20.12.2019, 15:18
Просмотры: 631
Хан Жангир – великий реформатор

Хан Жангир – великий реформатор

Областной русский драматический театр имени А.Н. Островского ко Дню Независимости РК посвятил пьесу правителю-реформатору, имя которого долгое время было несправедливо забыто и опутано мраком неведения и недостоверных сведений – хану Букеевской (Внутренней) Орды Жангиру. На премьере побывал аким ЗКО Гали Искалиев.

Режиссером постановки стала главный режиссер театра имени А.Н. Островского, лауреат премии «Еңлік гүл» Оксана Малуша. Спектакль был поставлен по произведению местного историка, писателя и краеведа Жайсана Акбая.
Аким области Гали Искалиев отметил мастерство актеров, подчеркнув, что ему очень понравился спектакль. Он также выразил большую благодарность автору повести Жайсану Акбаю, отметив, что пьеса была написана в 2001 году и поставлена только через 18 лет. В это, по словам акима области, большой вклад внесла режиссер Оксана Малуша, благодаря которой театр справился с поставленными задачами и воплотил на сцене историю хана Жангира как величайшего реформатора Великой Степи.
Также почетными гостями премьерного показа стали аким города Абат Шыныбеков, руководитель областного управления культуры, архивов и документации Кадырболат Мусагалиев и другие.
Вместе с тем Жайсан Акбай, как настоящий и неравнодушный патриот, с первых дней Независимости заговорил о том, что необходимо вернуть из небытия имена великих правителей казахского народа, ведь долгое время личность и деятельность хана Жангира были незаслуженно опорочены – считалось, что лишь батыры Махамбет и Исатай боролись за права простых шаруа, Жангир хан же выступал на стороне угнетателей. Однако уроки истории показывают, что эти утверждения были далеки от истины. Жангир хан, как и полагается мудрому и справедливому правителю, радел о благе своих подданых и видел казахов культурным, просвещенным и независимым народом. В свое время он сделал для этого много – открыл первую больницу, первые школы в Букеевской Орде, построил первое в степи казначейство, здание которого сохранилось до наших дней. Сейчас в этой постройке располагается Бокейординский историко-музейный комплекс. При хане Жангире наиболее талантливых и прилежных в учебе детей стали отправлять в престижные учебные заведения Российской империи, была введена вакцинация. К сожалению, не все реформаторские инициативы мудрого правителя находили поддержку у населения, многие осуждали хана. К слову, в спектакле показан и конфликт между ханом Жангиром и Махамбетом Утемисовым, который был не только другом правителя, но и воспитателем его сына Зулкарная. Однако позже Махамбет вместе с батыром Исатаем Таймановым встал во главе народного восстания, захлестнувшего степь. В ходе этого конфликта, положившего начало народно-освободительной борьбе, и прозвучали знаменитые стихи Махамбета: «Ты коварный волк, а не хан!». И этот момент также был мастерски передан в постановке.
Актер театра имени А.Н. Островского Анатолий Громов, сыгравший главную роль в постановке, отметил, что работа была нелегкой, было проштудировано множество исторических материалов, посвященных хану Жангиру, и ничего, кроме уважения, невозможно испытывать к этому прогрессивному для своего времени человеку, столь радеющему за повышение качества жизни своего народа и внедрение в степь образования.
В спектакле показан и образ Фатимы – жены хана, которая вместе с мужем способствовала развитию прогресса среди казахского народа. Роль ханши исполнила артистка театра Наталья Копеечкина, которая сумела передать и необычайную утонченность, и царственность правительницы, и ее мудрость, и женскую мягкость, с которыми она поддерживает мужа во всех его начинаниях. В спектакле есть и исторический момент – когда ханша Фатима была приглашена на бал в честь коронации российского императора Николая I. Пригласив степную царицу на танец, император спросил ее, как ей живется в диких степях, на что получил ответ: «Дым Отечества и сладок, и приятен». Вообще, реальных исторических лиц в постановке показано очень много – это и ученый Гумбольдт, который приехал в Букеевскую Орду изучать историю казахского народа, которая до этого предавалась из уст в уста, и императрица Екатерина II, и ее сын, император Павел I. Упоминается, что частным гостем в ханской ставке был чиновник по особым поручениям Владимир Иванович Даль, тот самый знаменитый составитель крупнейшего в истории русского языка толкового словаря.
Визуальное и музыкальное оформление спектакля вызывает искреннее восхищение. Сцена разделена на две локации. Нарисованная древняя карта Дешт-и-Кыпчака символизирует степь и ее просторы, высокий помост с колесами – власть. Примечательно, что символ власти, которая держится на колесах, не единичен, ведь колесо – это цикл, замкнутый круг, из которого не вырваться. Чтобы изменить систему, нужно сломать колесо – и это наводит на ассоциации с книгой «Песнь льда и пламени», где наследница древних королей Дейенерис Таргариен также хотела сломать колесо существующего порядка, чтобы принести мир и благополучие народу. Однако она не смогла этого сделать, как не смог и хан Жангир, которому в лицо противостоял собственный народ, а в спину дышала политика империализма.
Одной из красивейших сцен спектакля является эпизод курултая в Ханской роще, где хан Жангир был поднят на белой кошме, и народ признал его своим правителем. Для всех западноказахстанцев эта пьеса является не только наглядным уроком истории, но и примером гордости за то, что все это происходило на священной земле Приуралья, и спустя столетия мы по-прежнему можем находить приметы прошлого в повседневных вещах.
Неслучайно спектакль начинается и оканчивается цитатой А.С. Пушкина: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие». Еще одной важной мыслью, высказанной со сценой, становится изречение, что мы должны брать из прошлого огонь, а не пепел. Персона хана Жангира является именно таким огнем не только для казахского народа, но и для мировой истории, и по сей день его история зажигает сердца огнем памяти и любви к своему Отечеству.

Галина САМОЙЛОВА

Культура

Другие статьи