24.12.2019, 16:13
Просмотры: 322
Демократия – огромная ответственность

Демократия – огромная ответственность

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев принял участие во втором заседании Национального совета общественного доверия.

Не лозунг, а реальные действия
Выступая с объемной программной речью, Глава государства подчеркнул, что членами Национального совета общественного доверия совместно с представителями государственных органов проделана значительная работа, и уже есть конкретные результаты. Мобилизованы все силы для эффективной и скоординированной деятельности. Государственному аппарату поручено всячески поддерживать Нацсовет, непосредственное участие в этом принимает Администрация Президента. Секретариат подотчетен Президенту Казахстана – Председателю совета.
– В связи с этим, думаю, ни у кого нет сомнений, что власть заинтересована в установлении диалога и проведении реформы, – отметил Касым-Жомарт Токаев. Со многими членами Нацсовета Президент лично обсуждал их инициативы и предложения и, как сообщил Глава государства, намерен и в будущем проводить такие встречи. В ходе работы совета было выработано единое мнение по некоторым проблемным вопросам, что, по мнению Касым-Жомарта Токаева, даст мощный импульс укреплению демократии и усилит доверие общества к власти.
– Наш опыт высоко оценивается международными организациями. В целом он получил признание как образец ответственного и конструктивного диалога. Самое важное, что Национальный совет оправдывает общественное доверие. Есть еще один важный аспект – мы строим новую политическую культуру посредством конструктивного диалога, – заявил Президент.
На передний план выходят такие ценности, как плюрализм мнений, альтернативные взгляды, конструктивная позиция и ответственность. Идет процесс преодоления боязни альтернативной точки зрения.
– Власть не считает, что несогласие – это деструктив, общественно опасное явление. Таким образом, моя формула «разные мнения – единая нация» нашла свое прямое воплощение в Национальном совете общественного доверия. Это не просто лозунг или идея, а уже реальное действие, – подчеркнул Глава государства.
В частности, по всем предложениям и инициативам, озвученным в рамках первого заседания Нацсовета, запущены соответствующие механизмы и процедуры. На основе консолидированных решений подготовлен первый пакет реформ.
По каждой инициативе определены исполнители из числа ответственных структур с четкими сроками исполнения. В то же время в ходе обсуждения было получено немалое количество предложений, по которым шли серьезные дискуссии на уровне Администрации Президента и Правительства.
– Считаю, что только путем подобных обсуждений мы имеем возможность прийти к оптимально положительному результату, – подчеркнул Касым-Жомарт Токаев.
И заметил: здесь важно пресечь возможное лоббирование чьих-либо интересов. Первостепенная задача – выработка системных, долгосрочных, эффективных мер по актуальным экономическим и политическим вопросам.
Воплощая в жизнь концепцию «слышащего государства», нужно учитывать, в первую очередь, запросы граждан, уверен Глава государства. Нет ничего выше народа. И Национальный совет образован, прежде всего, как платформа для общественного диалога и доверия.
Конечно, нельзя сразу решить все проблемы, волнующие граждан. Однако по ряду вопросов достигнут прогресс и приняты решения. Системная работа будет продолжена, не снижая набранных темпов.

Первый пакет реформ
Один из важнейших пунктов первого пакета реформ касается земельного вопроса и рационального использования сельскохозяйственных угодий. Президент обозначил свою позицию: только тот, кто в состоянии работать на земле, может быть ее хозяином.
– Вместе с тем на практике определить нерационально используемые земли крайне сложно. Поэтому в таком чувствительном вопросе, как право на землепользование, мы не могли принимать поспешных решений, – отметил Глава государства.
В то же время в сфере государственного контроля за использованием сельскохозяйственных земель давно назрела острая необходимость внедрения современных методов контроля на основе новейших технологий. Широкая общественность, в том числе члены Национальной комиссии, отмечали необходимость перехода на космический мониторинг для выявления и изъятия неиспользуемых и нерационально используемых земель.
– В октябре я подписал Закон по вопросам регулирования агропромышленного комплекса, предусматривающий проведение дистанционного зондирования земель. Твердая законодательная основа – это первый шаг. Теперь необходимо проработать возможность использования космических снимков в качестве основания для расторжения договора землепользования с минимизацией контакта проверяемых и инспекторов. По моему поручению Министерство сельского хозяйства разработало соответствующий приказ, – подчеркнул Касым-Жомарт Токаев.
