой являются традиции и обычаи, язык, музыка, литература.
Президент Н. Назарбаев говорит об открытости сознания, которая выражается, по крайней мере, в трех основных аспектах. Это понимание того, что творится в большом мире, вокруг твоей страны и что происходит в твоей части планеты. А еще это готовность к переменам, которые несет новый технологический уклад.
В своей программной статье Глава государства Нурсултан Назарбаев представляет точную повестку дня на ближайшие годы, которая представляет собой своего рода план действий. Глава государства перечисляет шесть конкретных проектов, которые можно развернуть в обозримом будущем.
В первую очередь – это переход казахского языка на латиницу. Президент отмечает, что переход на латиницу имеет, с одной стороны, свою глубокую историческую логику, а с другой стороны – отражает специфику современного этапа развития Казахстана, особенности современной технологической среды и коммуникаций в современном мире, имеющие огромное значение для научно-образовательного процесса в XXI веке.
Программа «Туған жер» призвана соединить рациональное и эмоциональное отношение к Родине. Патриотизм, выраженный в любви к родной земле, ее культуре, обычаям и традициям выступает основой культурногенетического кода. Сама программа предполагает системный подход по трем ключевым направлениям: первое направление – краеведческая работа; второе направление – инфраструктурная поддержка территорий с помощью успешных представителей и выходцев из сельских локаций (бизнесменов, чиновников, молодежи и т.д.); третье направление – совместная работа местных властей, поиск оптимальных форм поддержки и механизмов спонсорской помощи.
В связи с этим следует отметить патриотический настрой западноказахстанских предпринимателей, активно проявляющих себя в социальной ответственности бизнеса перед земляками. Представителями бизнеса в нашей области в этом году бескорыстно оказывается помощь в решении многих важнейших социальных вопросов на общую сумму более 1 млрд. 600 миллионов тенге, из них уже освоено в виде построенных различных социальных объектов, проектов жизнеобеспечения населения сел и города на 1 млрд. тенге.
Сегодня наша область занимает ведущую позицию по развитию детского туризма. Перед нами стоят задачи поднять на качественно новый уровень внутренний и въездной туризм. Прорабатываются вопросы строительства инфраструктурных объектов для отрасли с привлечением отечественных и зарубежных инвестиций, строятся дороги, благоустраиваются города и села. Все это должно способствовать развитию в регионе туристического кластера.
Этому в определенной мере содействует и проект «Сакральная география Казахстана», сконцентрированный на духовных святынях нашей страны, несущих в себе общенациональный характер. Историкокультурный ландшафт страны имеет огромный резерв и возможности, способные раскрыть туристический потенциал Казахстана.
Продолжается работа по формированию карты сакральных объектов Казахстана, которую планируется завершить до конца текущего года. По Западно-Казахстанской области в ее войдут шесть объектов. Это Бокейординский историко-музейный комплекс, городище Жайык, Комплекс курганов Таксай, Жымпиты, как столица Западной Алаш Орды, могила Жумагазы хазирет и могила Гумара Караша.
Буквально на днях завершена работа по проекту «100 новых лиц Казахстана». В чем его значимость? Как отметил Президент в своей статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», часто за рядом цифр и фактов не видно живых человеческих судеб. Разных, ярких, драматичных и счастливых. Все наши достижения не «выросли на грядке», не появились сами собой. За всем этим стоит колоссальный физический и интеллектуальный труд граждан страны. История каждого успеха Казахстана – это, прежде всего, история успеха каждого отдельного человека. Историю делают люди. История – это не учебник с буквами, а жизни людей». Проект «100 новых лиц Казахстана» ориентирован, прежде всего, на личности нового поколения. В основном, это казахстанцы, достигшие успеха и признания уже в период Независимости. Этот проект должен показать молодым казахстанцам, подрастающему поколению, как их целеустремленные соотечественники более старшего возраста добивались профессионального успеха. В каждом регионе Казахстана есть свои успешные люди, чьи истории жизни могут стать стимулом к повышению уверенности в своих силах и мотивацией к активной деятельности. Истории успехов 305 западноказахстанцев были отправлены в Астану. Среди победителей проекта наши земляки ученый Аксерик Айтимов, пианистка Саида Калыкова и медсестра Елена Шушлебина.
Они – яркий пример того, что конкурентоспособность и процветание страны, духовная модернизация общественного сознания зависят от каждого из нас.
Этой идеей должен проникнуться каждый казахстанец.
В рамках программы «Рухани жаңғыру», инициированной Главой государства, в области реализуются 20 проектов и 113 подпроектов, проходят сотни мероприятий. Эта масштабная работа будет продолжена и, я уверен, даст конкретные результаты.

Алтай Кульгинов,
аким Западно-Казахстанской области


Создатели казахской автономии

Күні: , 213 рет оқылды

В условиях гражданской войны и непрекращающейся конфронтации между белыми и красными вооруженными формированиями грандиозной заслугой деятелей «Алаша» стало то, что им удалось сформировать предпосылки для создания казахской автономии в условиях Советской власти.

