16.04.2018, 18:33
Просмотры: 638
Электронное правосудие и его роль в организации судебной защиты

Электронное правосудие и его роль в организации судебной защиты

Работа по созданию информационной инфраструктуры на базе внедрения единой системы электронного документооборота активизировалась с принятием государственной программы формирования и развития национальной информационной инфраструктуры Республики Казахстан.

Выполнение этой важной задачи началось по инициативе Верховного Суда РК 9 декабря 2003 года путем утверждения Концепции создания и развития Единой автоматизированной информационно-аналитической системы судебных органов Республики Казахстан («ЕАИАС СО РК»).
Судебная система Казахстана с 1 июля 2007 года перешла к электронному делопроизводству. Система автоматизированного учета была внедрена последовательно сначала в областных, а затем в районных и приравненных к ним судах республики. 2009 год является завершающим годом полного внедрения системы «ЕАИАС СО РК».
В решении стоящих перед судами задач в организационном и техническом плане система «ЕАИАС СО РК» сыграла главенствующую роль. С помощью компонентов системы «ЕАИАС СО РК» в судебных органах решались такие задачи, как: полный учет работы судов по отправлению правосудия; контроль на разных уровнях судебной системы за работой канцелярий судов и судей по срокам рассмотрения заявлений, дел, жалоб, составления и вручения судебных актов и т.д.; учет качества отправления правосудия судьями первой инстанции; организация полного цикла электронного документооборота во всей судебной системе республики (подготовка, визирование, доработка документа, подписание документа, отправка в другой орган судебной системы); организация доступа к банку данных судебных актов, вынесенных судами республики, через Интернет-ресурс Верховного Суда РК; переход на безбумажные технологии взаимодействия с государственными и правоохранительными органами.
Автоматизированный учет в судах входящей корреспонденции, включая судебные дела, позволил внедрить автоматизированное их распределение между судьями этого суда.
Система «ЕАИАС» позволила вести учет всех судебных дел по категориям. Электронная система обеспечила не только модернизацию делопроизводства в судах. Ее возможности позволили внедрить передовые технологии и при непосредственном осуществлении правосудия, например, фиксацию судебных процессов.
Во исполнение поручений Президента РК, данных на VI съезде судей, в целях упрощения и доступности судебной системы для граждан, а также широкого применения инновационных технологий в судопроизводстве в 2014 году были реализованы модернизированные интернет-ресурсы судебной системы РК; система оповещения участников судебного процесса посредством отправки SMS-сообщений и электронной почты; сервис «Ознакомление с судебными документами»; сервис «Графики рассмотрения судебных дел», сервисы «Судебный кабинет» и «Судебная повестка»; Call-центр судебных органов с единым номером 1401. Также все местные суды республики и канцелярии областных и приравненных к ним судов включены в состав участников «Единой системы электронного документооборота государственных органов».
Электронный информационный сервис «Судебный кабинет»
Гражданин Республики Казахстан после прохождения процедуры авторизации по ИИН или ЭЦП НУЦ РК через электронный информационный сервис «Судебный кабинет», который находится на официальном сайте Верховного Суда Республики Казахстан, может осуществить подачу электронных документов. Это единое окно доступа к онлайн-сервисам и услугам судебных органов, посредством которого любой гражданин, его представитель или адвокат в удобное ему время, не выходя из дома или офиса, через сеть Интернет может отправить заявление (обращение), жалобу и ходатайство в электронном виде, оплатить государственную пошлину в онлайн-режиме, просмотреть судебный документ, статус дела и распечатать судебный акт, а также контролировать процессуальные сроки.
Преимущества сервиса «судебный кабинет»: подготовка и подача обращений, заявлений, жалоб и ходатайств в электронном виде; онлайн-оплата государственной пошлины; проверка оплаты государственной пошлины; отслеживание и просмотр дел; оперативное получение судебных документов и уведомлений.
В июле 2015 года внедрена мобильная версия «Судебного  кабинета» (МСК). Доступ к МСК можно получить путем установки приложения на свой мобильный телефон, поддерживающий платформы iOS и Android. Мобильная версия позволяет: получать информацию о назначенных судебных заседаниях; просматривать электронные документы; проверять подлинность судебных актов; скачивать документы на телефон; принять участие в судебном процессе дистанционно; отслеживать статусы; создавать события в календаре; вносить сведения о судебных заседаниях; просматривать актуальные новости; судебной системы.
Гражданин имеет возможность принять участие в судебном процессе дистанционно. Он может это сделать через современные гаджеты, не выходя из дома, офиса, находясь в другом городе или даже за границей. Эту возможность дает сервис мобильный судебный кабинет.
Во исполнение 20 шага Плана нации активно реализуются мероприятия по внедрению системы аудио-, видеофиксации (АВФ) при проведении всех судебных процессов. Все залы судебных заседаний по республике уже оснащены АВФ на 100%. АВФ дает возможность проводить судебное заседание дистанционно с использованием видеоконференцсвязи по принципу «Точка-точка».
С 1 января 2016 года запущена новая автоматизированная информационно-аналитическая система судебных органов РК «Төрелік». Данная система позволяет формировать автоматически статистические и аналитические отчеты. Система позволила практически полностью перейти в электронную форму делопроизводства в судах. Система интегрирует все имеющиеся сервисы, в том  числе электронный архив судебных документов, внутренний портал, кадровую систему, интернет-ресурсы судов, Call-центр, ознакомление с судебными документами, «Судебный кабинет». Система «Төрелік» усовершенствовала элементы  автоматического распределения дел: при распределении дел система учитывает  специализацию судей, их нагрузку,  переназначение в другой суд и даже отпуск, командировку, нахождение на больничном, выполнение функций следственного судьи по уголовным делам и дежурного судьи по административным делам.  Такой подход исключает  субъективный фактор при распределении дел и еще на начальном этапе пресекает возможные коррупционные проявления.