Безусловно, эта работа проводится с учетом всех рисков, в частности, новизны технологии, недостатка информации о качестве земли, актуальности баз данных. Министерству сельского хозяйства совместно с Министерством цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности поручено закончить все подготовительные работы и провести пилотный проект по космомониторингу земли в ряде областей до 1 мая 2020 года.
– Кроме того, мы должны принять иные меры по усилению контроля за рациональным использованием земли. Считаю, что необходимо увеличить базовые налоговые ставки за неиспользуемые земельные участки с 10 до 20 раз. Требуется также обеспечить сокращение срока неиспользования сельхозземель для принудительного изъятия с текущих двух лет до одного года, – отметил Президент.
Предстоит рассмотреть механизмы судебного изъятия земли, и этот процесс нельзя затягивать, считает Глава государства. Неиспользуемая земля попросту зарастает бурьяном.
Следующий важный вопрос – подотчетность и открытость государственных структур. И, прежде всего, рациональность и прозрачность расходуемых бюджетных средств. По решению Касым-Жомарта Токаева Счетный комитет начнет публикацию основных результатов своих аудиторских мероприятий по проверяемым госорганам и организациям, в составы советов директоров социально значимых предприятий квазигосударственного сектора войдут представители гражданского общества.
Правительству предстоит провести все необходимые процедуры отбора и внести кандидатуры на согласование до 1 марта 2020 года. В дополнение к поручению Главы государства, которое было дано в рамках Послания о сокращении количества предприятий квазигоссектора, а также их зачастую раздутых штатов, поставлен вопрос о снижении экономической вовлеченности действующих госпредприятий в конкурентные рынки.
Последнее будет реализовано через сокращение разрешенных уставных видов деятельности госпредприятий. Правительством уже предлагается сократить более ста видов деятельности, это около 30% от действующего перечня, но Президент считает нужным сократить перечень более значительно, особенно в крупных городах, где конкурентная среда наиболее развита.
– Правительство должно внести предложения по этому вопросу до 1 апреля 2020 года, – поставил задачу Президент.
Затронул Касым-Жомарт Токаев и вопрос о недопустимости дискриминации наших граждан со стороны иностранных работодателей. В своих программных выступлениях, в ходе региональных поездок Глава государства неоднократно поднимал эту проблему. Акцентировали на ней внимание и члены Нацсовета.
Поэтому по поручению Президента в прошлом месяце была произведена проверка на предмет соблюдения трудового и миграционного законодательства на предприятиях, привлекающих иностранную рабочую силу. За это время проинспектировано 95 компаний, выявлено 930 фактов нарушений. Среди них значительную часть составили нарушения касательно выполнения иностранными сотрудниками работы, не соответствующей выданному разрешению, и расхождения полученного образования с занимаемой должностью. На основе анализа ситуации, проверок компетентных органов и с учетом предложений членов совета Министерством труда и социальной защиты населения подготовлен ряд изменений.
– Во-первых, будет значительно сокращена квота на привлечение иностранной рабочей силы на 2020 год. Сокращение составит около 40% – с 49 тысяч в 2019 году до 29 тысяч в 2020 году. Во-вторых, все предприятия численностью более 250 человек, привлекающие более 30 иностранных работников, будут охвачены регулярными проверками. Теперь Минтруда сможет оперативно реагировать на любые нарушения, в том числе диспропорции в оплате труда, социально-бытовых условиях и так далее, не позволяя проблемам накапливаться. В-третьих, будут пересмотрены Правила установления квоты на иностранную рабочую силу и Правила выдачи разрешений. Предусмотрено сокращение иностранного персонала по
4-й категории (рабочие специальности), а также ужесточены требования по местному содержанию в кадрах, – сказал Глава государства.
В связи с этим Правительству поручено принять дальнейшие меры по обеспечению трудовой деятельности иностранными гражданами в строгом соответствии с действующим законодательством.
Еще один вопрос, на котором акцентировал внимание Касым-Жомарт Токаев, касается проекта «Бюджет народного участия», что также является одной из задач по реализации концепции «слышащего государства» и исполнения предвыборной программы Президента. Он уже запущен в качестве пилота в Нур-Султане и Алматы.