Об этом говорили ученые Казахстана, России, Узбекистана и Японии в рамках международной научной конференции «От идеи Алаш к независимости и национальной консолидации Казахстана» и на заседании в ЗКАТУ имени Жангир хана, проходившем в Уральске 20 октября, а также во время круглого стола «Актуальные проблемы евразийского сотрудничества», состоявшегося в Оренбурге, РФ, 21 октября 2017 года.
Организатором этих мероприятий, посвященных 100-летию движения Алаш, стал Западно-Казахстанский областной центр истории и археологии. Активное участие в подготовке отдельных мероприятий приняли Институт степи Уральского отделения РАН (Оренбург, РФ), НИИ истории и этнографии Южного Урала Оренбургского государственного университета и Западно-Казахстанский аграрно-технический университет. По словам руководителя центра истории и археологии, профессора Мурата Сдыкова, в обсуждениях приняли участие ученые и специалисты из Казахстана, России, Узбекистана и Японии. Также были затронуты темы голода 20-х годов, дана оценка Февральской и Октябрьской революций, так как за 25 лет у казахстанских и российских ученых появились немного разные взгляды на эти события.
– Оценивать историю можно с разных точек зрения, но дискутировать нужно в одной плоскости и глядя в одну сторону. Поэтому мы ищем соприкосновение наших позиций и выстраиваем новую концепцию взаимопонимания, это очень важно для нашей истории и духовной модернизации, – подчеркнул М. Сдыков.
По мнению авторитетного ученого, главной идеей алашординцев было не полное отделение, а создание казахской автономии. И именно вокруг этого тезиса развернулась самая острая дискуссия в самом движении Алаш.
– Согласно данным исследований, лидеры «Алаш Орды» не преследовали цель создать первое независимое государство и отделиться. Они хорошо понимали, что в условиях той реальности у данного замысла не было шансов, и ставили вопрос об автономии, а не о полном отделении. Да, они искали союзников и среди белых, и среди красных. Жаханша Досмухамедов и Алихан Букейханов лично встречались и с Лениным, и со Сталиным, обращались и к большевикам, и к Колчаку, и к белоказакам. Это говорит о том, что они искали толерантности и сотрудничества, так как в условиях масштабной Гражданской войны, охватившей всю страну, у них не было таких сил, чтобы противопоставлять себя всем. И главной задачей было создать автономию и отстоять ее. Да, они провозглашали идеи свободы, но задачу полного отделения не ставили. В ужасающих исторических условиях они сделали невозможное – отстояли территорию. И потом, уже в советское время, создание Казахской АССР – это результат деятельности движения «Алаш» по пропаганде и защите казахского народа и казахской культуры. Деятели «Алаша» смогли консолидировать народ и убедить большевистское руководство именно в таком подходе. В то время даже само название нашего народа писалось неправильно – киргизы. В 1924 году Сакен Сейфуллин выступил с предложением восстановить историческое название и вернуть этноним «казах». Основу этих требований сформулировали именно деятели «Алаш», благодаря которым мы смогли отстоять и название нашего народа, и автономию, и сохранить большую территорию. В этом грандиозная историческая заслуга алашординцев, по моему мнению, – отметил Мурат Наурызгалиевич.
Эту же точку зрения высказал и доктор философии, профессор центра славянско-евразийских исследований Университета Хоккайдо (г. Саппоро, Япония) Томохико Уяма. Как он отметил в своем выступлении, казахские лидеры ясно поставили цель добиться автономии позднее, чем лидеры многих других народов, и воздержались официально объявить автономию даже тогда, когда фактически создали автономное правительство в лице «Алаш Орды».
– Одной из причин такой осторожности, особенно до весны 1917 года, было влияние кадетов, которые отрицательно относились к национально-территориальной автономии, но более важными факторами были трезвая оценка казахских лидеров о своей силе и объективное положение казахских областей, в частности, присутствие многочисленного неказахского населения. Они не успели развить идею автономии так четко, как, например, азербайджанцы, но решительно и искусно реагировали на изменения ситуации после Октябрьской революции и развивали автономию на практике. Практичность алашординцев позже позволила им перейти на сторону Советской власти и отстаивать интересы казахского народа, – сказал доктор Уяма.
Томохико Уяма давно разрабатывает тему общественно-политических движений Казахстана начала ХХ века, в которой лидирующее положение занимает история «Алаш Орды». Впервые профессор побывал в Западно-Казахстанской области в 2007 году, где в ходе частной поездки осмотрел село Жымпиты, где действовало Западное крыло «Алаш», и Букеевскую Орду. В 2011 году он участвовал в конференции в Уральске, посвященной 150-летию депутата первой Государственной думы Бахытжана Каратаева, где представил свою монографию по проблематике конференции. Томохико Уяма, помимо родного японского, говорит на английском, русском, бытовом казахском языках. На английском языке у него вышла книга «Азиатская Россия», где, в том числе, освещается тема «Алаша».
Весьма интересные факты в ходе круглого стола представил в своем докладе главный научный сотрудник Института российской истории РАН, профессор Российского государственного гуманитарного университета Василий Христофоров (г. Москва), который для изучения темы «Алаша» работал с архивами ФСБ. По словам специалистов, долгое время документы по истории Алаша находились под грифом «секретно», сейчас они постепенно открываются для широкого круга исследователей, но не все. Поэтому в истории «Алаша» еще очень много неизученного материла, которому только предстоит увидеть свет. В. Христофоров рассказал о репрессиях, которым подверглись лидеры движения Алаш, и их реабилитация началась только после смерти Сталина.
– В 1954–1957 годах были реабилитированы осужденные за участие в «контрреволюционных действиях» Ходжанов, Нурмаков, Рыскулов. В 1989 г. был реабилитирован А. Букейханов. В его и ему подобных делах не имелось объективных данных, свидетельствовавших как о наличии в Казахстане и в Москве «террористического центра», так и о контрреволюционной и националистической деятельности алашординцев после 1920 г. В соответствии с решением Президиума ВЦИК от 3 июня 1920 г. бывшие члены правительства «Алаш Орды» были допущены к работе в советских органах и их преследование за прошлую деятельность не допускалось, – отметил Василий Христофоров. – Ситуация с арестами деятелей движения «Алаш» в конце 1920-х
– начале 1930-х годов демонстрирует процесс противостояния политических элит в республике: когда не московские, а местные руководители органов госбезопасности настаивали на более жестких репрессивных мерах, в то время как Москва долгое время не решалась «покуситься» на свободу основных лидеров движения.
Ученые подтверждают, что идеи пантюркизма и панисламизма не завладели алашординцами, а значит, выдвинутые им обвинения в 30-е годы были весьма далеки от реальности. По словам профессора, доктора исторических наук Юлии Гусевой, умышленная, обоснованная остротой политического момента, попытка обрисовать данное движение на разных этапах развития советского востоковедения как сугубо националистическое или же, напротив, «пантюркистское», приписать ему иные, далекие от реального положения вещей, сущности, с опорой на ограниченный комплекс материалов, отнюдь не способствовали академической оценке явления. Подобный методологический подход и в настоящее время может уводить исследователей и широкую общественность в сторону от объективации исторических оценок деятельности движения и его лидеров.
Говоря об истории Алаша и создании автономии, исследователи, как правило, не выделяют роль Западного крыла, действовавшего в нашей области в селе Жымпиты. Вместе с тем значение Западного объединения переоценить сложно – именно здесь был сформирован Уильский вилайет, который возглавил Жаханша Досмухамедов.
– Одна из причин, по которой было создано Западное крыло, – слабость централизованного руководства, – отметил М. Сдыков. – Необходимо было сохранить автономию. Уильский вилайет – это ведь даже не вся территория Западного отделения Алаш и не вся территория Младшего жуза. Полностью проект государственной автономии Алаш не был реализован, не были расписаны организационные функции, кто за что отвечает, какое министерство и т.д. Идейно Алаш была сильна, но организационно нет. Почему было создано Западное и Восточное отделение Алаша? Потому что именно на западе и на востоке были территории, где шли самые ожесточенные сражения гражданской войны. Хотели столицу Алаш перенести в Семипалатинск, но этого не получилось из-за отсутствия организованности. Но можно ли обвинять в этом Алаш?
Создание Западного отделения – это необходимая мера, призванная защитить хотя бы формирование образа государственности. Уильский вилайет – это территория, которой алашевцы смогли руководить. В тех исторических условиях не было возможности сразу создать независимое государство Алаш. Это ни в коем случае не умаляет заслуг алашординцев, это наоборот говорит о том, что лидеры движения имели реальный взгляд на вещи. Фактически тогда Казахстан был разделен на три части: Запад, Восток и Туркестанскую республику, куда вошли Сырдарьинская и Семиреченская области. И в условиях гражданской войны алашевцы искали наиболее оптимальные рычаги управления государством, поэтому создание Западного отделения наиболее всего отвечало объективной реальности, – подытожил Мурат Сдыков.
Об этом же говорит и исследование ведущего научного сотрудника ИРИ РАН (г. Москва) Дины Аманжоловой, в котором отмечено, что Алашская автономия стремилась всячески продемонстрировать самостоятельность, отстоять свою правосубъектность и равноправные отношения с областниками, апеллируя к будущей общероссийской власти. К тому же следует подчеркнуть, что в отличие от областников, явно принявших политический крен вправо, Алихан Букейханов рассматривал взаимоотношения с ними в широком контексте евразийского сотрудничества Казахстана, Башкирии, Туркестана и Сибири как будущих субъектов Российской демократической федерации. Конфликты между
Алаш Ордой и Сибирским правительством с его представителями на местах, имеющие локальный или даже микроскопический характер в масштабах России, объективно отражали никуда не исчезнувшую потребность в административной централизации и унификации крупных регионов, их экономической и коммуникационной интеграции. С другой стороны, столь же отчетливо отражались противоречия в разделении компетенций и полномочий, нуждающиеся в тонкой настройке для обеспечения устойчивости территориальной и политической организации полиэтничного государства, а также плюрализм реальных способов функционирования территорий и их активистов в рамках государства, которое восстанавливало свою целостность.
В России не так много специалистов, изучающих историю движения «Алаш», идеи, путь алашординцев. Среди них крупные ученые: доцент Оренбургского государственного университета Татьяна Тугай, директор НИИ истории и этнографии Южного Урала, профессор Веналий Амелин. Примечательно, что в конференции принял участие Владимир Рыскулов, потомок видного казахского государственного деятеля Турара Рыскулова. Для него изучение «Алаш Орды» началось с биографии его знаменитого деда, и позже возник интерес исследовать всех алашординцев, репрессированных в то время.
Татьяна Тугай, работая над этой темой, нашла в российских архивах «Марш Алаша», который ранее нигде не издавался.
Ученые пришли к выводу, что лидеры «Алаш Орды» придерживались идеи сотрудничества тюркских народов России и Востока, за что их обвинили в национализме. В результате переговоров с Советами они приняли предложенную большевиками идею советской автономии. К алашевцам была применена политическая амнистия и восстановлен гражданский мир. Однако в дальнейшем их подвергли репрессиям и полному разгрому. Несмотря на это, история и деятельность Алаш Орды остается одной из самых ярких страниц в истории Казахстана. Она символизирует уровень гражданской зрелости казахского общества и возросший потенциал казахской политической элиты, способной в начале ХХ века решать судьбоносные вопросы будущего развития в условиях острого социального противостояния. По словам Мурата Сдыкова, по итогам конференции планируется выпустить сборник научных статей. Также в рамках программы «Рухани жаңғыру» будет подготовлен сборник документов, посвященных истории Алаша, куда войдут ранее неопубликованные архивные документы.