Преимущества информационной системы «Төрелік»:
1. Интеграция с внутренними и внешними информационными системами. Переход на безбумажные технологии взаимодействия с государственными и правоохранительными органами.
2. Централизованная архитектура. Сохранение материалов дел в центральной базе, по мере поступления; онлайн-доступ заинтересованных лиц к документам и судебным актам.
3. Автоматизированное распределение дел. Задачей автоматизированного распределения дел является равномерное распределение дел и материалов среди судей в соответствии с общей нагрузкой и специализацией. Информационная система «Төрелік» посредством интеграции с внутренними информационными системами позволит исключить избирательный подход к этому вопросу и положить конец пресловутому мнению о потенциальной возможности вмешательства в процедуру распределения дел.
4. Контроль сроков. Контроль на разных уровнях судебной системы за работой канцелярий судов и судей по срокам рассмотрения заявлений, дел, жалоб, составления и вручения судебных актов и другим вопросам позволит повысить прозрачность судебной деятельности.
5. Аудио-, видеофиксация (АВФ). Система АВФ предоставляет возможность записи судебного заседания с его автоматизированным протоколированием. После записи судебного заседания ссылки на аудио-, и видеофиксацию, а также протокол судебного заседания автоматически поступают в информационную систему «Төрелік». В последующем эти данные передаются в систему «Е-архив».
6. Судебный кабинет. Судебный кабинет предоставляет возможность доступа к электронным сервисам судебных органов Республики Казахстан. Так, при подаче исковых заявлений, замечаний, жалоб и ходатайств данные будут поступать в информационную систему «Төрелік». В свою очередь информационная система «Төрелік» предоставляет возможность посредством Судебного кабинета производить поиск судебных дел, получать информацию по назначенным судебным заседаниям, а также просматривать вынесенные судебные акты по делу.
7. Возможность подачи исков и жалоб через портал «Электронное правительство» и ЦОН. Все данные в автоматизированном виде поступают в ИС «Төрелік» для обработки.
Таким образом, новая информационная система «Төрелік», объединившая сервисы Интернет-ресурса Верховного суда, позволяет выполнить сразу три задачи. С одной стороны, она призвана эффективно организовать работу судей. С другой, значительно облегчить и упростить гражданам судебную защиту своих прав и свобод. В-третьих, появляются новые возможности для контроля и исключения человеческого фактора и непроцессуальных контактов. Все это составляющие одной цели – создания быстрого, прозрачного и доступного для всех правосудия.
16 января 2017 года в Верховном суде презентован совместный проект Верховного суда и Генеральной прокуратуры по формированию информационно-аналитической системы «Заңдылық». Цель проекта «Заңдылық» – повысить качество уголовного процесса за счет интеграции информационных систем, включая Единый реестр досудебного расследования (далее – ЕРДР) и Автоматизированной информационно-аналитической системы «Төрелік». Это позволит минимизировать ошибки следователей, прокуроров и судей, сделать уголовный процесс проще и прозрачнее.
Все сведения по каждому процессу будут подгружаться с помощью ЕРДР. В итоге можно будет увидеть весь ход движения дела до суда и итоги судебного рассмотрения, получать в электронном виде любые процессуальные документы.
В систему будет загружено все уголовное законодательство, со всеми изменениями и дополнениями на конкретный период. Система сможет определять, к примеру, размеры штрафов с учетом МРП на момент совершения уголовного правонарушения, формулировать особенности при назначении наказаний несовершеннолетним или определять правильный порядок сложения наказаний.
В рамках республиканского совещания по вопросам цифровизации, Президент страны Нурсултан Абишевич Назарбаев дал старт работе Ситуационного центра Верховного Суда. Ситуационный центр расположен в здании Верховного Суда и представляет собой единую систему мониторинга работы судов в режиме реального времени. Он позволяет вести круглосуточный сбор и анализ актуальной судебной информации, поступающей из 370 судов страны более чем по 700 показателям. Среди них контроль процессуальных сроков применения аудио-, видеофиксации, своевременности начала судебных процессов. Особое внимание уделяется ведению судебной статистики. Ситуационный центр отслеживает ход проведения процессов во всех 1418 судебных залах республики. Это позволяет максимально быстро выявлять все случаи некорректного поведения в суде, в том числе несущего угрозу участникам судебного процесса. Ситуационный центр направлен на оперативное выявление и исправление возможных сбоев в графике работы судов. Это новое практическое цифровое решение по максимально полному обеспечению защиты конституционных прав граждан при отправлении правосудия.
Таким образом, «Электронное правосудие» призвано сделать судебную систему более открытой: увеличение степени прозрачности системы повышает доверие к ней со стороны общества, улучшает качество судопроизводства, уменьшает возможности для коррупции. Другим важным результатом применения информационных технологий станет сокращение сроков судебных разбирательств и снижение издержек. В будущем использование последних технических достижений при построении системы «электронного правосудия» может привести к тому, что внешняя сторона судебного процесса изменится до неузнаваемости. Буквально все контакты между судом и другими участниками процесса будут осуществляться посредством электронной почты и видеоконференцсвязи, а судебные дела перестанут существовать на бумажных носителях. Стороны смогут оплачивать государственную пошлину электронными деньгами и даже участвовать в судебном заседании, не выходя из дома или рабочего кабинета.

А. ЖАМАНТАЕВА,
председатель Жанибекского районного суда

Общество

Другие статьи