– Принимая во внимание высокую общественную значимость данного начинания, подобная практика с 2020 года будет введена в 55 административных единицах. В частности, во всех районах городов республиканского значения и столицы, а также в 35 городах областного значения, – уточнил Глава государства.
В части обеспечения большей вовлеченности граждан в рассмотрение бюджетов центральных органов Министерство финансов совместно с членами Национального совета создало Рабочую группу по выработке предложений для изменения формата проекта «Гражданский бюджет».
– Граждане страны имеют право получать достоверную информацию о распределении бюджетных средств. Подобный принцип транспарентности должен затронуть все виды финансовых операций, проводимых на территории государства. Нам следует объективно понимать полную картину внешних источников финансирования и заимствования. Требуется также прекратить спекуляции на предмет чрезмерной задолженности нашей страны перед внешними кредиторами. В связи с этим до 1 апреля 2020 года Министерства национальной экономики, финансов и Национальный банк должны разработать Единый реестр внешнего долга в виде оцифрованной базы данных, – отметил Касым-Жомарт Токаев.
Следующий вопрос, волнующий и предпринимателей, и простых граждан, – волатильность, нестабильность курса нацвалюты. По поручению Президента Нацбанк будет контролировать этот вопрос и с 1 января ежемесячно и ежеквартально предоставлять информацию по обменам валют. Также будет опубликован график курса обмена валют и принята стратегия денежно-кредитной политики.
Касым-Жомарт Токаев указал на разного рода лжефирмы, осуществляющие финансовые махинации. Для эффективной борьбы с ними необходимо усилить работу с теневой экономикой. Члены совета рекомендовали привлекать к этой работе самих предпринимателей. Для этого Правительство совместно с НПП «Атамекен» создаст открытую интегрированную базу данных по субъектам бизнеса для проверки контрагентов.
Наполнение базы данных и классификация предприятий будет проводиться на основе информации налоговых, таможенных и правоохранительных органов. В ней будет отображаться задолженность по налогам, наличие административных правонарушений и так далее.
Как пояснил Президент Казахстана, если бизнесмен провел проверку контрагента по данной базе, и тот не оказался в так называемой «красной зоне», сделка с ним не может быть предметом уголовного преследования до начисления налогов и штрафов. Если же, согласно базе данных, контрагент оказался в «красной зоне», и бизнесмен все равно решил иметь с ним дело, то он должен понимать последствия такого решения.
– Это и есть принцип должной осмотрительности. Данные инициативы должны быть четко отражены в Налоговом кодексе и других законодательных актах, – подчеркнул Глава государства.
Следующим шагом в этой работе должен стать перевод оплаты за крупные транзакции исключительно в безналичный наблюдаемый формат.
– Сегодня с развитием банковских технологий добропорядочному гражданину или бизнесу наличные деньги нужны в небольшом количестве. В то же время доля теневой экономики на рынках недвижимости и реализации автотранспорта составляет около 3 триллионов тенге. Необходимо навести порядок, – отметил Касым-Жомарт Токаев, поручив Правительству и Нацбанку подготовить пакет поправок по внедрению безналичного расчета при первичной реализации жилья и автотранспортных средств с учетом территориального развития, особенно в сельской местности.

На повестке – социальные вопросы
Президент в своем выступлении заострил внимание и на качестве предоставляемых цифровых услуг. Несмотря на то, что созданы специальные базы данных, закуплены дорогостоящие информационные системы, в стране до сих пор, в первую очередь, требуются документы на бумажном носителе. Глава государства привел конкретный пример.
– Каждый третий гражданин страны управляет транспортным средством. И все водители носят с собой и удостоверение личности, и водительское удостоверение, и технический паспорт, и путевой лист, и еще разного рода документы. За то, что человек забыл документы дома, наказываем. Только по таким фактам за 11 месяцев наказали около 80 тысяч граждан. Правительство обязано в ближайшее время разобраться с этой проблемой, при необходимости внести изменения в законодательные акты, – потребовал Глава государства.
Говоря о социальных реформах, Президент считает по-прежнему актуальным вопрос об адресной социальной помощи многодетным семьям. Перед Правительством поставлена задача обеспечить прозрачную и справедливую адресную помощь. Касым-Жомарт Токаев подчеркнул, что государство должно помогать только тем, кто нуждается.