Галина САМОЙЛОВА


Алашская автономия и Россия 

Күні: , 247 рет оқылды

Как известно, оформление партии «Алаш» произошло на первом общекиргизском (т.е. общеказахском) съезде в Оренбурге с 21 по 28 июля 1917 г. В опубликованном 21 ноября 1917 г. проекте программы партии «Алаш», в первом его параграфе указывалось: «Россия должна стать демократической федеративной республикой. Каждое отдельное государство в федеративной республике автономно и управляется самостоятельно. Во главе правительства стоит Учредительное собрание… Президент избирается Учредительным собранием и Государственной думой на известный срок… Президент управляет через Совет министров, ответственен перед Учредительным собранием и Государственной думой. Законодательная власть сосредоточена в руках только Государственной думы, которой принадлежит право контроля над правительством. Правом выборов пользуются все, без различия происхождения, вероисповедания и пола. Выборы депутатов производятся прямым, равным и тайным голосованием… Автономия киргиз-кайсаков слагается из областей и входит в Российскую Федерацию наравне с другими народностями. В Российской Федерации существует равноправие, неприкосновенность личности и свобода слова, печати и союзов. Религия должна быть отделена от государства. Все должны быть свободны и равны. Все народы перед судом равноправны, причем если рассмотрение дела происходит в местности с киргизским составом населения, то оно должно быть на киргизском языке».
Участники съезда высказались в поддержку политики Временного правительства, за упразднение старой системы местного управления и введение земства, всеобщее обязательное бесплатное обучение на родном языке, удовлетворение религиозных нужд населения. Особое место в решениях занял земельный вопрос. Изъятие земель предлагалось проводить лишь после землеустройства самих казахов на основе указаний предстоящего Учредительного собрания.
Для того чтобы выработать программу действий в условиях, сложившихся после Октябрьской революции, в декабре 1917 г. в Оренбурге состоялся второй общекиргизский съезд. В его работе принимали участие делегаты Букеевской Орды, Уральской, Тургайской, Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской, Сырдарьинской областей, от казахских уездов Ферганской, Самаркандской, Закаспийской областей, Амударьинского отдела и казахских волостей Алтайской губернии. Организаторами съезда были
А. Бокейханов, А. Байтурсынов, М. Дулатов, И. Омаров, С. Кадырбаев, С. Дощанов.
Центральным вопросом на съезде стал вопрос о создании казахской автономии. Съезд признал, что после падения Временного правительства, Российская республика лишилась власти, пользующейся доверием и авторитетом, возникла угроза гражданской войны. На съезде было образовано правительство (Народный совет) Алашской автономии. Столицей стал Семипалатинск, на местах организовывались уездные советы и комитеты. Правительство Алашской автономии распространило свою власть на территорию Букеевской Орды, Уральской, Тургайской, Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской, Сырдарьинской областей, Самаркандской и Закаспийской области и некоторые другие территории. Оно подписало военно-политические договоры с Временным Сибирским правительством, определявшие взаимоотношения государственных организаций этих правительств, а также подчинявшие вооруженные силы Алашской автономии в оперативном отношении Временному Сибирскому правительству.
Съезд решил не признавать Советскую власть. До созыва Учредительного собрания и установления всероссийской общепризнанной власти предлагалось немедленно приступить к фактическому осуществлению автономного самоуправления казахов через Народный совет. В то же время, лидеры автономии контактировали с Советской властью, темой переговоров был вопрос об автономии Казахстана, ставший для алашординцев ключевым.
Анализ теории и практики «алашского» движения, особенно на раннем этапе, убеждает в том, что именно идея автономизации казахских территорий в составе нового Российского демократического государства была наиболее предпочтительной и актуальной для лидеров Алаш Орды.
Степной край был более всех остальных центрально-азиатских регионов интегрирован в систему Российской империи, чему в немалой степени способствовали сама казахская интеллигенция и реформаторы. Так, идеологию обновления казахского общества один из известных казахских интеллектуалов М. Дулатов видел не в кочевой, а в русско-европейской и мусульманской цивилизации.
Лидеры «Алаша» были реалистами, учитывая глубину интегрированности в политическую и экономическую систему России. Детальное разграничение полномочий центра и автономий представлялось делом, регулируемым последующими договоренностями и законодательством. Алихан Букейханов, к примеру, в обращениях к предполагаемым союзникам заявлял, что среди алашистов «нет стремлений к сепаратизму. Мы едины с великой демократической федеративной Россией, мы – западники. В своем стремлении приобщить народ к культуре мы не смотрим на Восток. Получить культуру мы сможем через Россию».
Вообще, важнейшую роль в идейно-политическом становлении будущих лидеров «Алаш», стимулировании их социальной активности сыграли учеба в российских учебных заведениях, вузах империи, вся атмосфера интенсивных духовных поисков и политических дискуссий, которая характеризовала состояние российского общества и прежде всего интеллигенции в это время.
Формирование их мировоззрения совпало с крупными событиями общественной и государственной жизни империи, рождением политических партий и организаций. Многие деятели «Алаша» участвовали в кадетских, эсеровских, мусульманских организациях. Свою задачу казахская интеллигенция видела в расширении просвещения национальных масс, формировании у них чувства внутреннего единства и разработке общенациональной программы социально-экономических, политических и духовных преобразований. 

