3.08.2018, 19:22
Просмотры: 524
Первый профессор казахской филологии

Первый профессор казахской филологии

Шамгали Харесович Сарыбаев оставил неизгладимый след в истории становления народного образования Казахстана, но главное – внес огромный вклад в развитие казахского языка, в его сохранение, стараясь воспитывать любовь к нему в своих учениках и последователях.

Жители Западно-Казахстанской области могут по праву гордиться именитым земляком. Он известен как представитель плеяды педагогов-просветителей дореволюционного Казахстана, лингвист, журналист, переводчик, собиратель фольклора, поэт, детский писатель, литературный критик. Шамгали Сарыбаев принимал активное участие в процессе перехода к различным алфавитам в ХХ веке, а также заложил научные основы метоики преподавания казахского языка как неродного. Шамгали Харесович родился в 1893 году на территории нынешнего Бокейординского района, в этом году исполняется 125 лет со дня его рождения. Окончил медресе в Оренбурге, в 1916 году работал в туркестанских селах преподавателем, возглавлял Шымкентское уездное управление народного образования и просвещения. Также Шамгали Харесович был первым, кто открыл в Шымкенте педагогические курсы, давал уроки казахского языка.
Доктор педагогических наук, профессор, академик Международной Айтматовской академии Бахтияр Сманов в своем труде о становлении народного образования в Казахстане и создании первого вуза Казахстана, который мы знаем как Казахский национальный педагогический университет имени Абая пишет не только об открытии вуза, который стал отправной точкой системы высшего образования страны, но и о преподавателе данного вуза, Шамгали Сарыбаеве. Дело в том, что история данного вуза насчитывает гораздо больше лет, чем принято было считать ранее. Согласно исследованию, КазНПУ им. Абая был создан в 1918 году в Ташкенте и назывался Казахским институтом просвещения. В его создании принимали участие в том числе представители казахской интеллигенции, алашординцы, которые впоследствии подверглись репрессиям и террору за свою общественно-политическую деятельность.
«В 1921 году преподаватель института Шамгали Сарыбаев (он много позднее, в 1937 году, был подвергнут сталинской репрессии) направляется в Алматы для организации Института просвещения. В своих воспоминаниях бывший преподаватель старейшего вуза рассказывает: «Я в 1921 году вместе с Кажымом Басымовым прибыл в Алматы для организации Казахско-Кыргызского инпроса (институт просвещения). Страна переживала трудные времена после гражданской войны. Хотя победили интервентов и белую банду, народное хозяйство было в упадке, людям жилось еще очень тяжело. Несмотря на все трудности, с непосредственной помощью Жетысуского обкома (Жубаныш Барибаев) и облисполкома (Ораз Жандосов), а также местного населения мы смогли открыть в Алматы инпрос для казахов и кыргызов, населяющих Семиречье». («Терме», №1, 1925 г.)», – пишет в своей статье Бахтияр Сманов. Как видим, Шамгали Сарыбаев не только осуществлял преподавательскую деятельность, но и активно участвовал в создании системы высшей школы страны, становлении институтов для казахской молодежи, чтобы сделать образование доступным для народа.
Жизнь и деятельность педагога, наставника, ученого Шамгали Харесовича Сарыбаева является ярчайшим примером профессионализма, высокой культуры, любви к Родине. Особенно много он сделал для сохранения казахского языка, повышения его статуса, чтобы интерес к нему молодежи не угасал и не прерывался. Его сын, выдающийся ученый, ныне покойный Шора Сарыбаев, в своих воспоминаниях не раз высказывал благодарность отцу, настоящему поборнику родного языка, за то, что тот, невзирая на трудности и расстояния, водил сына через весь город в казахский детский сад, потом и в казахскую школу. Благодаря этому он, кроме нескольких европейских, в совершенстве владел родным казахским языком. Личность и творческая деятельность отца оказала сильное влияние на Шору Шамгалиевича, который также избрал для себя путь ученого-лингвиста. Так же, как и отец, он всю жизнь собирал книги, и в доме Сарыбаевых на протяжении не одного поколения имеется прекрасная библиотека.
Шамгали Сарыбаев был автором более 100 научных статей о казахском языке и методике его преподавания, а также написал около десятка монографий. Причем его труды не ограничивались исключительно «кабинетной» работой – на протяжении многих лет он собирал образцы устного народного творчества и литературные материалы казахского и каракалпакского народов, встречаясь с жителями разных местностей.
«Еще в 14 школе Шамгали Сарыбаев учил меня казахскому языку. Хорошо помню его в залах и аудиториях КазГУ – никогда не опаздывающего и неторопливо вынимавшего из своего огромного коричневого портфеля наши письменные работы. Мы знали, что в портфеле всегда есть журнал, в котором он отмечал наши успехи и промахи. Требовательность и методичность, талант педагога и неиссякаемый энтузиазм – вот что с благодарностью вспоминается мне, когда я думаю о педагоге, заложивший во мне знания по казахской грамматике и вкус родного языка», – отметила в своих воспоминаниях казахский педагог, ученый и общественный деятель Рафика Бекеновна Нуртазина.
Несмотря на то, что Шамгали Сарыбаев жил и творил в сложное для развития науки время, многие вопросы, поднимаемые им в научных статьях и трудах по казахскому языку, остаются актуальными до сих пор. По мнению современных лингвистов, Ш. Сарыбаев по-прежнему считается одним из основоположников наиболее точной методики преподавания родного языка своему народу, а также его называют первым профессором казахской филологии. За свою научную и педагогическую деятельность Шамгали Сарыбаев удостоился таких наград, как орден «Знак Почета», звание «Отличник просвещения КазССР».
Современная плеяда ученых, лингвистов, трудящихся в сфере казахской филологии, свято чтут память просветителя, который считается наставником многих педагогов Казахстана. 125-летию Шамгали Сарыбаева будет посвящена международная научно-практическая конференция «Научно-образовательные парадигмы ХХI века: язык и культура как духовные ценности», которая пройдет в Казахском НПУ имени Абая в Алматы. К участию приглашаются ученые и исследователи, работники государственных учреждений, сотрудники библиотек, музеев, архивов, образовательной прессы, общественные деятели для обсуждения вопросов языка, литературы, журналистики, перевода, методики преподавания в условиях актуализации вопросов историко-культурного наследия Республики Казахстан.

Галина МАНЦЕВА

Общество

Другие статьи