В связи с этим было принято во внимание предложение общественности и членов Нацсовета не учитывать доходы семьи при выплате в новом формате социальной помощи многодетным семьям. Действительно, норма об учете индивидуальных доходов сложна в администрировании, влечет за собой негативные социальные последствия – разводы, фиктивные увольнения, забой скота, и нередко подвержена коррупции.
– Поддержано также предложение касательно обеспечения детей из социально уязвимых слоев населения пакетом гарантированной социальной помощи. Правительством проделана большая работа, выработаны новые подходы. Подготовлен соответствующий законопроект. Таким образом, многодетные семьи будут получать государственную поддержку вне зависимости от доходов, а исключительно исходя из количества детей в семье. Новое государственное пособие многодетным семьям предлагается установить в дифференцированных размерах, кратных к МРП, от 42,5 до 74 тысяч тенге. Кроме того, детям из малообеспеченных семей будет положен гарантированный социальный пакет. Дети дошкольного возраста будут обеспечиваться продуктовыми наборами и другими средствами первой необходимости. Школьники будут получать бесплатное горячее питание в школах, ежедневный бесплатный проезд в школу и обратно, а также школьную форму и учебные принадлежности. Все это за счет государства, – сообщил Президент.
Больше внимания будет уделяться новым способам стимулирования труда, поддержке детей, оставшихся без попечения родителей. Не останутся без внимания люди с ограниченными возможностями. Всего, по данным МТСЗН, в Казахстане проживает 106 тыс. граждан с ограниченными возможностями, и только четверть из них обеспечены работой. Центры занятости и социальной реабилитации поручено открыть в Акмолинской, Актюбинской, Алматинской, Западно-Казахстанской областях, городах Нур-Султане и Шымкенте.
– Не прекращаются дискуссии по выплате обязательного 5-процентного пенсионного взноса работодателями. Предполагалось, что он начнет действовать с 1 января 2020 года, но до сих пор нет единой позиции. Поэтому срок введения обязательных пенсионных отчислений работодателями отложен до 2023 года, – заявил Касым-Жомарт Токаев.
Высказался Президент и по вопросу перехода на латиницу. Спешки в этом вопросе допускать нельзя, уверен Касым-Жомарт Токаев. Требуется тщательно, выверенно и всесторонне проанализировать и проработать все аспекты внедрения нового алфавита.
– Предложенные три варианта латиницы оказались несовершенными, поэтому нужен поистине научный подход к этой проблеме, которую упрощать нельзя. Речь не идет о простом переложении кириллицы на латиницу. Нужна реформа казахского языка, если хотите, модернизация нашего языка. Ждем авторитетного мнения наших ученых. Еще раз заявляю, что мы реформируем именно казахский язык. В таком судьбоносном для нации вопросе кампанейщина, легковесность недопустимы! – подчеркнул Глава государства.

Сила – в единстве и многообразии мнений
Наряду с важнейшими вопросами повышения качества жизни казахстанцев и усиления социальной политики серьезные шаги будут сделаны в области реформирования действующей политической системы.
– Некоторые эксперты высказывали мнение, что данная проблематика, мол, уйдет на второй план. Но мы проявили волю к достижению конкретных результатов в этой крайне чувствительной сфере. Первый пакет политических инициатив был усилен со стороны именно государства. Таким образом, ни у кого не должно быть сомнений в необходимости политической модернизации, о чем я говорил в Послании, – продолжил Президент.
При этом, подчеркнул Касым-Жомарт Токаев, реформы должны содействовать стабильному развитию нашей страны, а не приводить к потрясениям. Они призваны усиливать созидательную основу политического процесса, чтобы плюрализм стал важным элементом повышения экономического благосостояния и человеческого капитала.