Андрей СЫЗРАНОВ,
доцент кафедры истории России Астраханского государственного университета,
кандидат исторических наук


Фундамент национальной идентичности

Күні: , 222 рет оқылды

Объединяющая духовность
Когда Глава государства Н.А. Назарбаев поручил разработать проект «Духовные святыни Казахстана», он отметил, что главная задача – создать единое поле важных с точки зрения культуры и духовности исторических мест. По словам Президента, вопрос даже не в реставрации памятников, зданий, сооружений, а в том, чтобы гармонично соединить в национальном сознании комплекс памятников вокруг Улытау и мавзолея Кожа Ахмета Яссауи, древние памятники Тараза и захоронения Бекет Ата, древние комплексы Восточного Казахстана и сакральные места Семиречья и многие другие места.
«Все они образуют каркас нашей национальной идентичности. Когда сегодня говорят о воздействии чуждых идеологических влияний, мы не должны забывать, что за ними стоят определенные ценности, определенные культурные символы других народов. А им может противостоять только собственная национальная символика», – подчеркнул Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.
По мнению Елбасы, культурно-географический пояс святынь Казахстана – это символическая защита и источник гордости, который незримо несет нас через века.

Природное сокровище
По Западно-Казахстанской области в республиканский реестр сакральных мест Казахстана вошли шесть объектов – городище Жайық, курганный комплекс Таксай в Теректинском районе, захоронения Гумара Караша и Жумагазы хазрета, Бокейординский историко-музейный комплекс и музей Алаша в Сырымском районе, где ранее располагалось Западное крыло Алаш Орды. Вместе с тем в области есть немало интересных, памятных и живописных мест, овеянных легендами и рассказами о чудесах, которые здесь когда-то происходили.
Уникальные реликтовые природные ландшафты сохраняются в Теректинском районе – заказник «Дубрава», расположенный на территории в шесть гектаров, Воровская балка, являющаяся частью Кирсановского заказника, Полоусов и Сауркин яры, Белый лоб, родник Карабулак, находящийся близ села Тельман. Краевед и истинный патриот своего края, директор Теректинского Дома детского творчества Геннадий Кремер рассказал, что в этих местах природа создала впечатляющие ландшафты. Только на территории Теректинского района до Уральска насчитывается пять яров, образованных из соляных куполов и признанных памятниками природы. В балочных лесах на этой местности скрываются родники. Растительность сходна со средней полосой России, что для нашего климатического пояса в принципе редкость. В реликтовых лесах можно обнаружить такие редкие растения, как папоротник, бересклет бородавчатый, осина, медуница, дикий торн, чистотел, чабрец и др., которые считаются лекарственными. Есть версия, что эти растения попали к нам в ледниковый период. В заказниках запрещена любая антропогенная деятельность, поэтому здесь не протаптываются тропинки, не спиливаются деревья, даже сухие, все идет естественным путем. Яр Белый лоб высотой 28 метров, Сауркин яр – 32, его называют самой высокой точкой Урала. В окрестностях яра Белый лоб можно увидеть непримечательную серую возвышенность, которую местные называют Змеиной горкой – именно здесь гнездится множество змей.
Еще одним заповедным местом является гора Ичка – Ешкі тау в Таскалинском районе, которая является самой высокой точкой Западного Казахстана. Это место овеяно множеством легенд. Например, существует поверье, что если подниматься на гору через осиновую рощу, обретешь остроту и прозорливость ума и душевную гармонию. А если повязать на дерево ленточку – сбудется сокровенное желание. Насколько правдива эта примета, сказать сложно, но, судя по числу ленточек на деревьях, люди верят в нее и, повязывая ленту, надеются на хорошее. А вот профессор Всеволод Иванов и вовсе придерживался мнения о том, что раньше на месте осинника росли могучие дубы, которые исчезли с течением времени. Об этом свидетельствуют сопутствующие травы и наличие родника. К слову, родник на склоне горы – и вовсе настоящее чудо природы, противоречащее всем законам физики. Объяснения этому феномену пока не найдено, предполагается, что его питают воды, находящиеся близко к вершине горы. Это предположение породило множество легенд о том, что Ичка – не гора, а спящий вулкан, наполненный вместо лавы водой. Также старожилы рассказывают предание о том, что у этой горы есть свой дух, который нельзя сердить или тревожить, иначе гора обрушит на землю потоп.
И, конечно, поскольку нельзя представить Уральск без Урала, то и могучую реку смело можно назвать сакральным местом нашей области. Урал-батюшка, Урал Горыныч, Золотое донышко, серебряные берега – так местные жители ласково называют реку-кормилицу. Название «Урал» пришло в 1775 году, когда по приказу Екатерины II и город, и река были переименованы, дабы не осталось памяти о бунтовщике Е. Пугачеве, собравшем свою ставку в приуральных землях. Однако прежнее название реки – Яик – сохранилось по-прежнему в памяти народной. Топоним Яик происходит от тюркского слова «жайық» и характеризует разливающие, затопляющие свойства реки. Считается, что в Урале утонул красный командир В. Чапаев, простреленный пулей. А кто-то говорит, что Чапаев не утонул, а был похоронен на берегу великой реки. Где правда, а где легенда – наше поколение уже вряд ли узнает, тем более что своенравный Урал, подмывая берега, с каждым годом меняет русло, и уже нельзя точно указать ни места утопления Чапаева, ни места его предполагаемого захоронения. Вместе с тем, из-за того, что русло реки меняется, многие села, стоящие по берегам, либо оказывались далеко от воды, либо на старицах, а местами и вовсе ушли под воду, как рассказывают старожилы.