– Поэтому очень важно найти наиболее разумный путь, так называемую золотую середину, которая обеспечит поступательное развитие нашего государства. Это, в конце концов, требование всего народа. Исходя из этого, проработан первый пакет политических инициатив. Он состоит из следующих мер. Во-первых, следует приступить к внедрению уведомительного принципа организации митингов, что соответствует нашей Конституции. Митинги допустимы, если они не нарушают закон, не нарушают общественный порядок и не мешают покою граждан. Это моя принципиальная позиция. Вы ее знаете, мы будем ее закреплять законодательно. Пришло время для того, чтобы прививать общественному сознанию культуру митингов. И обществу, и государству пора адекватно относиться к публичному выражению позиции. Это неизбежность, и лучше к ней прийти самостоятельно, осознанно, а не вынужденно. Но надо понимать, что митинги – это не только право, но и ответственность, – отметил Глава государства и добавил, что в рамках исполнения Плана по реализации президентского Послания разработан проект закона о мирных собраниях.
В нем будут четко определены все формы мирных собраний, установлена компетенция маслихатов по определению специализированных мест, а также такие понятия, как статус организатора, участника и наблюдателя, их права и обязанности. Речь идет не просто об изменениях в действующий закон, а о концептуально новом законе, который регламентирует вопросы организации и проведения всех форм мирных собраний.
– Правительству следует внести проект закона на рассмотрение Парламента, – дал поручение Президент.
Касым-Жомарт Токаев также считает возможным снизить пороговое значение по численности членов политических партий для их регистрации в 2 раза – с 40 тыс. до 20 тыс. человек.
В избирательных партийных списках необходимо предусмотреть обязательную 30-процентную квоту для женщин и молодежи и таким образом, стимулировать активный приход женщин в политику, особенно в законотворческий процесс.
– Точно так же мы должны способствовать приходу в Парламент и в местные представительные органы молодежи, о чем убедительно сказал Елбасы на недавнем совещании с активистами партии «Nur Otan». Они готовы более активно участвовать в общественно-политических процессах. Для молодежи мы должны создавать не только социальные, но и общественно-политические лифты, чтобы передать эстафету Независимости новым поколениям просвещенных патриотов. Данная норма обяжет политические партии более активно работать с разными социальными группами и учитывать их интересы в своей деятельности, – подчеркнул Глава государства.
Кроме того, на законодательном уровне планируется закрепить институт «Парламентской оппозиции». Представители разных партий смогут занять руководящие посты в комитетах Мажилиса. Это новая общественная парадигма. В последнее время активные граждане открыто выражают свое мнение по социально-экономическим вопросам, и нужно учитывать эти альтернативные взгляды.
– По всем этим инициативам Правительству совместно с Администрацией Президента предстоит подготовить и внести в Парламент соответствующие предложения и законопроекты, – отметил Касым-Жомарт Токаев.
Кроме того, Глава государства подробно остановился на решении вопросов, которые активно поднимались правозащитниками. Министерству иностранных дел поручено начать процедуру присоединения ко Второму факультативному протоколу к Международному пакту о гражданских и политических правах.
– Мы также сумели достичь разумного компромисса по статье 174 Уголовного кодекса. Предлагается гуманизировать данную статью – внести изменения в существующую редакцию, более корректно ее изложить. Например, отказаться от формулировки «возбуждение» и использовать вместо нее более точное юридическое понятие «разжигание». Такая формулировка позволит четко зафиксировать более справедливое применение данной статьи и снимет основные вопросы по ней, – уточнил Президент.
Помимо этого, был подготовлен специальный законопроект, направленный на смягчение финансовых ограничений в отношении лиц, отбывших уголовное наказание по данной статье и имеющих положительное заключение в правоохранительных органах. Их могут исключить из перечня, ограничивающего права по распоряжению финансами и имуществом, им могут позволить получать минимальные размеры месячной заработной платы в расчете на каждого члена семьи, а также разрешить открывать и вести банковские счета.
Еще один важный вопрос, который давно обсуждается и вызывает жаркие дискуссии в обществе, – статья 130 Уголовного кодекса о клевете.
– На первом заседании Национального совета тоже поднимался этот вопрос. Предлагалось декриминализировать данную статью. Однако оказалось, что есть и серьезные контраргументы. Некоторые общественники, даже правозащитники выступают за сохранение этой нормы в Уголовном кодексе, так как речь идет о защите прав человека, сохранении его чести и достоинства. В свою очередь ряд государственных органов предлагает внести изменения только в первую часть статьи 130. Отмечу, что только по вопросу об изменении статьи 130 Уголовного кодекса было организовано несколько рабочих обсуждений с участием членов Национального совета и представителей государственных органов. Последнее из них проведено буквально накануне нашего заседания, – проинформировал Касым-Жомарт Токаев.
По словам Президента, на примере этой дискуссии можно видеть, насколько сложно зачастую найти единое решение. Ведь необходимо учесть все моменты – правовые, гуманитарные, этические и международные стандарты.
– По итогам анализа всех позиций и нюансов данного вопроса мною принято решение декриминализировать статью 130 Уголовного кодекса и перевести ее в Административный кодекс. При этом нужно сохранить высокую меру ответственности, чтобы гарантировать права других граждан и защитить их от клеветнических измышлений и нападок, – поставил точку в вопросе Глава государства.
В завершение своей речи Касым-Жомарт Токаев отметил, что демократия – это огромная ответственность и власти, и граждан, которая должна служить развитию и созиданию, а не разобщенности и развалу.
– Запрос на дальнейшие политические преобразования в обществе есть, мы это знаем. В своей работе мы будем исходить из высших целей развития. Популизму здесь просто не должно быть места, – заявил Президент.
Казахстанский патриотизм – это проявление общности интересов, общности судьбы, готовность трудиться, творить во имя процветания нашей Родины. Казахстанцы, по убеждению Касым-Жомарта Токаева, призваны осуществить историческую миссию – на своем примере показать, как нужно и можно путем созидательного диалога власти и народа преодолеть любые преграды.
– Мы должны сформировать повестку дня в интересах абсолютного большинства граждан. Мы сильны своим единством. В то же время единство опирается на многообразие мнений. Известный тезис ООН – «Единство в многообразии». Эта концепция очень актуальна применительно к нашей стране, – подчеркнул Глава государства.
Президент еще раз подчеркнул, что власть готова к любым позитивным изменениям, которые пойдут на пользу развитию и будущему государства. Национальный совет общественного доверия должен играть важную роль в этой работе. Здесь обсуждаются самые важные и сложные вопросы, касающиеся судьбы страны. Все это свидетельствует о растущей политической и правовой культуре нашего народа.
Но вопрос не только в политике. Многое зависит от общечеловеческих ценностей, которые и могут стать движущей силой устойчивого развития и духовного роста, тем самым способствуя построению справедливого общества и цивилизованного государства.

Проработка ключевых вопросов
О деталях работы в рамках Национального совета общественного доверия при Президенте РК и о том, какие вопросы рассматривались в рабочих группах, рассказали на заседании члены совета. Как отметил советник Президента – секретарь Национального совета Ерлан Карин, в рамках рабочих групп обсуждение шло не только с главами комитетов и департаментов, но и на уровне первых руководителей государственных органов. А главным итогом работы стало рассмотрение вопросов с участием Президента.
– Глава государства провел личные встречи с членами Национального совета, – рассказал Ерлан Карин. – Было проведено 16 таких встреч, и в будущем мы планируем их проводить регулярно. В ходе встреч Главе государства представили различные предложения. Они были обсуждены на уровне исполнительной власти, каждый пункт рассмотрен Администрацией Президента и Правительством, по предложениям проведены экспертизы на соответствие законодательству.
О важности курса реформ говорил в своем выступлении политолог Ерлан Саиров, который руководил в рамках Нацсовета рабочей группой по вопросам политической модернизации.
– Важно понимать, что все реформы должны проводиться в интересах народа, и тогда будет формироваться особое доверие к власти, – считает он. – Национальный совет – это, по сути, новый формат работы, часть комплексного, системного подхода.
Он отметил, что во время работы совета нередко возникали жаркие споры, далеко не всегда участники дискуссии быстро приходили к согласию по тем или иным предложениям.
– Тем не менее мы всегда старались находить разумный компромисс. Во многих встречах, помимо членов Национального совета, принимали участие и другие представители общественности, поднимались темы защиты прав человека и узловые вопросы социальной модернизации в стране. Членами совета были сформулированы конкретные предложения по усовершенствованию законодательства о партиях, о митингах, о выборах. Разработаны предложения по повышению транспарентности деятельности госорганов и квазигосударственного сектора, по усилению роли общественных советов в регионах и депутатов местных представительных органов, – рассказал Ерлан Саиров.