Непокоренная вера
Уральск называют самым миролюбивым городом в плане религии и духовности. За все время существования города и области здесь мирно сосуществовали представители ислама, православного христианства, католичества и даже старообрядчества. Краевед, автор историко-краеведческих маршрутов по Приуралью Нина Пустобаева рассказала, что в нашем городе с XVII века вместе селились и жили представители разных этносов и вероисповеданий, и рядом строились церкви и мечети. И Уральск, пожалуй, единственный город, где ни разу не было конфликтов на религиозной почве, настолько у жителей развито уважение друг к другу, в том числе и к религии. Поэтому, когда в советское время вера и религия были объявлены пережитками прошлого, запрещалось вести конфессиональную деятельность, люди сохранили духовность в своих семьях. И не только духовность, благодаря таким подвижникам до нашего времени сохранились редкие агиографические тексты на церковнославянском и арабском языках, древние иконы, приспособления для религиозных обрядов.
К духовным святыням также можно отнести некрополи на территории области. Уникальными в этом отношении являются некрополи Жангир хана, Жанторе хана и комплекс Маулимберды, который также называют последним пристанищем ученых. Некрополь Маулимберды открывает целую плеяду религиозных деятелей области и ярко характеризует историческую уникальность Приуралья. Маулимберды состоит из кулпытасов полностью
на арабском языке, без тюркизмов, все надписи очень грамотные. Упокоившиеся здесь ученые, помимо родного, владели арабским, персидским языками, после них осталось множество трудов, которые нам еще только предстоит открыть. Сейчас по изучению кулпытасов, расшифровке и переводу высеченных на них надписей ведется большая работа, в которую вовлечены не только ученые Приуралья, но и представители республиканских научных центров и институтов, такие как А. Муминов, Д. Медерова, А. Нурманова и другие. Эта работа дает мощный импульс для новых открытий в религиозной и духовной истории казахского народа.
Еще одним интересным объектом, имеющим репутацию сакрального, намоленного места, является Свято-Никольский мужской монастырь на Кумыске. Он был создан в XIX веке на Сутягином озере, и первоначально здесь селились старообрядцы. В конце XIX века монастырь был преобразован в православный.

Запад помнит
В ЗКО большое внимание уделяется увековечиванию истории в памятниках, мемориалах и музейных экспозициях. За короткое время в городе Уральске были установлены памятники выдающимся творцам казахской музыки Курмангазы Сагырбаеву и Дине Нурпеисовой, легендарным дочерям казахского народа – Маншук Маметовой, Алие Молдагуловой, Хиуаз Доспановой. Памятник Маншук Маметовой, украшавший одноименную площадь, в Уральске был отреставрирован и с почетом установлен в Бокейординском районе, где родилась Маншук. Был построен и открыт Центр культуры и искусства имени Кадыра Мырза Али, рядом с которым установлен памятник поэту.
Подлинными хранителями исторического и культурного наследия также можно назвать и музеи. Наша область в этом плане богата – сеть областного историко-краеведческого музея насчитывает 10 музеев, кроме этого есть мемориальные музеи, музеи, созданные в организациях и на предприятиях, народные музеи. Одной из новых экспозиций областного историко-краеведческого музея является зал Ассамблеи народа Казахстана, открытый после реконструкции. В экспозиции представлены 12 национальных костюмов – казахского, русского, еврейского, азербайджанского, украинского, уйгурского, чеченского, дунганского, татарского, корейского, белорусского и немецкого этносов. Посетители выставки отмечают, что сейчас, когда курс развития страны направлен на духовную модернизацию, трансформацию общественного сознания, исходя из поручений Президента, очень важно обращение к истокам, национальным традициям, культуре, знание истории родного края.
Примечателен в плане возрождения духовности и модернизации общественного сознания зал искусств казахского народа, который открывается портретом гения степной музыки Курмангазы. Здесь представлены такие ценные артефакты, как копия домбры великого кюйши-композитора Курмангазы (подлинник хранится в Астрахани), камзол «күй анасы» Дины Нурпеисовой, представленный в оригинале, который передали в фонд музея родственники великой Дины, а также сценические наряды народных артисток Казахстана Хадиши Букеевой и Розы Джамановой, а также детская скрипка нашего земляка, виртуоза-скрипача, известного во всем мире, Марата Бисенгалиева. Само здание музея является старинным сооружением 1879 года, построенным в мавританском стиле. Фонд областного музея весьма богат, насчитывает более 125 тысяч экспонатов, принадлежащих к разным историческим периодам. Помимо стационарных выставок ежегодно организовываются новые тематические экспозиции. Неоднократно музей представлял свои экспозиции в ходе Дней ЗКО, проходивших за пределами области, в том числе в столице нашей родины Астане.

Галина САМОЙЛОВА


Латиница в помощь родному языку

Күні: , 109 рет оқылды

Известный политолог, профессиональный медиатор, заслуженный деятель Казахстана Досмаханбет Кошим в ходе поездки по Западно-Казахстанской области высказался в поддержку перехода на латинскую графику, отметив, что это не только историческая необходимость, но и путь в будущее казахского языка.