Он обратил внимание на то, что в ходе встреч членов Нацсовета с Президентом поднималось множество проблемных вопросов. И многие из них были приняты в работу соответствующими государственными органами. Такая результативность, по словам политолога, внушает большой оптимизм. Также он отметил, что члены совета в социальных сетях и в СМИ активно делились своим мнением и видением основных приоритетов будущего страны. К обсуждению различных аспектов предстоящих реформ подключились все структуры гражданского общества.
– В целом мы видим, что в ходе консультаций с представителями Администрации Президента и Правительства удалось достичь позитивной динамики в создании механизмов диалога, основанного на философии «слышащего государства», – подчеркнул Ерлан Саиров. – Хотя процесс был нелегким. Но главное – государство готово прислушиваться к советам и рекомендациям со стороны общества. За этот период мы осознали важную истину: терпеливый диалог и позитивная дискуссия являются залогом поступательного общественного развития. И главная миссия Национального совета – изменения ради национального созидания.
На вопросах развития систем образования, здравоохранения, социальной защиты и других остановился руководитель рабочей группы Национального совета по социально-культурной модернизации, руководитель образовательных проектов BTSDigital Саясат Нурбек.
– Мы начали проработку вопросов с регионов, – уточнил спикер. – По линии Министерства образования обсуждались проблемные моменты в дошкольном и школьном образовании, в средне-специальных учебных заведениях. Дали ряд предложений по повышению квалификации педагогов. Провели консультации по всем указанным вопросам с руководителями соответствующих департаментов.
Кроме того, активно работали над Концепцией развития образования до 2025 года. Предложения и замечания по документу были представлены на встрече с министром образования и науки.
Говоря о системе здравоохранения, Саясат Нурбек признался, что с Минздравом и его подведомственными организациями пока не удалось наладить тесные связи. Поэтому пока обсуждены только вопросы оптимизации работы министерства. Более глубокая проработка всей проблематики казахстанского здравоохранения в рамках Нацсовета еще пока только предстоит.
– Под председательством Премьер-министра мы провели заседание по профессиональным стандартам, – рассказал руководитель рабочей группы. – Разработали новый атлас специальностей. Было поручение Президента спрогнозировать, какие профессии могут быть востребованы в будущем. Также этот вопрос рассмотрен на встрече с заместителем Премьер-министра Бердибеком Сапарбаевым.
В целом, по словам Саясата Нурбека, с руководителями департаментов госорганов представители Нацсовета провели около 25 встреч. Организовано десять трансляций в социальных сетях, члены совета принимали участие в работе различных дискуссионных площадок. Были рассмотрены вопросы развития государственного языка и перехода на латиницу, проблемы миграции и поддержки этнических казахов, возвращающихся на родину. Члены рабочей группы внесли предложение ввести в Казахстане Национальный день миграции 18 ноября.
В свою очередь руководитель рабочей группы по экономической модернизации Национального совета общественного доверия Мухтар Тайжан рассказал, что каждое из семи заседаний, в которых участвовали члены его группы, длилось по 3–4 часа. Немало вопросов обсуждено, некоторые были сформулированы в виде конкретных предложений. Однако остались и нерешенные. Один из них – в сфере землепользования. Второй касается банкротства физических лиц.
– Сегодня кредиты – очень большая проблема, можно сказать, это современное рабство, – заявил он. – По этой причине мы наблюдаем много разрушенных жизней, разводов, даже суицидов из-за того, что люди не могут погасить долг. В ряде развитых стран есть закон о банкротстве физических лиц, и в Казахстане он тоже нужен. Основной аргумент против – якобы норма о банкротстве физлиц может привести к росту иждивенческих настроений. Но ведь есть случаи, в которых речь не идет об иждивенчестве, просто у физического лица нет никаких возможностей погасить кредит, и тогда надо найти другие, альтернативные пути.
Как было отмечено на заседании, многие предложения, выработанные Национальным советом общественного доверия, обрели четкую структуру. Одни вошли в планы работы министерств и ведомств, по другим Президентом даны конкретные поручения. Таким образом, работа уже сегодня дает ощутимые результаты. Есть, конечно, еще нерешенные вопросы. И работа будет продолжена.
«Казахстанская правда»

Новости

Другие статьи