В названиях – мировоззрение народа
Тема модернизации общественного сознания, развития казахского языка в связи с переходом на латиницу, реализация государственной языковой политики и актуальные языковые проблемы волнуют гражданское общество Казахстана. По мнению Досмаханбета Кошима, решению большинства вопросов, связанных с развитием казахского языка, призвана способствовать латинизация. Одним из актуальных является вопрос ономастических несоответствий.
– Безусловно, в переходе на латиницу есть плюсы, самый главный из которых – латиница уже использовалась для обозначения казахского алфавита и показала свою жизнеспособность с 1929 по 1940 годы, – отметил Д. Кошим. – Корифеи, классики казахской литературы в тот период писали на латинице, латинской же графикой печатались книги. Второй плюс – до Казахстана на латиницу перешли три соседних государства, и у нас есть возможность изучить и проанализировать их опыт. Думаю, что важно сейчас – определить соответствие, сколько букв будет в новом алфавите, как будут обозначаться специфические звуки. С модернизацией казахского алфавита тесно связана проблема ономастики – переименование улиц, населенных пунктов. Первая волна переименований пришла в Казахстан с обретением Независимости в 1991 году. В Алматы первой переименованной улицей была улица Коммунистическая, которая получила название в честь Абылай хана. Далее переименовывались улицы Советская, Октябрьская, Калинина, то есть пошло направление десоветизации. И сейчас, если какие-то названия того периода сохранились, это отголоски нашей устаревшей идеологии. У нас сейчас новая государственность и новая идеология. Но многие жители до сих пор держатся за старые названия. Поэтому мы должны знать, есть главный критерий переименования – когда мы даем улице или населенному пункту имя в честь великого человека, мы должны конкретно знать, что этот деятель сделал для нашей страны или для данного региона, название должно нести патриотическую нагрузку. Во время переименования в 90-х годах бытовал стереотип, что русские названия полностью заменяются на казахские. Это не так. Впервые в истории в городах и регионах появились топонимы, связанные с личностями, которые внесли существенный вклад в развитие нашей страны. В названиях улиц увековечена память архитектора Зенкова, который участвовал в застройке административного центра Алматы, опираясь в архитектуре на национальные колориты, композитора Брусиловского, знатока казахской музыки и собирателя кюев Затаевича, акына Махамбета, батыра Исатая, кюйши Курмангазы Сагырбаева и других деятелей. Без изменений оставили улицу Панфилова, хотя многие горячие головы поднимали вопрос о ее переименовании. Однако мы обязаны помнить, что легендарная панфиловская дивизия была сформирована в Алматы, и здесь есть прямая историческая связь.
Еще одна проблема ономастики – при переименовании дают так называемые исторические названия. Я уверен, что казахи, как кочевой народ, любой низменности, роднику, холмам давали название – Сайкудук, Карауылтобе и т.д. Переселенцы, которые поставили на этих местах свои деревни, дали местности названия Михайловка, Ольховка и т.д. И сейчас, когда меняются названия, особенно историки и этнографы начинают предлагать исторические названия, чисто топонимические, но не всегда сходятся во мнении, как должен называться тот или иной объект. Мне кажется, знание казахского языка закроет проблемы ономастики. Потому что те люди, которые знают казахский, разбираются в казахской истории и литературе. И у них не будет вопросов, почему и в честь кого переименовываются те или иные объекты. Благодаря переходу на латиницу, будет достигнут единый стандарт наименования топографических объектов.
Знание языка – не требование, а аксиома
Также Досмаханбет Кошим отметил необходимость создания казахской языковой среды для русскоговорящего населения. По мнению ученого, данная мера повысит возможности изучения казахского языка, будет способствовать его большему распространению среди граждан.
– Языковая среда – важный аспект в изучении любого языка, – подчеркнул Д. Кошим. – У многих граждан нет стимула изучать казахский язык, потому что все бытовые действия, как открыть счет в банке, купить товар в магазине, получить услуги, они могут совершать с использованием русского языка. Вместе с тем у нас появились люди, по статистическим данным около 18%, которые говорят только на казахском языке и не знают русского. И они также могут получать услуги, совершать бытовые действия, пользуясь казахским языком. Мы еще разделяемся по языковому признаку. Такого быть не должно. Язык формирует единую нацию, государственный язык должен стать фактором консолидации общества. Мы гордимся тем, что у нас в стране более 130 этносов. Во Франции, например, проживают представители более трехсот этносов, все они считают себя французами и говорят на государственном французском языке, который их объединяет. Без знания государственного языка в 99% стран мира невозможно получить гражданство. В России даже трудовые мигранты, которые временно работают, должны сдать экзамен на знание русского языка. Это пример для нас, как нужно создавать языковую среду, потому что меняется языковая ситуация. И я думаю, что переход на латинскую графику облегчит эту задачу и будет способствовать более эффективному изучению казахского языка. Меняется языковая ситуация, введен КАЗТЕСТ, и через некоторое время знание государственного языка будет обязательным требованием для тех, кто хочет занимать хорошие должности. Это есть во всем мире. Если вы хотите учиться в Америке, вы должны сдать тест TOEFL, если в Великобритании – вы должны сдать ILETS. Если вы хотите учиться в Сорбонне, вы обязаны знать французский язык на уровне С или С+, без этого документа не примет ни один институт. Мы идем к этому. Раньше у нас в стране только одна должность требовала безоговорочного владения казахским языком – должность Президента. Сейчас уже в нескольких законодательствах есть пункт об обязательном знании государственного языка для конкретных профессий, особенно транспортных сотрудников, которые работают непосредственно с населением. Поднимается вопрос о том, что государственный язык должны знать депутаты Парламента, хотя это должно быть само собой разумеющейся аксиомой. Чтобы знать казахский язык, нужно говорить на казахском языке. Парадокс, но это так. И если бы мы с начала 90-х годов, с момента обретения Независимости говорили, выступали на казахском языке, сейчас бы не было такой проблемы, что некоторые граждане не знают государственного языка. Казахоязычная часть населения обязательно должна говорить и общаться на казахском языке, чтобы помочь русскоязычным гражданам освоить его. Это наш долг.
Нарушений закона о языках не будет
– Интересен пример, как добились востребованности государственного языка в Прибалтике, – продолжил тему Д. Кошим. – С 90-х годов Прибалтика полностью перешла на свой родной язык. Это называют «прибалтийским методом». К сожалению, это породило межэтнические и межнациональные конфликты, были привлечены ОБСЕ, ООН, Комиссия по правам человека, которые разбирались, действительно ли дискриминируется русский язык. Мне довелось изучать данную проблему в составе комиссии. Для меня это был интересный и поучительный опыт. Мы должны для себя уяснить, что выбор – на каком языке общаться – это право человека. И мы не можем диктовать иное в зависимости от того, на каком языке мы понимаем. Нередки случаи, когда казахи моментально переходят на русский язык, если с ними находится хотя бы один представитель некоренного этноса. Встречаются ситуации, что и русскоговорящие стараются разговаривать с казахами на казахском языке, чтобы выказать уважение таким образом. Во все времена знание нескольких языков считалось престижным, и человек-полиглот всегда был уважаем в любом обществе. А вот мнение о том, что представитель одного этноса может знать только свой язык, и на этом языке с ним должны разговаривать представители других этносов, называется шовинизмом.
Языковая среда создает эффект мгновенного погружения, человек осваивает язык автоматически. В той же Прибалтике языковой вопрос был снят через полтора года после применения такого метода. Никто оттуда не уехал, потому что страны эти культурные, проявления коррупции минимальны, достойные зарплаты. Почему бы не выучить язык? Конечно, это жесткие меры, Казахстану же больше импонирует эволюционный путь развития. Например, через законотворческие меры. Только у нас есть Закон «О языках», во всех других странах аналогичное законодательство носит название «О государственном языке». И там есть требование: каждый гражданин обязан знать государственный язык. Приводится также перечень профессий, представители которых должны знать государственный язык. В Латвии таких профессий – около двух тысяч. Некоторые законодательства предусматривают наказания и штрафы за нарушение языкового законодательства. Во Франции, например, если на государственном языке будет надпись с ошибкой в общественном месте, штраф 5 000 евро. У нас таких санкций нет, зато ошибок в рекламных вывесках, в баннерах и объявлениях на государственном языке – множество. Не исключено, что ошибки в надписях на казахском языке будут и на латинице. Прибалтийский путь нам не подходит, так как он породит конфликты. Лингвистическая проблема не должна превращаться в политическую и межнациональную. По последним данным, в школах республики с казахским языком обучения в настоящее время учатся более 30 тысяч представителей других национальностей. Мы уже сейчас должны задумываться о будущем. Русский язык в Казахстане будет, это часть нашей культуры, через русский язык мы получаем множество информации, разговариваем на нем с представителями других этносов и даже других государств. Но казахский язык – государственный язык – должен стать общим для всех этносов, для всех граждан Казахстана, стать консолидирующим фактором для нас и наших потомков. Сейчас большая часть граждан начинает общаться, писать и читать на казахском языке, и у русскоязычного населения также появляется интерес. Увеличивается казахоязычный контент, в том числе и в печатных изданиях. Это естественный процесс. И латиница, на мой взгляд, поможет решить многие языковые вопросы, которые сейчас есть.

Галина САМОЙЛОВА


В авангарде научных процессов

Күні: , 63 рет оқылды

Аксерик Айтимов – президент НОК «КазИИТУ», кандидат технических наук, профессор, действительный член Национальной инженерной Академии РК вошел в число участников проекта «100 новых лиц Казахстана». Сегодня Аксерик Сариевич известен нам как человек, создавший крупный научно-образовательный комплекс трехуровневого образования и науки, успешно конкурирующий на рынке образовательных услуг в регионе.

Аксерик Сариевич родился и вырос на земле Приуралья. После окончания средней школы в Уральске поступил в Западно-Казахстанский сельхозинститут, успешно завершив учебу, получил специальность «ученый агроном». В 1993 году на заре Независимости нашей страны он смог при поддержке инвестиционной программы Германии открыть учебный центр ANDAS, который тогда был единственным учебным заведением во всем регионе по подготовке технических менеджеров, предпринимателей, бухгалтеров-операторов и переводчиков иностранных языков. Это учебное заведение, уже многие годы успешно работающее на рынке образовательных услуг – обладатель международной награды «Европейское качество» за высокое качество в соответствии с европейскими стандартами, врученной Европейской Ассамблеей Бизнеса (Оксфорд, Великобритания).
Уже в 1999 г. А. Айтимов учредил Западно-Казахстанский филиал Казахстанского института информационных технологий и управления (КазИИТУ), который затем был преобразован в Казахстанский университет инновационных и телекоммуникационных систем.
В 2008-2010 гг. А. Айтимов открыл научно-исследовательский институт «Транс». Организация данного НИИ стала началом его большой реформаторской деятельности, которая продолжается по сей день. На существующей основе учрежден ряд других научных и образовательных организаций, которые в настоящее время объединены под единым НОК «КазИИТУ».
Аксерик Айтимов вносит большой вклад в модернизацию образования, внедряя инновационные технологии в процесс подготовки специалистов, успешно используя международные связи с ведущими вузами России и дальнего зарубежья для повышения уровня подготовки кадров.
Коллектив под руководством А. Айтимова достиг значительных успехов в создании научных консорциумов с ведущими российскими НИИ и академическими структурами.
Аксерик Сариевич активно занимается проблемами экономического мониторинга региона и экспертизой промышленных объектов на предмет влияния их деятельности на экологическую обстановку в Западно-Казахстанской области.
Широк диапазон его участия и в общественно-политической, культурной жизни города и области. Труд Аксерика Сариевича отмечен государственными и международными наградами, в том числе он имеет благодарственное письмо Президента РК, орден «Құрмет», медаль «Шапағат», международную награду «Объединенная Европа».
Алла ЛУЧИНИНА


История успеха Саиды Калыковой

Күні: , 65 рет оқылды

Восхищение – только это чувство переполняет людей, которые узнают поближе Саиду Калыкову из Уральска, солистку Государственной академической филармонии г. Астаны. В ее жизни были трудности, которые смог бы пережить не каждый человек. Но несмотря ни на что, Саида не рассталась с музыкой, ее произведения и игра на фортепиано восхищают тысячи людей. А на днях обладатель премии «Жан шуақ» за вклад в развитие культуры  РК Саида Калыкова стала еще и победительницей проекта «100 новых лиц Казахстана».  

Саида родилась 1 апреля 1985 года в Уральске. Ее мама более 25 лет проработала на госслужбе, а отец – инженер-энергетик. Саида в 2002 г.
с отличием окончила среднюю школу №21.
Но отличные успехи у нее были не только в учебе. Родные отмечают, что Саида с детства была необычным ребенком.
В шесть лет, когда она пошла в первый класс, не предупредив родителей, она самостоятельно записалась к музыкальному педагогу.  Быстро освоив нотную грамоту, Саида начала учиться игре на фортепиано. Но в 1994 году после перенесенной операции, круглая отличница в школе и музыкальной школе, девочка со стопроцентным зрением и абсолютным слухом перестала видеть.
Но Саида не бросила музыку. Несмотря на проблемы со зрением, она и дальше продолжала заниматься музыкой и обучением в общеобразовательной школе. В 12 лет она дает свой первый музыкальный концерт. А в 15 лет делает свои первые наброски музыкальных произведений. На сегодняшний день у Саиды около 20 собственных произведений. 
На последнем курсе КазНУИ она получает грант на стажировку в Италии, проходит обучение итальянскому языку. А потом в 2011 году Саида становится обладателем республиканской стипендии «Болашақ». Далее по приглашению самого ректора поступает в консерваторию им. Л. Керубини во Флоренции, в магистратуру старейшего музыкального вуза. Там она закончила магистратуру со знаком особого отличия «Laude», получила ученую степень Академика музыки. Впервые в истории выпускница магистратуры в качестве итогового экзамена отыграла два больших концерта – сольную программу в полном объеме, как и все магистранты, а также концерт с оркестром. После ей поступали предложения остаться в Италии. Но Саида возвращается в Казахстан. 
Вернувшись на родину, она дает свой концерт в сопровождении Государственного симфонического оркестра в филармонии акимата Астаны и в стенах альма-матер – в «Шабыте». С этого дня Саида дает сольные концерты как в Казахстане, так и в России, и в Италии. Сейчас Саида Калыкова – солистка Государственной академической филармонии г. Астаны.
На сегодняшний день она активно продолжает участвовать в общественной жизни страны и дает благотворительные концерты по всему миру.

Дина АМАНГАЛИ


Нам есть на кого равняться

Күні: , 7 рет оқылды

В проект «100 новых лиц Казахстана» вошла также наша землячка Е. Шушлебина. Медсестра Зеленовской районной центральной больницы Елена Шушлебина оказала неоценимую помощь роженице, приняв у нее роды в машине на автотрассе.

19 июля текущего года в 11.20 в Зеленовскую районную центральную больницу поступил звонок о роженицы на трассе Уральск – Таскала. 35-летняя жительница г. Актобе по имени Роза гостила у родственников в Таскалинском районе. Утром родственники вышли в дорогу, чтобы отвезти ее в областной перинатальный центр. В пути, в восьми километрах от с. Переметное, родственники женщины заметили, что начинаются роды и вызвали скорую медицинскую помощь из с. Переметное. 
Врач акушер-гинеколог был в отпуске, и на вызов вместе с бригадой скорой помощи была направлена участковая медсестра, имеющая опыт работы в родильном отделении Елена Шушлебина. – Долгих раздумий, что делать у меня не было, на момент приезда нашей бригады скорой помощи у женщины уже начались роды в машине. Поэтому действовали быстро и решительно. Роды были осложнены тем, что ребенок шел ножками вперед. Обычно в таких случаях только врач решает, как будут проходить роды естественным путем или при помощи операции, но времени на раздумья не было, – рассказывает Елена. – Я решила принимать роды. В 12.40 часов дня Роза благополучно родила дочь.
У медсестры такой случай был впервые. Благодаря ее мужеству и мастерству у роженицы не было никаких осложнений. Через несколько минут здоровая мать и ее ребенок были доставлены в районную центральную больницу с. Переметное.
Вот такие герои как Елена Шушлебина живут рядом с нами. Благодаря их примеру и поступкам нам есть на кого равняться и к чему стремиться.

Алла ЛУЧИНИНА


По инициативе Гражданского альянса

Күні: , 8 рет оқылды

Формирование высокого гражданского духа и решение социально ориентированных проблем общества – под таким лозунгом в области уже восемь лет работает объединение юридических лиц Ассоциация «Гражданский Альянс ЗКО», деятельность которого направлена на развитие гражданского общества и организацию устойчивого взаимодействия и партнерства между обществом, властью и бизнесом. О том, насколько это взаимодействие успешно, рассказала председатель ОЮЛ Айгуль Туркина.

– Айгуль Сериковна, по госзаказу и при поддержке областного управления внутренней политики вашей ассоциацией реализуется, как известно, три проекта. Причем, к реализации каждого из них подход был оригинальный.
– Да, это три проекта, каждый из которых важен для экономического и социального развития региона. Это – «Организация и проведение торжественных мероприятий, посвященных национальным и государственным праздникам РК», «Организация и проведение заседаний общественно-дискуссионного клуба» и «Организация и проведение профилактических мероприятий по содействию возвращения осужденных в общественную жизнь».
Могу сразу сказать, что первый проект, который уже стартовал с праздничных мероприятий, таких как День Астаны и День Конституции, дал свои плоды. День Астаны мы организовали при поддержке управлений внутренней политики, культуры, архивов и документации, предпринимательства и индустриально-инновационного развития, ЗКГУ им.
М. Утемисова, центра детско-юношеского туризма и экологии, акимата г. Уральска. Главным было то, что в рамках данных мероприятий нам удалось организовать выставку прикладного искусства местных умельцев «Акжаик-2017. Город мастеров», где приняли участие все рукодельницы, ремесленники нашей области. Они смогли не только показать, что умеют, но и продать свои изделия, которые охотно приобретали горожане и гости города, так как ярмарка проводилась на главном Арбате Уральска. Проект получил свое продолжение и на других мероприятиях, организованных акиматом города. А также его переняли другие регионы страны.
По второму проекту, о создании дискуссионного клуба. Он тоже немаловажен для населения нашего региона, потому что мы затрагиваем актуальные для граждан области темы и даем возможность высказать по ним свое мнение.
Социальным эффектом третьего проекта является реабилитация, начало новой жизни у осужденных, их нравственное исправление, когда ценности человеческого общения, взаимодействия осужденный соблюдает глубоко и осознанно, а не из-за боязни нового наказания. К примеру, в рамках проведенной общественным объединением работы по социализации лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, этим летом были организованы встречи заключенных РУ-170/2 с юристом и психологом, проведены спортивные соревнования. Правозащитник проинформировал осужденных о реформах в сфере медицинского обслуживания и новшествах в трудовом законодательстве, а психолог прочла лекции по управлению своими негативными эмоциями. Этот проект реализуется не первый год и надо отметить, что в целом, он положительно повлиял как на развитие Ассоциации «Гражданский Альянс ЗКО», так и на новый состав исполнительного органа, который получил возможность приобрести контакты и сотрудничество с новыми опытными специалистами, в том числе, юристами и психологами, которых мы рекомендовали. Мероприятия подобного формата будут планироваться и в будущем за счет грантовых средств и государственного заказа.

– Вы лишь вскользь упомянули о втором проекте. Что он дает обществу?
– Это замечательный, «живой» проект по созданию общественно-дискуссионного клуба, с говорящим названием «Социум». Этот проект – площадка, где собираются для обсуждения политики, общественники, представители НПО и простые граждане, чтобы поговорить о насущных проблемах нашего общества. Его изюминкой является то, что участники дискуссии собираются не в закрытых залах, а на площадке местного телеканала «AQJAI’YQ», которое транслирует всю передачу на область. И все могут это увидеть и принять участие в обсуждении. Темами дискуссионного клуба, к примеру, были: медстрахование и отношение к нему людей, проблемы КСК, ЖКХ, роль общественных советов. Мы стараемся приглашать на площадку экспертов в данных вопросах и, конечно, наших обычных граждан, которые высказывают свое мнение и получают на вопросы компетентные ответы. Взять, к примеру, прошедшее недавно на базе КСК «Коммунальник» заседание дискуссионного клуба «Социум» с участием представителй проекта ПРООН в Казахстане А. Белого, Т. Адилова, Ж. Балтаева, которые озвучили проблемы КСК, вопросы тарифов на коммунальные услуги, оказываемые КСК, внесения изменений в закон РК «О жилищных отношениях». Они же поделились с жителями нашей области мнением о работе с населением, установке энергосберегающих систем и вовлечении сервисных компаний малого бизнеса в жилищные отношения, а также о привлечении инвестиций в решение проблем КСК в виде займа. Дебаты были жаркими и бурными. Каждый высказал свою точку зрения и пути решения проблем. Но главная задача-то достигнута – добиться взаимно согласованной позиции по теме обсуждения и предложить практические способы решения выявленных проблем. И это радует, так как нашей основной задачей является  – привлечение граждан и общественных объединений к работе общественных советов, координация всех форм взаимодействия между гражданами, общественными объединениями и органами исполнительной власти ЗКО.

– Будем надеяться, что конкретные решения дискуссионного клуба не заставят себя долго ждать. А есть ли проблемы в сфере НПО?
– Как вы знаете, в конце лета этого года мы встречались с вице-министром по делам религий и гражданского общества Абзалом Нукеновым, где руководитель областного управления внутренней политики Бакытжан Нарымбетов рассказал о совместной работе НПО. Он отмечал, что в Западно-Казахстанской области зарегистрировано 645 НПО, из которых действуют 393. В частности отметил, ОЮЛ «Гражданский Альянс ЗКО», главным направлением которого является решение социальных вопросов населения. Я, в свою очередь, как председатель ОЮЛ «Гражданский Альянс ЗКО», рассказала об основных проблемных моментах, с которыми сталкиваются неправительственные организации Западно-Казахстанской области. Я отметила на той встрече, что проблемы госорганов возможно решать через профильные НПО, совместно с которыми необходимо проводить совместные мероприятия, вытаскивать проблемы общества, доводя их до исполнительного органа. Если будет долгосрочность госзаказа, мы сможем выявить проблемы, решение которых направить на целевую группу и работать на результативность.

Наталья ГОРОХОВА


ЗКО, г.Уральск, ул. Мухита, 57/1
zhaik_presscenter@mail.ru
pri_ru@mail.ru

Главный редактор газеты: 51-31-91
Заместитель главного редактора: 54-50-22
Секретарь: 50-40-47
Корреспонденты: 24-02-78, 50-59-21
Отдел рекламы: 51-51-09
Яндекс.Метрика